Урок в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

В системе Л. В. Занкова урок остается основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут существенно варьироваться [4]. Основное его отличие от традиционного урока: полилог в классе, основанный на самостоятельной и коллективной мыслительной деятельности детей, сотрудничество учителя и ученика.

Главная методическая цель урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями.

Ход познания — «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Преобразующий характер деятельности учащихся: дети наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, определяют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации — коллизии, которые дети должны решить.

Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель пробуждает заинтересованность каждого ученика в работе класса.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создается обстановки для естественного самовыражения ученика.

Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать собственный опыт учащихся.

Одной из ярких черт урока в дидактической системе Л. В. Занкова является неукоснительное требование к педагогу обеспечить на уроке добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между ним и учащимися.


Учебно-методический комплект системы Л. В. Занкова

Приоритетность задачи общего развития ребенка не может не отразиться на отборе материала для учебников и на их построении, в результате которого учебники начинают выполнять развивающую функцию. Следует отметить, что система Л. В. Занкова имеет теоретические положения, отражающие особенности учебника для начальных классов в условиях обучения, направленного на общее развитие школьника [11].

Особенности учебно-методического комплекта [6]:

1. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в связях его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности.

2. Владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования.

3. Актуальность, практическая значимость учебного материала для обучающегося.

4. Условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных умений.

5. Активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия и др.

6. Проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры.

7. Индивидуализация обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, реализуемая посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.

УМК системы Занкова состоит из следующих завершенных предметных линий учебников [10]:

1. Азбука. Авторы: Нечаева Н. В., Белорусец К. С.

2. Русский язык. Авторы: Нечаева Н. В., Яковлева С. Г. 

3. Литературное чтение. Автор: Свиридова В. Ю.

4. Литературное чтение. Автор: Лазарева В. А.

5. Математика. Авторы: Аргинская И. И., Бененсон Е. П., Итина Л. С., Ивановская Е. И., Кормишина С. Н.

6. Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.

7. Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Николаева Е. И., Петрова Е. Н.

8. Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С. Г. 

9. Музыка. Автор: Ригина Г. С.

10.  Технология. Авторы: Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н., Хлебникова С. И., Нагель О. И. и др. 

11.  Физическая культура. Автор: Шаулин В. Н.

12.  Английский язык «Волшебная радуга» / «Magic Rainbow» (2-4 классы). Авторы: Святловская Е. А., Белоусова С. Ю., Гацкевич М. А. и др.



Заключение

Развивающее обучение — это такая форма обучения, при которой все формы, методы, приемы, средства преподавания направлены не только на усвоение знаний, навыков, но и на интенсивное всестороннее развитие личности учащегося; овладение им способами добывания знаний, развитие его творческой активности.

Развивающее обучение сосредоточено на том, чтобы дети учились творчески добывать знания, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные знания. Данная теория обучения качественно меняет отношение учителя к ребенку, поднимая его на более высокий уровень сотрудничества. В учебниках, построенных на принципах развивающего обучения, находится новое содержание образования, методы и формы работы, направленные на раскрытие индивидуальных способностей и способностей младших школьников. Разнообразие методов работы учителя, базирующиеся на особых дидактических принципах и типичных методических свойствах развивающего обучения, дают возможность обеспечивать многообразие видов деятельности обучающихся, позволяют учителю следить за прогрессом каждого ребенка в плане успешности его обучения и развития.

Стержнем развивающего обучения является достижение максимального результата в общем развитии школьников. Поэтому основной путь направлен на формирование знаний, умений и навыков не большим количеством упражнений или заданий, а самостоятельным добыванием новых знаний всем классом. Двигателем процесса познания становится желание узнать новое, неизвестное. Дети уже в самом начале обучения испытывают удовлетворение от направленной умственной деятельности, радость от выполнения сложного задания.

В частности, система Занкова благодаря своей научной обоснованности и эффективности оказалась востребованной в школах, служила и служит до сих пор улучшению учебной организации. В этом практическая значимость исследований Л. В. Занкова. Теоретические идеи воплощены в непосредственных руководствах для школы — в учебных программах, методических руководствах для учителя.

Впервые в мировой образовательной практике были сформулированы передовые цель обучения и дидактические принципы, а также доказана высокая эффективность и результативность их реализации в школьной практике.

Именно «занковцы» первыми стали решать задачу индивидуализации обучения, показали, что в школе нет и не должно быть разделения на важные/главные и неважные/неглавные учебные предметы; отменили поурочный балл, который мешает поисковой деятельности, разрушает атмосферу взаимопонимания и взаимоподдержки в коллективе; ввели в практику постоянное изучение школьника; реализовали в учебниках и методиках различные меры помощи учащимся и др.

Таким образом, развивающее обучение все чаще утверждается как ключевой психолого-педагогический принцип организации учебно-воспитательного процесса, от которого во многом зависит эффективность переориентации системы образования на развитие творческой личности.

Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самосовершенствовании и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.

 


 

Список источников и использованной литературы:

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: АСТ, 2005. — 670 с.

2. Зверева М. В., Нечаева Н. А., Петрова В. Г. Леонид Владимирович Занков. Психолог, дефектолог, педагог (1901—1977) // Выдающиеся психологи Москвы.

3. Зверева М. В. Экспериментально-педагогические исследования Л.В. Занкова и их роль в развитии теории и практике обучения [Электронный ресурс] // Занков.ру — URL: http://zankov.ru/about/zankov/article=155/ (дата обращения: 26.11.2019).

4. Посашкова Е. В. Система общего развития школьников Л. В. Занкова [Электронный ресурс] // О детстве. 2009. 8 августа. — URL: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/120.html (дата обращения: 26.11.2019).

5. Развивающее обучение [Электронный ресурс] — URL: http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=269 (дата обращения: 26.11.2019).

6. Система Занкова (ФГОС) [Электронный ресурс] // Школьный гид. — URL: https://schoolguide.ru/index.php/progs/archive/zankov.html (дата обращения: 26.11.2019).

7. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров; под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с. *с. 266

8. Теория развивающего обучения // Википедия. [2019-2019]. Дата обновления: 26.11.2019. — URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=103543296 (дата обращения: 26.11.2019).

9. Технология развивающего обучения / О. А. Карташова. [Электронный ресурс] — URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/11/12/tehnologiya-razvivayushchego-obucheniya (дата обращения: 26.11.2019).

10.  УМК системы Занкова [Электронный ресурс] // Школьный гид. — URL: https://schoolguide.ru/index.php/progs/zankov-fgos/ucheb.html (дата обращения: 26.11.2019).

11.  Чуракова Р. Г. Дидактическая система Л.В. Занкова в XXI веке [Электронный ресурс] // Занков.ру — URL: http://zankov.ru/about/theory/article=156 (дата обращения: 26.11.2019).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: