Сущность и принципы финансовой политики

Введение

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы[1].

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ[2].

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной ее реализации приносит положительные результаты. В процессе выработки и проведения финансовой политики предусматриваются финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для повышения материального и культурного уровня жизни народа, расширения социального обслуживания, регулируются налоговые платежи населения; осуществляются мероприятия, направленные на развитие производства товаров народного потребления, услуг и пр.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территориям страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Что представляет собой финансовая политика на современном этапе, каковы ее сущность, состав и направления развития? Поиск ответов на эти вопросы является целью моей работы.



Финансовая политика

Сущность и принципы финансовой политики

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются «финансовой политикой»[3].

Финансовая политика является основным элементом управления финансами. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Она предоставляет возможность обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами программы экономического и социального развития, которые разрабатываются и осуществляются государством.

Под социальным развитием необходимо понимать не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других потребностей, а также общее социальное устройство общества. Следовательно, нельзя привязывать финансовую политику исключительно к экономической политике. Финансовая политика охватывает все направления деятельности государства[4].

Финансовая политика одновременно имеет и самостоятельное значение, и является внешним средством реализации политики государства в любой области политики государства.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает финансовое законодательство, организационные формы финансовых отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансовой системы.

Финансовый механизм представляет собой часть финансовой политики, которая в свою очередь представляет совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики составляет реализацию следующих крупных задач:

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

2) разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.

Следовательно, финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства[5].

Финансовая деятельность государства и органов мест­ного самоуправления основана на определенных принци­пах, т.е. на оговоренных правилах и требованиях, выра­жающих ее наиболее существенные особенности и целе­направленность.

К ним относятся следующие:

1. Приоритет публичных интересов в правовом регули­ровании отношений в области финансовой деятель­ности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финан­сово-правовых институтов в целях государственно­го регулирования экономики исходя из общезначи­мых задач общества.

2. Федерализм, согласно которому в финансовой дея­тельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов федерации, обес­печиваться при посредстве финансовой деятельно­сти необходимыми финансовыми ресурсами, вы­полнение функций, имеющих общее значение для федерации в целом, а также должна обеспечиваться жизнедеятельность и самостоятельность субъектов федерации.

3. Единство финансовой политики и денежной системы. Его реализация является необходимым условием га­рантированного Конституцией единства экономи­ческого пространства в РФ, свободного перемеще­ния финансовых средств.

4. Равноправие субъектов федерации в области финан­совой деятельности. Это значит, что на каждого субъекта федерации в равной мере распространяет­ся федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каж­дый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и са­мостоятельную финансовую деятельность,утверж­дает бюджет, устанавливает налоги и т. п.

5. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с этим принципом органы местного самоуправления руко­водствуются в своей деятельности законодатель­ством РФ и соответствующего субъекта РФ, при этом они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюд­жетные фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с местным законодательством и законодательством РФ.

6. Социальная направленность финансовой деятельнос­ти вытекает из положений Конституции, характе­ризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих свободную жизнь и свободное развитие человека.

7. Распределение функций в области финансовой дея­тельности на основе распределения законодатель­ной (представительной) и исполнительной властей.

8. Принцип гласности означает, что любые норматив­ные акты, регулирующие финансовые отношения, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответ­ствии с государственными и местными планами предприятий, учреждений и организаций. Финан­совым планированием охвачены все звенья финан­совой системы,оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях народ­ного хозяйства в рамках предприятий, организаций, учреждений.

10. Принцип законности означает необходимость стро­гого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, включая го­сударственные органы власти, органы местного са­моуправления, хозяйствующие субъекты и граждан. За нарушение норм финансового права применяют­ся соответствующие меры ответственности.

11. Участие граждан РФ в финансовой деятельности го­сударства и органов местного самоуправления.

Рассмотренные принципы получают закрепление в за­конодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности местного са­моуправления, находят отражение и применение в раз­нообразных инструментах финансового механизма (рас­ходы, доходы, налоги и др.) [6].

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокуп­ность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ — дол­госрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необ­ходимо иметь ясную программу общественного развития с выде­лением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, опреде­лением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации фи­нансовой политики и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем боль­ше она учитывает потребности общественного развития, инте­ресы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Не в меньшей мере успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объек­тивных возможностей, т.е. механизма сознательного использо­вания всесторонних, порой даже и противостоящих друг другу факторов воздействия на ход реализации финансовой политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, в состоя­нии общественного сознания и психологии.

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразова­ний. Следовательно, для определения и формирования финан­совой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства. В правовом демократическом государст­ве показатели финансовой статистики должны быть достоянием широкой общественности; финансовая отчетность также должна быть регулярной, своевременной и доступной, а главное — дос­товерной[7].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: