Курсовая работа
на тему:
Категория времени в философии постмодернизма
Выполнила:
студентка группы 5 «В»
факультета русской филологии
Дульнева К.П.
Научный руководитель:
ассистент Загибалова М.А.
Тула
2008
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Категория времени в истории философии………………………….....5
1.1. Категория времени в античности……………………………………………6
1.2. Понимание времени в философии Средневековья…………………………8
Категория времени в философии в период
с Нового времени до 20 века…………………………………………………...11
1.4. Категория времени в отечественной философии…………………………20
Глава 2. Категория времени в постмодернизме……………………………….24
Хайдеггер как предшественник философии постмодернизма
в понимании времени …………………………………………………………...24
2.2. Философия постмодернизма……………………………………………….27
2.3. Теоретики постмодернизма о категории времени………………………...29
Заключение………………….……………………………………………………39
Литература и источники…………………..……………………………………..41
Введение
Актуальность работы. Мало найдется других показателей культуры, которые в такой же степени характеризовали бы ее сущность, как понимание времени. В нем воплощается, с ним связано мироощущение эпохи, поведение людей, их сознание, ритм жизни, отношение к вещам. Достаточно сопоставить циклическое восприятие времени, доминировавшее у народов древнего Востока и в античности, с финалистской концепцией движения мира от сотворения его к концу, к слиянию времени с вечностью в средние века, для того чтобы стало ясным коренное различие в жизненной ориентации культуры древности и культуры средневекового христианства. Поэтому так важно изучить восприятие категории времени в философии постмодернизма, философии, идеалом которой является хаос. Как видно, эта тема очень актуальна для понимания нашей культуры.
В современном обществе существует тенденция к информатизации культуры, а как следствие, к «исчезновению» временных различий. Вопрос о возможности «исчезновения» временных границ начал беспокоить исследователей еще в ранние периоды развития общества, но именно в наш век эта проблема обозначилась наиболее рельефно, подтверждением актуальности данного вопроса является окружающая нас действительность.
Представленная в трудах психологов и культурологов многоаспектность изучения философии постмодернизма, подтверждая заинтересованность исследователей в данной проблематике, не позволяет считать окончательно решенными вопросы, связанные с глобальной категорией бытия. Анализ данной проблемы будет способствовать, во-первых, более глубокому пониманию видов времени в философии, во-вторых, содержания этой категории и, в-третьих, основных теоретических концепций по этому вопросу.
Изучением категории времени занимались такие известные философы и культурологи как Аристотель, Августин, Фома Аквинский, М.Хайдеггер в книге «Бытие и Время», Ж.Делез, Ж.Деррида в работе «Презентация времени», Мишель Фуко в «Археологии знания», Борхес в книге «Письмена Бога».
Объектом нашего исследования является философия постмодернизма. Предметом – особенности трактовки категории времени в постмодернистской философии.
Целью нашей работы является исследование особенностей понимания категории времени постмодернистами. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1) систематизировать данные о понимании времени в различные эпохи;
2) охарактеризовать понятие «постмодернизм» с философской точки зрения;
3) проанализировать теории, взятые за основу исследований категории времени постмодернистами;
4) выявить и проанализировать основные постмодернистские теоретические модели времени.
Методологическая основа. Достижение цели курсовой работы и решение соответствующих конкретных задач обусловливает комплексный характер избранной методологии, включающей культурологический, общефилософские методологии: анализ культурологической и философской литературы, методы анализа, синтеза, сравнительного метода, метода классификации, абстрагирования, конкретизации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав («Категория времени в истории философии» и «Категория времени в постмодернизме»), заключения, списка литературы и источников.
Глава 1. Категория времени в истории философии
Проблема времени играет большую роль в жизни человека и является одной из основных, центральных тем философской рефлексии. Уже очень давно мыслителей начали волновать вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную сущность или же оно есть нечто вторичное, производное?
Первое упоминание категории времени встречается еще в античной мифологии и древнегреческом эпосе. Исследования поэмы Гомера «Одиссея» показывают, что в ней впервые упоминаются категории пространства и времени. В «Теогонии» Гесиода присутствует представление о двух временах: 1) циклическом времени несовершенного мира, 2) высшем времени, в котором отсчитываются глобальные моменты в истории мира. Свое дальнейшее развитие эти идеи, хотя еще недостаточно развитые, о наличии двух времен получили в античной натурфилософии, в философских теориях эпохи Возрождения и Нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант, Бергсон, Гегель и другие.
Анализируя эволюцию взглядов на время в ходе развития человеческого мышления и познания природы, в философии и физике выделяют две пары взаимно дополняющих друг друга теорий времени. Первая пара концепций выражает разные мнения о процессах становления, то есть расходятся в вопросе об отношении категорий времени и бытия. В соответствии со статической концепцией, события прошлого, настоящего и будущего существуют реально и в известном смысле одновременно, а становление и исчезновение материальных объектов – это иллюзия, которая возникает в момент осознания той или иной трансформации. Согласно динамической концепции, реально существуют только события настоящего времени; события прошлого уже реально не существуют, а события будущего еще реально не существуют.
Вторая пара концепций расходится по вопросу о природе времени, об отношении категории времени и движения. Субстанциональная концепция анализирует время как особого рода субстанцию наравне с пространством, веществом и пр. Реляционная концепция считает время относительным (или системой отношений) между разнообразными событиями.