Формы воздействия государственных финансов на образование

Государственные финансы - это особая сфера экономических отношений, связанная с распределением, перераспределением и потреблением части общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций.

Особенности системы высшего образования как управляемого объекта и допустимые пределы государственного воздействия на эту сферу обусловливают внесение корректировок в процессе применения общих методов управления, а также использование специфических форм и методов. Кроме того, от уровня профессионального образования (начальное, среднее, высшее) зависит степень децентрализации управления. Применение общих методов должно учитывать также особенности функционирования вузов не только как образовательных, но и как научных организаций. С учетом всех перечисленных факторов и выстраивается система государственного регулирования высшего образования, включающая соответствующие органы исполнительной власти и используемые средства регулирования.

К правовым формам (или средствам), наряду с изданием правовых актов (нормативных и индивидуально-правового регулирования), добавилось заключение административных договоров. Это договоры между федерацией и ее субъектами по вопросам образования, между федеральным органом исполнительной власти и органами управления образованием субъекта федерации, между учредителем и вузом, а также между вузами и потребителями кадров, студентами и вузом, студентом и работодателем.

Также в сфере высшего образования особое значение приобретают иные юридически значимые действия, имеющие важные юридические последствия: это присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий; проведение единого государственного экзамена, решение апелляционных комиссий на вступительных экзаменах.

Неправовые формы воздействия – это осуществление организационных действий (совещания, разработка программ, обобщение и распространение опыта, проведение проверок, бухгалтерский и статистический учет, встречи с вузовской общественностью и т.п.) и информационно-технических операций (работа с информацией и ее переработка, прогнозирование).

Возможно выделить и такие формы административно-правового регулирования, которые могут быть применимы в сфере высшего образования: это государственная поддержка (через систему грантов, федеральных и региональных программ), императивные количественные и качественные нормативы (государственные стандарты, государственный заказ на подготовку специалистов, контрольные цифры приема, нормативное финансирование и др.); легализующие способы (лицензирование). Думается, что и автономию вуза можно в этом контексте расценить как административный или административно-функциональный режим. А такая форма, как введение государственной монополии, распространяется, строго говоря, на ряд управленческих процедур в сфере управления высшим образованием: лицензирование, аккредитацию и выдачу документов государственного образца, аттестацию научно-педагогических кадров.

Большое значение имеет прямое и косвенное регулирование образования.  Прямое вмешательство оказывает непосредственное воздействие на образование в целом. К нему относятся бюджетные инвестиции, государственные заказы, льготные кредиты и налоговые льготы, введения минимальной зарплаты для педагогов не ниже средней зарплаты и другие материальные и моральные стимулы, а также различные образовательные программы. Косвенные формы государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на образование. К нему относятся кредитно-денежная система - используется для воздействия на образование через учетную ставку.

Применение той или иной формы зависит от характера регулируемых отношений, специфики объектов регулирования, важности регулируемого вопроса. Чаще всего каждая из перечисленных форм воздействия не используется отдельно от других форм, они дополняют друг друга. Только используя всю совокупность форм, достигается наиболее оптимальное развитие и функционирование отрасли.

                                                                                                    Таблица 2

Образовательные кредиты

Банк Процентная ставка (в год, рубли) Срок кредитования

Балтийский банк

от 19 % до 7 лет

Банк Сосьете Женераль Восток

от 14 % до 6 лет

Банк "Образование"

15% до 5 лет

Банк "Уралсиб"

17,5 % - 19 % до 5 лет

Российский сельскохозяйственный банк

14% до 10 лет

Сбербанк России

12% до 11 лет

Банк "Союз"

10% до 16 лет

Нацпромбанк

от 18% до 3 лет

 

Рис. 2. Финансирование образования

 

 

Таблица 3

Распределение средств бюджета на целевые программы

Программы

Отчетный период

Плановый период

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы

2520

0,85

2606

0,81

2223

0,68

2448

0,72
ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды (2006-2010 годы)"

550

0,25

750

0,32

       800

0,34

400

0,21
ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)"

20

0,01

40

0,01

30

0,01

20

0,01
ФЦП "Русский язык (2006-2010 годы)"

85

0,03

90

0,03

98

0,03

98

0,03
Приоритетный национальный проект "Образование" (внедрение современных образовательных технологий)

4500

1,51

1100

0,34

1100

0,34

 

0,00
Приоритетный национальный проект "Образование" (дополнительное ежемесячное вознаграждение за классное руководство)

11428

3,85

11180

3,47

11180

3,44

 

0,00
Приоритетный национальный проект "Образование" (поощрение лучших учителей)

1000

0,34

1000

0,31

1000

0,31

1000

0,30

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: