Участие флота в обороне Ленинграда

Немецко-фашистское командование, готовя захватническую войну против СССР, учитывало огромное экономическое и политическое значение Ленинграда как крупнейшего индустриального и культурного центра и важнейшего порта на Балтийском море. Гитлеровцы рассчитывали, что, разгромив советские войска в Прибалтике и захватив Ленинград, сумеют успешно повести наступление на Москву и быстро завершить войну.

К началу сентября обстановка на сухопутном фронте стала чрезвычайно напряженной. Ленинград был окружен с суши, требовалось значительное пополнений войск личным составом. Десятки тысяч балтийских военных моряков влились в ряды защитников города. Осенью 1941 г. флот сформировал 6 бригад морской пехоты, отдельные полки, батальоны и роты общей численностью более 83-х тысяч человек. Они участвовали в боях на самых ответственных участках фронта, где натиск противника был особенно сильным. Артиллерия кораблей вела контрбатарейную борьбу с артиллерией противника, все силы флота принимали участие в Ленинградской битве 1941-1944 гг.

С приходом флота из Таллина в Кронштадт начался новый этап в боевой деятельности Краснознаменного Балтийского флота – он полностью переключился на оборону Ленинграда. Краснознаменный Балтийский флот должен был не допустить проникновения неприятельских морских сил в восточную часть Финского залива (восточнее о. Гогланд) и огнем артиллерии оказать непосредственную поддержку сухопутным войскам. Обладая большой мощностью, артиллерия флота должна была усилить артиллерию Ленинградского фронта. С конца августа до конца сентября минные заградители, эскадренные миноносцы, тральщики и катера минировали восточную часть Финского залива. Корабли действовали в невероятно сложной обстановке. Они были лишены возможности маневрировать, и вражеская тяжелая артиллерия могла легко уничтожить их своим огнем. Район действий кораблей (Морской канал, Кронштадтский рейд) находился под непрерывным обстрелом врага. Корабли подвергались систематическим массированным бомбовым ударам авиации противника, которая прилагала отчаянные усилия, чтобы вывести из строя наши корабли, ликвидировать этот огневой щит Ленинграда. Однако задача оказалась непосильной для фашистских военно-воздушных сил. Зимой 1941-1942 гг. часть кораблей Балтийского флота стояла в Ленинграде на Неве и её рукавах.

Стойкость, мужество и героизм были массовым явлением в эти дни. Однажды во время ожесточенной артиллерийской дуэли у борта лидера "Ленинград" разорвался снаряд. Осколками был тяжело ранен командир одного из орудий старшина 2-й статьи Василий Степанович Кузнецов. Истекая кровью, он лежал на палубе. В это время загорелся пороховой заряд. Кораблю грозила гибель. Напрягая последние силы, Кузнецов дотянулся до горящего заряда и пополз с ним к борту, чтобы сбросить заряд. Последними словами моряка-патриота были: "Спасите корабль". Имя старшины 2-й статьи В.С. Кузнецова приказом командующего флотом навечно занесено в список экипажа лидера "Ленинград".

К началу октября героическими усилиями Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота наступление фашистских войск на Ленинград, несмотря на их огромное превосходство в авиации и танках, было сорвано. Фронт стабилизировался. Противник перешел к планомерной осаде города. После оставления Шлиссельбурга Ленинград оказался в кольце блокады. Сохранился единственный путь, питавший Ленинград продовольствием, боеприпасами и войсковыми резервами, – Ладожское озеро. Корабли Ладожской военной флотилии перебазировались в необорудованный порт Новая Ладога и бухту Морье севернее мыса Осиновец. Военный совет Ленинградского фронта поставил Ладожской военной флотилии важнейшую задачу – обеспечить перевозку грузов в Ленинград озером. Все корабли флотилии и суда Северо-Западного речного пароходства были мобилизованы на решение этой важной государственной задачи.

На Ладоге неистовствовали штормы. В воздухе над базами погрузки и выгрузки висели десятки вражеских самолетов. 4 ноября во время ночного налета авиации противника при выходе из бухты Морье прямым попаданием бомбы был поврежден сторожевой корабль "Конструктор" (бывший миноносец "Сибирский стрелок"), погибло 190 мирных граждан, эвакуируемых из Ленинграда. Штормы сменились резким похолоданием. К середине ноября на озере началось быстрое нарастание льда. После занятия противником Тихвина создалась непосредственная угроза главной базе флотилии – г. Новая Ладога. Ледовая обстановка требовала прекращения перевозок, но Ленинград, фронт и Краснознаменный Балтийский флот нуждались в продовольствии и боеприпасах. Население города получало в день лишь по 125-150 граммов суррогатного хлеба. Военный совет фронта 23 ноября приказал командующему Ладожской военной флотилией продолжать до последней возможности перевозку грузов канонерскими лодками и транспортами из Новой Ладоги на Осиновец и обратно.

С наступлением зимы единственным средством связи Ленинграда с тылом нашей страны явилась дорога, проложенная по льду Ладожского озера, – Дорога жизни, как ее называли ленинградцы. На защиту этой единственной коммуникации была направлена 4-я бригада морской пехоты под командованием генерал-майора Б.П. Ненашева. При обороне Дороги жизни моряки использовали в качестве опорных огневых точек ледяные доты. Вооруженные винтовками и пулеметами, гарнизоны ледяных дотов из 3-5 смельчаков в сорокаградусную стужу, часто испытывая недостаток в продовольствии и боеприпасах, десятками суток обороняли жизненно важную ледяную трассу от врага, постоянно пытавшегося прервать связь героического Ленинграда с тылом нашей Родины. Одновременно для защиты Ленинграда со стороны Финского залива были сформированы из моряков пять лыжных батальонов и другие специальные подразделения. Военные моряки сражались за Ленинград также в составе 7-й Отдельной армии.

10 января 1942 г. остановился последний насос центральной городской водопроводной станции, и город остался без воды. Городской комитет партии обратился к Военному совету флота с просьбой оказать экстренную помощь в восстановлении и пуске станции. Эта задача была возложена на личный состав подводной лодки К-56, стоявшей около центральной водопроводной станции. Подводники предложили схему и метод осуществления независимого охлаждения дизелей. Через 22 часа они пустили первый дизель и дали воду в напорную башню. Через 60 часов напряженной работы в холодном помещении моряки пустили четыре дизеля аварийной станции, и город получил воду. Личный состав эсминца "Славный" восстановил главные турбины ГЭС № 2, переоборудовал топки главного котла с угольного отопления на торфяное. Были восстановлены многожильные кабели, по которым шло питание электроэнергией города.

Балтийские моряки оказали огромную помощь и в обеспечении города топливом, в восстановлении и отоплении детских садов, бань и прачечных. Медицинский персонал флота оказывал большую медицинскую помощь населению. В самый тяжелый период блокады флот из своих фондов передал для снабжения трудящихся города 1545 тонн пшеничной и ржаной муки, 100 тонн жиров, 105 тонн сахара, 24 тонны рыбных консервов, 4 тонны сгущенного молока.

Перед Краснознаменным Балтийским флотом были поставлены следующие задачи: оказывать артиллерийское и авиационное содействие армии в наступательных операциях на сухопутном фронте и при обороне Ленинграда; оборонять базы и места стоянок кораблей и частей флота с моря, суши и воздуха в условиях ледостава; вести борьбу за расширение противоблокадной зоны; отремонтировать корабли и вооружение к началу навигации. Оказывая огневую поддержку войскам Ленинградского фронта, ведя огонь по сухопутным коммуникациям и резервам противника и контрбатарейную борьбу, артиллерия флота уничтожила около 10 артиллерийских и минометных батарей, более 100 раз артиллерия флота заставляла замолчать батареи противника, обстреливавшие Ленинград, более 200 раз артиллерийскими налетами рассеивались скопления пехоты, танков и автомобилей противника.

Авиация Краснознаменного Балтийского флота также принимала активное участие в боевых действиях сухопутных войск. Мастерством и бесстрашием отличался заместитель командира одной из эскадрилий 4-го гвардейского истребительного авиационного полка лейтенант Геннадий Дмитриевич Цоколаев. В один из мартовских дней он повел истребители на уничтожение окруженной группы фашистов, засевших на маленьком участке длиной 120 м и шириной 200 м. Цоколаев мастерски выполнил эту задачу: несколькими штурмовыми заходами вся фашистская группа была уничтожена. Через несколько дней, Геннадий Цоколаев повел шестерку истребителей к линии фронта. Обнаружив 15 фашистских бомбардировщиков, направлявшихся к нашему переднему краю, он смело бросил свою шестерку в лобовую атаку. Враг не выдержал натиска советских летчиков, отказался от выполнения боевого задания и стал уходить. Летчики Цоколаева настигли самолеты противника и четыре из них сбили. Вскоре Цоколаев со своей шестеркой истребителей встретился с 15 немецкими бомбардировщиками, шедшими под прикрытием 8 истребителей на бомбардировку боевых порядков наших войск, и стремительной атакой заставил гитлеровцев сбросить бомбы в расположении их же войск. В этом воздушном бою фашисты потеряли шесть "юнкерсов" и три Ме-109.

12 января 1943 г. после мощной артиллерийской подготовки войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в решительное наступление, нанося встречные удары по синявинско-мгинской группировке противника. Одновременно лыжная группа, совершив обход по льду Ладожского озера, внезапно нанесла удар по северному флангу противника. Морская артиллерия, обладая большой дальнобойностью, обстреливала плацдарм, удерживаемый противником, разрушала опорные пункты и узлы сопротивления в глубине обороны, уничтожала подходившие к фронту резервы и вела контрбатарейную стрельбу. Морская авиация, действуя самостоятельно и совместно с военно-воздушными силами фронта, выполняла задачи по поддержке сухопутных войск, однако чаще использовалась для ударов по войсковым тылам, железнодорожным станциям, мостам и другим тыловым объектам. За время операции летчиками авиации флота было сбито и уничтожено на земле 115 вражеских самолетов.

В результате напряженных семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов разгромили пять фашистских дивизий и 18 января соединились в районе Рабочего поселка № 1. Блокада Ленинграда была прорвана. В начале февраля вдоль южного побережья Ладожского озера к Шлиссельбургу была проложена железная дорога, которая связала Ленинград со страной. Через Неву были построены временные железнодорожные и автомобильные мосты. По ним с 7 февраля непрерывным потоком пошли в Ленинград грузы. Снабжение города, армии и флота значительно улучшилось.

С прорывом блокады Ленинграда, а также в связи с общим ухудшением положения немецко-фашистских войск на фронте после их поражения в битве на Волге гитлеровское верховное командование окончательно отказалось от идеи захвата Ленинграда и решило разрушить его артиллерийским огнем. В целях наиболее эффективной борьбы с артиллерией противника, обстреливавшей Ленинград, вся дальнобойная артиллерия армии и флота была сведена в контрбатарейный корпус. В ответ на обстрел города наша морская артиллерия открывала по стрелявшим вражеским батареям массированный огонь и выводила их из строя. В 1943 г. более чем в 9 тысячах случаев были подавлены батареи противника, обстреливавшие город. Кроме того, для борьбы с вражеской тяжелой артиллерией была привлечена бомбардировочная и штурмовая авиация флота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: