Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.
Во – первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.
Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).
Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.
|
|
Грубое поведение - не что, иное, как проявление агрессивности.
Однако агрессивность продолжает дремать в каждом из нас. Когда и в какой форме она может выплеснуться на окружающих, зависит от обстоятельств, от темперамента, от воспитания.
Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются: из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.
А если подросток грубит вроде бы на пустом месте, когда атмосфера в семье не дает к этому поводов? Тут возможны три причины:
1. Инфантильность. Такие дети по социальному и психическому статусу не соответствуют своему возрасту. Их агрессивность объясняется тем, что они еще не усвоили правил общежития, которые им уже полагалось бы знать. По мере взросления их поведение, скорее всего, выровняется. Это бывает особенно ярко заметно, когда в семье один ребенок. Здесь присутствует детский эгоизм - все для него и дитя к этому привыкает с пеленок.
2. Протест. Вспышки недовольства, гнева, ярости у подростка возникают в ответ на попытки взрослых унизить, оскорбить или целиком подчинить своей воле. Большей частью такая форма носит адресный характер, т.е. направлена против конкретных виновников ситуации. У психологов есть такой посыл: если есть конфликтная ситуация между учителем и учеником, то виноват, как правило, учитель. Хотя многие педагоги относятся к этому утверждению весьма скептически. Как только конфликт находит свое разрешение, подросток успокаивается.
|
|
3. Уродливый, патологический характер. Самое страшное! Речь идет о преобладании таких черт, как повышенная возбудимость, злобность, конфликтность. Как правило, это проявляется еще в раннем возрасте. Нередко характер ребенок наследует от кого-то из родственников. Пожалуй, это самый тяжелый случай, и родителям таких детей можно только посочувствовать. Нередко к таким ребятам прилипают нехорошие, обидные клички и прозвища, им всегда трудно в любом коллективе.
4. Подростковое (возрастное) чувство юмора. Юмор детей и взрослых тоже имеет свои отличительные особенности. Вообще юмор - очень тонкий индикатор понимания. Если людям смешно одно и то же, значит, они в какой-то точке друг другу близки. Все знают, с каким трудом иногда удается понимать шутки людей другой национальности, другой культуры.