Состав финансовой политики

Как правило, в со­ставе финансовой политики выделяют как относительно само­стоятельные бюджетную и кредитно-денежную политику.

Под бюджетной политикой понимают определение государ­ством:

· источников формирования доходов государственного бюд­жета;

· приоритетных направлений расходов бюджета;

· допустимых пределов разбалансированности бюджета;

· источников финансирования бюджетного дефицита;

· принципов взаимоотношений между отдельными звенья­ми бюджетной системы.

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвести­ционная политика, политика управления государственным дол­гом, политика бюджетного федерализма. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Одновременно устанавлива­ется мера конфискационной или стимулирующей направленно­сти как налоговой системы в целом, так отдельного налога[8].

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной еди­ницы; обеспечение своевременности и бесперебойности расче­тов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государст­венных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их обо­рота (курса покупки и продажи), через упреждающее повыше­ние или понижение Центральным банком ставки рефинансиро­вания, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО - ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов.

В кредитно-денежной политике относительную самостоя­тельность приобретают эмиссионная политика, ценовая полити­ка, валютная политика, кредитная политика - а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная по­литика. Следует отметить, что если в практике бюджетных от­ношений под инвестициями понимают финансирование прирос­та и модернизации основных фондов, то в банковской практике под инвестициями понимают формирование портфеля ценных бумаг.

Вопрос о включении кредитно-денежной политики в состав финансовой политики не бесспорен, но взаимосвязь между ни­ми и их взаимозависимость бесспорны. Корректность включе­ния в финансовую политику наряду с бюджетной и кредитно-денежной политики подтверждает анализ причин современного финансового кризиса как в Российской Федерации, так и в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, который, как из­вестно, начался с кризиса на финансовых рынках, сфера дея­тельности которых — кредитно-денежные операции.

О взаимоувязке и взаимозависимости бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и объединении их в один финан­совый узел говорят и многочисленные правительственные про­граммы по выходу из финансового кризиса в России на протя­жении уже нескольких лет и в том числе антикризисные пред­ложения по выходу из кризиса осени 1998 г., разработанные Центральным банком и Министерством финансов Российской Федерации[9].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: