Система развивающего обучения Л. В. Занкова

В 1957 году Л. В. Занков с коллективом своей лаборатории приступил к работе по проблеме соотношения обучения и развития.

Методологической основой для начала фундаментального исследования проблемы соотношения обучения и развития стало исследование Л. В. Занкова «Взаимодействие слова и наглядности в обучении»: оно помогло укрепить две важнейшие позиции — значимость эксперимента как метода педагогического исследования и необходимость включать в его состав психологические методы изучения результатов обучения.

Это же исследование стало практической предпосылкой для изучения проблемы обучения и развития. Оно открыло, что школа не использует в нужной степени эффективные способы обучения и таким образом не обеспечивает развития наблюдения, мышления, положительное отношение к учению. Это вступило в противоречие с утверждениями о том, что школа не только дает знания, но и развивает учащихся.

В теоретической стороне вопроса Л. В. Занков исходил из положения о ведущей роли обучения в развитии. Будучи коллегой Л. С. Выготского, он разделял его идею о том, что только то обучение способствует развитию, которое опирается на зону ближайшего (а не только актуального) развития. Это положение требовало поиска путей наиболее эффективного построения обучения — в этом его прогрессивность [3].

Задача исследования заключалась в том, чтобы раскрыть характер объективной связи между построением обучения и ходом общего развития младших школьников. Впервые в мировой практике педагогический эксперимент охватывал обучение в целом.

В ходе этого исследования была выдвинута принципиально новая цель обучения — достижение оптимального общего развития каждого школьника, под которым понималось развитие мышления, воли, чувств, нравственных представлений. Знания, умения и навыки рассматривались как средства достижения этой цели. Она требовала масштабных преобразования всей образовательной системы: соответствующих дидактических принципов, другого подхода к отбору и структурированию содержания образования, к организации процесса обучения, изменений характера отношений «ученик — учитель — родители» и изучения результативности. Только приведение образовательной системы в соответствие с ее целью могло дать возможность рассчитывать на оптимальный для обучающегося результат в усвоении знаний, умений и навыков и общем развитии.

Особенность системы — в согласовании внешних и внутренних факторов развития (связи главной роли обучения с аккуратным отношением с внутренним миром ребенка, учетом его индивидуальности). Движущая сила развития системы — осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал [2, с. 257-272].

Еще одной важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика — то есть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить способности каждого, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым» [6].

Система открыта для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий.

Содержание образования определяет целостная широкая картина мира на основе ценностей науки, литературы, искусства, непосредственного познания действительности, рефлексии [11].

Для решения названной задачи был избран экспериментально-педагогический метод. Эксперимент проводился без отбора учителей и классов, в разных педагогических условиях — сельских и городских, одноязычных и многоязычных школах. Это и определило научную и практическую надежность созданной образовательной системы.

Для данного метода характерны следующие черты [3]. Эксперимент как выход за рамки существующей практики при условии целостного построения обучения в реальном школьном классе. Экспериментальный класс был открыт в 1957 году в Москве, в него пришли учиться обыкновенные семилетние дети, и в нем на протяжении четырех лет ученый совместно с учительницей Н. В. Кузнецовой разрабатывал новые подходы к обучению младших школьников.

 

1. Включение в состав педагогического исследования психологических методов изучения учащихся. При этом впервые в педагогике общее развитие выдвигается в качестве главного критерия определения результативности.

 

2. Массовый педагогический эксперимент (продолжался на протяжении 60-х годов). Он дал возможность выявить влияние на развитие детей именно созданной системы обучения, а не приходящих моментов (подбор учащихся, опыт учителя и пр.). К участию в создании новой системы обучения было привлечено огромное число учителей, которые, содействуя утверждению системы как высокоэффективной, повышали уровень своей квалификации.

 

3. Изучение особенностей развития и усвоения знаний учениками на последующих ступенях школы и после ее окончания. Этот прием давал возможность понять, не исчерпываются ли психические возможности детей при условии высокоэффективного развития их в начальных классах.

 

4. Изучение индивидуальных путей развития детей в одних и тех же оптимальных условиях обучения, чтобы выявить, достигаются ли некие единые высокие для всех учащихся результаты. Этот прием прямым образом отвечал задаче раскрытия сложных причин развития, лежащих не только вовне, но внутри самого ребенка.

Отдельными представителями педагогической науки методологические новации Л. В. Занкова были встречены в штыки. Но в то же время наиболее видные ученые отмечали в своих публикациях, что Л. В. Занков осуществил поворот педагогического мышления в сторону использования научных фактов как основы выдвигаемых новых теоретических и практических положений. Влияние исследований Л. В. Занкова на методологию педагогики подтверждают и сами педагогические исследования, выполненные в соответствии с его методологическими принципами (например, известные в педагогике исследования сравнительной эффективности методов обучения, проведенные в шестидесятых-семидесятых годах под руководством И. Т. Огородникова) [3].

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова [6]:

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, определяющие верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она обеспечивается путем снижения степени трудности заданий, если это необходимо.

 

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.

 

3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.

 

4. Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь — на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.

 

5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л. В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление вредно, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: