Билет № 29. Системный и типологический подход в изучении журналистики

Существует несколько подходов изучения журналистики:

• Исторический (этапы стан овления);

• Социологический (общественная деятельность);

• Социально-психологический (проблемы восприятия информации);

• Филологический («литература», текст, лексика);

• Системный (общественная система с некоторыми задачами и функциями).

Система может быть определена как совокупность элементов определенного рода, взаимосвязанных, между собой и образующих целостность. Каждый элемент системы выполняет свои функции при взаимодействии с другими. «Найдя фактор, мы всегда найдём систему» Менделеев.
Системообразующие факторы (СФ):

• Внутренние/внешние;

• Временные;

• Структурообразующие;

• Искусственные/естественные;

• Стабилизирующие/не стабилизирующие;

• Открытые/латентные.

СФ в журналистике:

• Социально-политическая организация в обществе;

• Сфера соц. интересов общества (массовое сознание, идеи, интересы – общественное мнение);

• Фактор образования культуры;

• Экономический фактор;

• Технико-технологический фактор.

Признаки системы:

• Наличие элементов – минимальных единиц.

• Интегративность, как результат взаимодействия всех компонентов, входящих в систему, которые зависят от уровня целостности системы.

• Теснейшая связь с внешней средой, что характеризует ее открытость. Выделяют шесть основных внешних подсистем: общественно-политическую; производственно-экономическую; социально-бытовую; природно-экологическую; культурную и духовно-нравственную.

Существенными признаками системы можно считать целевые характеристики:

1) полифункциональность – способность выполнять различные действия для достижения результатов;

2) развитие;

3) упорядоченность (изменений).

Система СМИ состоит из целого ряда системных единств. К ним относятся все средства массовой информации – пресса, радио, телевидение и новые электронные медиа.


Билет № 30. Моделирование как метод познания систем.

Моделирование – это метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей.

Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. Например, без предварительного создания чертежей невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме. Т.е. это наглядность. Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью. Каждый объект состоит из других объектов, т.е. представляет собой систему

Система – сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов). Всякая система имеет определенное назначение (цель). Кроме того, всякая система определяется не только составом своих частей, но и порядком и способом объединения этих частей в единое целое, т.е. структурой.

В журналистике целостное рассмотрение социальной коммуникации и ее сферы невозможно без определенных методик формализации, типологизации и моделирования. Качественно различным социальным системам присущи структурные и функциональные закономерности, законы организации. Любая модель коммуникации, как правило, воспроизводит ее сущность, составные элементы, основные функциональные характеристики коммуникации в целом и ее элементов, в частности. Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы. Коммуникативный процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей коммуникации, представленных в научной и учебной литературе, большинство из которых было создано в XX в.

• Первая из известных моделей была предложена еще Аристотелем в «Риторике», где он писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)». Таким образом, данная модель универсальна – она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной формах. В этом акте выделяются три основных элемента коммуникации: ОРАТОР – РЕЧЬ – СЛУШАТЕЛЬ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: