Основные направления финансовой политики РФ на современном этапе

В международных рейтингах конкурентоспособности Рос­сия традиционно относится к группе стран с повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоп­риятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности. В рейтинге текущей конкурентоспособности, ежегодно представляемом на Всемирном экономическом форуме, России было отве­дено 58 место из числа 75 обследованных стран[10].

Наиболее успешным периодом социально-экономического развития Российской Федерации по большинству макроэкономических показателей можно считать 1999-2002 годы.

Объем валового внутреннего продукта увеличился за этот период на 26 процентов, промышленное производство - более чем на 37 процентов. Реальные располагаемые денежные доходы населения практически соответствуют уровню 1998 года, а оборот розничной торговли существенно превысил его. Снизилась безработица. Увеличилась производительность труда, хотя темп ее роста заметно уступал темпу роста реальной заработной платы, что объяснялось, в том числе, восстановлением среднего уровня заработной платы после его падения в 1998-1999 годах.

Сохранялась финансовая стабильность, которая обеспечивалась поддержанием совокупного профицита консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и состоянием платежного баланса. Снизились темпы инфляции, хотя рост потребительских цен несколько превышал прогнозные показатели. Увеличилась степень монетизации экономики, что способствовало повышению платежной дисциплины. Устойчивой и предсказуемой оставалась ситуация на валютном рынке, по графику обслуживался государственный долг, золотовалютные резервы Банка России увеличились за три последних года почти в 4 раза и составили на конец первого полугодия 2003 г. 64,9 млрд.долларов США. При этом сам уровень экономического развития России остается низким[11].

Для обеспечения динамичного экономического роста в среднесрочной перспективе необходимо выполнение минимум следующих трех предпосылок. Это, во-первых, максимально возможное использование уже имеющегося в стране и сохранившего технологические свойства производственного потенциала. Во-вторых, сохранение в России генерируемых в рамках отечественной экономики финансовых ресурсов и превращение их в главный источник спроса на отечественную продукцию. В-третьих, - создание в экономике условий для нормальной инвестиционной деятельности и осуществления процесса расширенного производства. Именно под углом зрения создания этих условий должны рассматриваться все вопросы экономической политики и формироваться концепция экономического развития России на перспективу[12].

Основными составляющими финансовой политики являются:

1) денежно-кредитная политика;

2) налоговая политика;

3) бюджетная политика.

Рассмотрим направления их развития более подробно.

Денежно-кредитная политика

Главной целью денежно-кредитной политики в ближайшие три года является снижение инфляции без ущерба для устойчивости экономического роста. Предполагается последовательное снижение темпов инфляции с 15 процентов в 2002 году до 5,5-7,5 процента в 2006 году.

Снижение инфляции должно быть обеспечено не только мерами денежно-кредитной политики, но и мерами государственного контроля за проводимыми структурными преобразованиями (в том числе тарифной политикой в сфере естественных монополий).

Динамика обменного курса рубля будет определяться как внешними условиями, так и политикой Банка России, направленной на то, чтобы в благоприятные для платежного баланса периоды темпы роста реального курса рубля не превышали роста производительности труда, а в случае временного ослабления платежного баланса не происходило значительной девальвации рубля.

Кроме того, необходимо принятие следующих мер:

создание условий для полной конвертируемости рубля;

сочетание контроля за исполнением основных параметров денежной программы с более активным управлением ликвидностью банковской системы на основе развития инструментов денежно-кредитного регулирования;

постепенный переход к более активному использованию процентной политики для обеспечения макроэкономической стабильности;

реализация денежно-кредитной политики в условиях режима плавающего валютного курса, позволяющего обеспечить соответствие курса рубля фундаментальным экономическим факторам, поддерживать объем золотовалютных резервов страны на необходимом уровне;

сглаживание неоправданно резких колебаний обменного курса на внутреннем валютном рынке.

Налоговая политика

Приоритетом налоговой политики в среднесрочной перспективе должна стать разработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость и средние ставки единого социального налога, а также сделать эффективным налоговое администрирование и одновременно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков.

Основные направления реформирования налоговой системы в среднесрочный период будут включать:

совершенствование администрирования отдельных налогов (прежде всего налога на добавленную стоимость и единого социального налога), снижение бремени налогового администрирования (в том числе в части налогового учета);

снижение с 2004 года базовой ставки налога на добавленную стоимость до 18 процентов;

введение налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих систему налогообложения для участников соглашений о разделе продукции;

упрощение порядка подтверждения нулевой ставки по экспортным поставкам и при осуществлении международных перевозок грузов, а также последующего возмещения налога на добавленную стоимость;

реформирование отдельных видов налогов и отмену неэффективных налогов и сборов, в частности:

совершенствование системы поимущественных налогов (с введением с 2004-2005 годов соответствующих глав Налогового кодекса Российской Федерации) за счет сокращения перечня налогооблагаемого имущества, пересмотр принципов оценки имущества физических лиц для целей налогообложения, переход на налогообложение земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, обеспечение возможности перехода в перспективе к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог;

отмену с 1 января 2004 г. налога с продаж;

пересмотр перечня региональных и местных налогов и сборов, включая отмену целевых сборов на содержание милиции, сбора с владельцев собак, сбора за парковку автотранспорта;

совершенствование платежей, связанных с использованием природных ресурсов, имея в виду введение водного налога и сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

установление особого режима налогообложения судовладельцев, эксплуатирующих суда, включенные в международный реестр морских судов;

снижение с 2005 года налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения эффективной ставки единого социального налога (при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы).

Бюджетная политика

Основными целями бюджетной реформы на среднесрочный период являются стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификации ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения.

Для достижения этих целей необходимо принятие следующих мер:

закрепление доходных и разграничение расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочной основе;

формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования;

выработка критериев эффективности бюджетных расходов и подготовка на этой основе предложений по оптимизации их структуры;

завершение процесса перевода региональных и муниципальных бюджетов на казначейское исполнение и реформирование системы исполнения муниципальных бюджетов;

создание действенного механизма для перевода средств региональных и местных внебюджетных фондов в бюджеты соответствующих уровней;

отмена законодательных решений, финансовое обеспечение которых становится невозможным в рамках существующих доходных ограничений;

ограничение роста непроцентных расходов;

оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из условия выполнения ими государственных функций и задач;

обеспечение контроля со стороны главных распорядителей средств федерального бюджета за обязательствами находящихся в их ведении организаций и учреждений.

Преобладание долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска, ставящим управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, а также от сохраняющихся рисков ограничения доступа на внешние рынки заимствований по не зависящим от Российской Федерации причинам.

В этой связи приоритет при осуществлении государственных заимствований должен быть отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям.

Политика в области государственного долга в среднесрочной перспективе будет базироваться на следующих принципах:

снижение расходов на обслуживание государственного долга;

завершение урегулирования долга бывшего СССР;

увеличение удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга;

ограничение принятия новых обязательств по привлечению кредитов иностранных государств и займов международных финансовых организаций;

прекращение заимствования по неэффективно используемым займам;

концентрация привлекаемых средств на реализацию проектов в области инфраструктуры, имеющих общегосударственное значение;

размер государственного долга и его структура должны обеспечивать выполнение Российской Федерацией обязательств по его погашению и обслуживанию, а также гарантированную возможность рефинансирования долга независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период;

активное управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой, и стоимости его обслуживания;

увеличение сроков рыночных внутренних заимствований без существенного роста доходности инструментов, в том числе с целью формирования уровня процентных ставок по субфедеральным и корпоративным займам, повышение ликвидности рынка государственных ценных бумаг за счет увеличения объемов новых выпусков;

разработка и внедрение новых видов государственных облигаций с учетом интересов различных групп инвесторов, в том числе в связи с проведением пенсионной реформы.

Для снижения зависимости экономики и федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры предусматривается создание в федеральном бюджете стабилизационного фонда за счет накопления дополнительных доходов бюджета, связанных с благоприятной мировой ситуацией на рынке нефти. Создание стабилизационного фонда позволит обеспечить выполнение государственных обязательств независимо от мировой конъюнктуры на товары сырьевого экспорта. Механизм формирования и расходования стабилизационного фонда будет определен в законодательном порядке[13].



Заключение

Итак, мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются «финансовой политикой»[14].

Содержание финансовой политики составляет реализацию следующих крупных задач:

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

2) разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.

Как правило, в со­ставе финансовой политики выделяют как относительно само­стоятельные бюджетную и кредитно-денежную политику.

Под бюджетной политикой понимают определение государ­ством: источников формирования доходов государственного бюд­жета; приоритетных направлений расходов бюджета; допустимых пределов разбалансированности бюджета; источников финансирования бюджетного дефицита; принципов взаимоотношений между отдельными звенья­ми бюджетной системы.

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвести­ционная политика, политика управления государственным дол­гом, политика бюджетного федерализма.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной еди­ницы; обеспечение своевременности и бесперебойности расче­тов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государст­венных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их обо­рота (курса покупки и продажи), через упреждающее повыше­ние или понижение Центральным банком ставки рефинансиро­вания, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО - ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов.

В кредитно-денежной политике относительную самостоя­тельность приобретают эмиссионная политика, ценовая полити­ка, валютная политика, кредитная политика - а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная по­литика. Следует отметить, что если в практике бюджетных от­ношений под инвестициями понимают финансирование прирос­та и модернизации основных фондов, то в банковской практике под инвестициями понимают формирование портфеля ценных бумаг.

Экономисты выделяют три вида финансовой политики: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

 

 


Список использованной литературы:

1. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи//Финансы. - 2002. -№ 10. – С. 8 – 13.

2. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р)//Справочно-правовая система ГАРАНТ.

3. Сахаров Д.М. Финансовая политика государства в свете проблем глобализации//Финансы. – 2003. - № 2. – С. 79 – 80.

4. Стратегия развития государства на период до 2010 года. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В.И.Ишаева//Российский экономический журнал. – 2001 - № 1.

5. Трускова Л.В. Финансы и кредит. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 384 с.

6. Финансы/Под ред. В.М.Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 400 с.

7. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Л.А.Дробозиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

8. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В.Д.Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.

 


[1] Финансы/Под ред. В.М.Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1993, стр. 55.

[2] Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи.//Финансы. -2002. -№ 10, стр. 8.

[3] Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В.Д.Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, стр. 408.

[4] Трускова Л.В. Финансы и кредит. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001, стр. 76.

[5] Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Л.А.Дробозиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, стр. 31.

[6] Трускова Л.В. Финансы и кредит. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001, стр. 87.

[7] Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Л.А.Дробозиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, стр. 33.

[8] Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Л.А.Дробозиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, стр. 38.

[9] Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Л.А.Дробозиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, стр. 39.

[10] Сахаров Д.М. Финансовая политика государства в свете проблем глобализации//Финансы. – 2003. - № 2, стр. 80.

[11] Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р)//Справочно-правовая система ГАРАНТ.

[12]Стратегия развития государства на период до 2010 года. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В.И.Ишаева//Российский экономический журнал. – 2001 - № 1, стр. 9.

[13] Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р)//Справочно-правовая система ГАРАНТ.

[14] Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В.Д.Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, стр. 408.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: