Виды агрессивного поведения подростков

В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Это было, конечно, и раньше, но значительно реже, особенно среди маленьких детей. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными, в частности, при встрече с детской агрессией. Наблюдая за детьми и подростками, проявляющими агрессивное поведение, психологи выявили несколько наиболее часто встречаемых типов детской агрессии.

Агрессии лидерства

Этот тип агрессии характеризуется эгоцентричным стремлением ребенка к лидерству и власти (и несогласием с ролью «второго плана»), соперничеством, попытками подавить соперника (включая порой учителей и родителей), вызывающим поведением, нарушением дисциплины. Иногда – это свойства темперамента, которые станут ценными чертами лидерского характера в прочесе социализации. Иногда – реакция ребенка на авторитарный стиль, процветающий в семье. Властное поведение может быть также компенсацией нереализованной потребности и признании.

Воспитательные воздействия взрослых при подробной агрессии должны быть направлены в первую очередь на развитие эмпатии (т.е. способности к сопереживанию), внимания к другим и понимания того, что лидер не тот, кто умеет брать на себя ответственность, вызывая уважение и доверие. Взрослые могут передавать такому ребенку часть своих обязанностей и полномочий, давая поручения и прося о какой-либо помощи. При этом важно публично выразить ему свою благодарность, удовлетворив, таким образом, его потребность в значимости.

Если поведение ребенка или подростка «переходит границы», возникает необходимость в проявлении твердости и последовательности. Ему следует напомнить о существовании правил и последствиях их невыполнения.

Агрессия демонстративности

Ребенок постоянно делает попытки привлечь к себе внимание, причем любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Он может принимать роль клоуна, «супермена», умника и др. Привлекать к себе внимание таким способом характерно для маленьких детей. Когда родители не замечают ребенка, он привлекает их внимание какой-нибудь выходкой, и если это происходит часто, такое поведение закрепляется. Агрессия демонстративности зачастую является следствием того, что в детстве ребенок ощущал дефицит любви и внимания.

 Взрослым в этом случае следует поощрять положительное поведение ребенка, а вызывающее по возможности игнорировать и только в крайнем случае можно применять санкции, объяснив школьнику, что за свои действия необходимо нести ответственность.

Агрессия мести

Проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это – способ восстановления справедливости, желание защитить себя от «врагов». Такое поведение может быть следствием того, что ребенок растет в неблагополучной семье, где чувствует себя отверженным или он не нравится другим людям, в том числе детям, из-за своей необычности, «неудобности». Дети, склонные к агрессии мести, как правило, не верят в доброту, но при этом нуждаются в ней. Поэтому взрослый может попытаться найти «ключик» к такому ребенку, проявляя к нему внимание и заботу без всяких условий.

Агрессия страха

Страхи заставляют ребенка или подростка «быть во всеоружии», т.е. быть готовым отразить нападение или другую опасность. Как правило, страхи носят преувеличенный характер. Например, боясь насекомых. Человек раздавит паука, даже если тот совершенно безвреден. И агрессивная реакция ребенка нередко бывает чрезмерной и опережающей.

Агрессия тревоги

Дети, как правило, не осознают, в чем источник их тревоги, они ощущают, что их «что-то гнетет», «что-то плохо», что-то «не так». Поэтому и агрессия направляет внутрь («на тревогу») и проявляется, например, в переедании, излишнем употреблении сладостей, жевательных резинок и т.п., а также в пустой трате времени у телевизора, компьютера, игровых автоматов (попытка обмануть или заглушить тревогу).

Усилия взрослых должны быть направлены на то, чтобы избавить ребенка от состояния тревожности. Этому способствуют доверительные беседы на темы, касающиеся его отношений с одноклассниками, его успеваемости, его отношения к себе и т.д.

Агрессия вины

Чувство вины всегда вызывает душевное страдание, и человек, желая избавиться от него, либо старается искупить вину поступком, либо направляет агрессию на источник страданий (если нет сил, возможностей, желания что-то изменить).

Агрессия низкой самооценки

Часто проявляется в виде повышенной обидчивости, ранимости. Агрессия низкой самооценки часто формируется в атмосфере излишней критичности, придирок, насмешек, издевок по отношению к ребенку.

Такие дети нуждаются в чутком и тактичном к себе отношении. Им не хватает веры в себя и силы духа, чтобы справиться со своими трудностями. Из-за своей уязвимости они часто становятся «белыми воронами».

Агрессия завышенной самооценки

Дети с завышенной самооценкой высокомерны, уверены в своей значимости, избранности, «гениальности». При этом они убеждены в том, что их не ценят, не понимают, к ним несправедливо относятся. Такие дети могут быть чрезвычайно агрессивными, даже приходить в ярость в ситуации, когда их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того, они порой испытывают удовольствие, унижая тех, кто слабее.

Эта типология не исчерпывает всех видов детской агрессии. Но все же она позволяет родителям и учителям рассматривать агрессию не как злой умысел детей, а как наличие у них внутренних проблем, с которыми самостоятельно они не могут справиться. Такие дети нуждаются во внимании со стороны родителей и в профессиональной поддержке педагога и психолога. Конечно, оказать такую поддержку непросто, в основе одинаковых внешних проявлений могут лежать разные причины и их «расшифровка» требует как компетентности, так и эмпатии взрослых. По-видимому, решение проблемы лежит не в плоскости поиска «подходящих технологий борьбы с детской агрессии», а в плоскости расширения педагогического сознания, в частности, понимания того, что каждый ребенок «агрессивен по-своему». Необходимо всякий раз настраиваться на конкретного ребенка, используя и развивая свою способность к наблюдательности, сочувствию и пониманию.  

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие [22]:

· Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

· Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

· Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

· Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

· Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

· Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

· Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки [14].

Рассмотрим их более подробно, т.к. именно эти факторы и определяют агрессивное поведение у человека.

Намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается прежде всего то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т. е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.

Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение [4]: Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия - одним из решающих детерминантов. Например, если единственное, что человек может сделать, состоит в жалобе на агрессора начальнику, а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т. е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика.

Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: Особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться. Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.

Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.

Самооценка: Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия [25.].

Итак, в самых общих чертах алгоритм развития агрессивного цикла выглядит так: в начале происходят невидимые наблюдателю и чувственно не оформленные для самого больного процессы отклонения от нормального хода биологической жизни. На этом этапе происходит включение механизмов компенсации, направленных на преодоление возникших патологических изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: