Исследование агрессивности подростков позволяет выявить особенности эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности ребенка, которые в критических обстоятельствах могут способствовать возникновению у него агрессивных форм поведения. Ведь совершенно очевидно, что более или менее агрессивные люди разными глазами смотрят на конфликтные ситуации, по-разному их понимают и неодинаково оценивают допустимость применения физической силы или словесных угроз в качестве средства разрешения межличностных и групповых напряженностей.
В связи с этим для сбора и анализа фактического материала важно применять разные методики, комплексное использование которых и обеспечивает надежность, достоверность получаемых данных. При выборе методик обычно учитывается:
· положительная оценка применения и надежность методики по данным ряда отечественных и зарубежных исследователей;
· доступность методики для изучаемого контингента детей;
· пригодность данной методики для групповых обследований;
|
|
· возможность математической обработки добытых результатов и пр.
Полученные результаты сопоставляют с данными изучения биографий исследуемых подростков. Такой подход позволяет вскрыть устойчивые закономерности в поведение детей.
Принципиально важным методом исследования агрессивности выступает опрос. Он выгодно отличается тем, что при строгом его использовании позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях детей, но и результатах их деятельности, поведения.
Вместе с тем еще А.Басс указывал на то, что при изучении агрессивности опросники не находят широкого применения. Он объяснял это тем, что ответы на вопросы частично детерминированы желанием респондентов показать себя в благоприятном свете. Эта тенденция, называемая «социальной желательностью», обычно проявляется при применении опросников, созданных для исследования поведения, которое считается социально неприемлемым. Существенным моментом является как сам факт мотивированного искажения ответа, так и быстрое изменение ответов в различных ситуациях, т.е. то, что называется мотивационной лабильностью, и является субъективным изменением смысла ответов.
Самым удачным представляется опросник Басса – Дарки, который выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия. Кроме того выделяется еще один пункт – угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения. Которые обычно запрещаются нормами общества. Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности.
|
|
Создавая свой опросник, А. Басс и А. Дарки решили учесть различные формы агрессивных реакций. А. Басс, отдавая предпочтение бихевиоральному аспекту гипотезу «фрустрация – агрессия». Предлагал разграничивать две реакции: реакцию, проявляющуюся «внешне», активно по отношению к конкретным лицам, которую он определяет термином «агрессия», и реакцию, состоящую в том, что личность занимает в общем негативную, недоверчивою позицию по отношению к окружающим, - «враждебность». При составлении вопросов А. Басс и А. Дарки пользовались следующими принципами:
1. вопрос может относится только к одной форме агрессии;
2. вопросы были сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения или неодобрения.
Данная методика позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя эту методику, можно убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем методики выявляют лишь наличие агрессивных компонентов. Позволяя диагностировать агрессивные тенденции. Но истолкование полученных данных требует как дополнительного теоретического анализа, так и создания специальных экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции подростковой агрессии.
Вписать сюда также описания других методик СРОЧНО И ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!