Виды и формы агрессии

Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.

Во – первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.

Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).

Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.

Грубое поведение - не что, иное, как проявление агрессивности.

Однако агрессивность продолжает дре­мать в каждом из нас. Когда и в какой форме она может выплеснуться на окру­жающих, зависит от обстоятельств, от темперамента, от воспитания.

Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются: из ласко­вых, спокойных и послушных вдруг пре­вращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разбе­ремся в причинах его возникновения.

А если подросток грубит вроде бы на пустом месте, когда атмосфера в семье не дает к этому поводов? Тут возможны три причины:

1. Инфантильность. Такие дети по со­циальному и психическому статусу не со­ответствуют своему возрасту. Их агрес­сивность объясняется тем, что они еще не усвоили правил общежития, которые им уже полагалось бы знать. По мере взросления их поведение, скорее всего, выровняется. Это бывает особенно ярко заметно, когда в семье один ребенок. Здесь присутствует детский эгоизм - все для него и дитя к этому привыкает с пеленок.

2. Протест. Вспышки недовольства, гнева, ярости у подростка возникают в ответ на попытки взрослых унизить, ос­корбить или целиком подчинить своей воле. Большей частью такая форма носит адресный характер, т.е. направлена про­тив конкретных виновников ситуации. У психологов есть такой посыл: если есть конфликтная ситуация между учителем и учеником, то виноват, как правило, учи­тель. Хотя многие педагоги относятся к этому утверждению весьма скептически. Как только конфликт находит свое раз­решение, подросток успокаивается.

3. Уродливый, патологический характер. Самое страшное! Речь идет о преоблада­нии таких черт, как повышенная возбудимость, злобность, конфликтность. Как правило, это проявляется еще в раннем возрасте. Нередко характер ребенок на­следует от кого-то из родственников. Пожалуй, это самый тяжелый случай, и ро­дителям таких детей можно только посочувствовать. Нередко к таким ребятам прилипают нехорошие, обидные клички и прозвища, им всегда трудно в любом коллективе.

  4. Подростковое (возрастное) чувство юмора. Юмор детей и взрослых тоже имеет свои отличительные особенности. Вообще юмор - очень тонкий индикатор понимания. Если людям смешно одно и то же, значит, они в какой-то точке друг другу близки. Все знают, с каким трудом иногда удается понимать шутки людей другой национальности, другой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: