Метод структуризации принятия решений

 

Сущность метода структуризации состоит в построении "дерева решений" путем многоэтапного экспертного опроса с использованием так называемой дельфийской процедуры. В результате проведения каждого этапа экспертного опроса формируются элементы одного уровня "дерева рений", производится их сравнительная оценка, отбрасываются элементы, не соответствующие принятым показателям отбора. Оставшиеся элементы подвергаются дальнейшей структуризации на более низком уровне. Такой подход дает возможность наиболее полно учесть и оценить все предложения экспертов. Каждый раз экспертам предполагаются для оценки элементы только одного уровня "дерева", что уменьшает размерность задачи и повышает обоснованность суждений экспертов. При таком подходе ускоряется процесс построения "дерева решений", так как по принятым показателям отбора элементы каждого уровня оценивают, а элементы, не соответствующие им, отбрасывают и не учитывают в дальнейшем рассмотрении.

Процедура структуризации проблемы и ее оценки предусматривает реализацию следующих этапов:

этап 1 - определение и описание проблемы;

этап 2 - структуризация проблемы на уровне подпроблемы;

этап 3 - структуризация подпроблемы на уровне тем научных исследований;

этап 4 - расчет технико-экономических характеристик элементов третьего уровня "дерева решений".



Метод дерева целей

 

Данный метод позволяет увидеть количественные и качественные взаимосвязи и отношения между отдельными целями развития организации, увязать их разные уровни с конкретными средствами и сроками достижения.

 

 

Порядок построения дерева целей:

1. Определение генеральной цели системы управления;

2. Составление перечня целей, обеспечивающих достижение главной цели;

3. Их оценка и отбор для построения дерева целей;

4. Определение пересекаемости целей;

5. Построение исходного дерева целей не пересекающихся друг с другом;

6. Определение коэффициентов относительной важности и взаимной полезности

цели;

7. Построение окончательного варианта дерева целей.


3.1 "Дерево целей" на примере аэропорта "Внуково"

 

Генеральная цель - сохранении прибыльности аэропорта путем предоставления услуг авиакомпаниям по грузовым и пассажирским перевозкам наивысшей конкурентоспособности по России, а также в максимальном удовлетворении потребностей самого широкого круга клиентов в организации обслуживания пассажиров, багажа, груза и почты.

Система целей аэропорта Внуково:

Социальные цели:

повышение профессионального уровня персонала;

в целях повышения эффективности работы Внуково привлечение наиболее квалифицированных молодых специалистов с потенциалом профессионального роста

организация обучения сотрудников авиакомпании английскому языку в специально созданном отделе международного обучения;

повышение качества предполетного обслуживания экипажей ВС в соответствии с международными стандартами ИКАО.

Производственные цели:

увеличение объемов пассажирских перевозок с нынешних трех до 19,0 - 19,5 млн. чел. в год;

рост организации за счет увеличения объемов предлагаемых услуг и прибыли;

завершение строительства нового интермодального почтово-грузового комплекса и

нового пассажирского терминала, который станет самым современным

аэровокзалом в России.

расширение географии сети сообщений,

обеспечение качества предоставляемых услуг, определение и проведение политики в области качества,

использование инновационных решений сложных технологических задач,

позволяющих обеспечить обслуживание пассажиров и авиакомпаний на самом высоком уровне.

Научно-технические цели:

внедрение новейших информационных технологий во всех сферах аэропортовой деятельности;

закупка новой наземной техники;

претворение в жизнь новых инфраструктурных проектов.

Экономические цели:

увеличение прибыли на 30% за счет внедрения современных средств обслуживания и загрузки самолетов;

внедрение более экономичных способов обработки багажа и грузов;

увеличение инвестиций в модернизацию аэропорта, что позволит вывести его пропускную способность на уровень 18-20 млн. пассажиров в год.

Ресурсные цели:

сокращение текучести кадров;

повышение уровня заработной платы сотрудников;

совершенствование условий труда;

использование системы мотивации труда.

Экологические цели:

снижение уровня шума;

снижение уровня выбросов вредных веществ в окружающую среду




SWOT - анализ

 

Применяемый для анализа системы управления метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды организации. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Матрица SWOT - анализа строится в рамках двух координат. По горизонтали отображается состояние внутренней среды организации, а по вертикали - состояние ее внешней среды.

 

4.1 SWOT - анализ аэропорта "Внуково"

 

Рассмотрим сильные и слабые стороны аэропорта "Внуково".

К сильным сторонам относятся:

выгодное месторасположение;

высокая культура обслуживания;

скоординированная работа подразделений;

положительный имидж аэропорта среди клиентов и партнеров;

оснащенность современным оборудованием;

непрерывно расширяющийся спектр высококачественных услуг;

высокий уровень безопасности;

лидирующее положение на рынке авиаперевозок;

соответствие аэропорта международным стандартам;

рост объема авиаперевозок;

внедрение передовых аэропортовых технологий.

Слабые стороны:

значительная текучесть кадров;

низкий уровень заработной платы

отсутствие активной рекламы новых возможностей аэропорта;

Выявим угрозы и возможности, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации.

Возможности:

Выгодное географическое положение;

возможность инвестиций в строительство нового терминала;

известные и хорошо зарекомендовавшие себя партнеры;

рост рынка и направлений авиаперевозок;

рост платежеспособного спроса на авиаперевозки;

прогнозируемое увеличение объема перевозок;

снижение налогов

поддержка государства.

Угрозы:

темпы быстрого роста конкурентов;

террористические акты;

введение новых налогов,

угроза падения платежеспособного спроса на авиаперевозки;

резкое повышение цен на материалы (например, на топливо)

рост требований по безопасности и обслуживанию пассажиров со стороны государства;

обострение конкурентной борьбы.



Заключение

 

Любая компания не может проводить анализ рынка, планирование и контроль своей деятельности без исследования своих покупателей, конкурентов, посредников и других субъектов и сил, действующих на рынке, а также без сбора исчерпывающей информации об уровне сбыта и ценах. Практически нет таких фирм, которые были бы полностью удовлетворены той информацией, которую удается собрать. Поэтому залогом эффективно работающих компаний, в том числе авиакомпаний, является использование экспертных методов исследования систем управления, проведение маркетинговых исследований.

Грамотное рыночное исследование может способствовать успеху усилий авиакомпании. При неудачно построенном исследовании время и деньги могут быть потрачены впустую, быть неэффективными.



Литература

 

1. А.С. Малин, В.И. Мухин. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 400с.

2. В.В. Мыльник, Б.П. Титаренко, В.А. Волочиенко. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 352с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2004. - 528с.: ил.

4. Юбилейный рейс Внуково-65 / Г. Аралов // Авиаглобус. - 2006. - №7. - с.8-9.

5. Журнал "Внуково - международный аэропорт". - 2005. - № 2. - с35.

6. www.vnukovo.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: