Сущность таможенного дела

Таможенное дело, по утверждению историков, зародилось в глубокой древности, в период, когда в результате развития экономики начался процесс разделения труда, вызвавший повышение его производительности. Рост производительности труда привел к появлению излишков товаров. На этой основе осуществлялся обмен, а затем и купля-продажа. Появилось особое сословие людей – купцы, занимавшиеся куплей-продажей товаров. Объективно возникали и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место торговли и т. д. Но это были еще не таможенные сборы в нынешнем понимании, а лишь налог, пополнявший казну города или государства, т.е. фискальный сбор. Ближе к таможенному сбору была плата за гарантии сохранности перевозимого по территории государства товара и за услуги, оказываемые при перемещении и складировании товара. Здесь просматривается связь таможенного дела с финансами.

Развитие государства привело к созданию его институтов – администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Пошлины на привозные товары устанавливались по-разному и колебались от 0,01 стоимости товара до 0,1, т.е. зависели от решения того или иного административного органа и сложившейся торговой конъюнктуры.

Это подтверждается историческими примерами.

В III в. до н. э. в г. Тарифа, в нынешней Андалусии, в провинции Кадис на юге Испании, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города "тариф", упорядочивающий сбор пошлин.

Таможенный тариф стал для государства важным инструментом защиты национальной экономики и пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры. Древние государства, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.

Появление тарифа породило новое явление – составную часть таможенного дела – таможенную пошлину, которая носила объективный характер и требовала систематического учета.

С.В. Циммерман пишет в своей книге, что эволюция развития налоговой системы в древнем мире привела к изобретению налога на предметы. "В самой глубокой древности личная подать сопровождалась уже таможенной пошлиной, т.е. пошлиной на привоз, потребление и вывоз товаров"2.

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

1 См. там же. С. 27.

2 См. подробно: Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск, 1987. С. 10, 11.

3 См.: Марков Л.Н. Указ. соч. С. 13.

4 См.: Кулишер И.М. Очерки по истории таможенной политики. СПб., 1903. С. 7.

Недооценка объективной природы пошлины приводила к разрушительным последствиям.

Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну с Римом, но и освободил часть населения от налогов. Однако стремление собрать как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и свою негативную сторону: оно способствовало появлению альтернативного явления – контрабанды – и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше цены на ввозимые товары, а в это же время на рынок контрабандным путем проникали товары по более низким ценам. Государство от этого проигрывало, поскольку казна недополучала денежные поступления. Эти процессы происходили не только в Карфагене, но и в других государствах Средиземноморья, что стало одной из причин падения древних государств1.

Историки констатируют, что повышение таможенных пошлин привело к тому, что на границах Аттики жили только таможенные стражи, контрабандисты и разбойники. В Древнем Риме это положение усугублялось еще и тем, что сбором официальных пошлин процедура не ограничивалась. Публиканы (сборщики пошлин) чинили в отношении приезжих явный произвол, собирая с них дополнительный налог, что приводило в конечном счете к сокращению торговли и отказу ввозить в Рим необходимые товары2.

В начале XII в. во избежание злоупотреблений в Пальмире (Сирия) были закреплены таможенные порядки. На камне был высечен тариф.

Финансисты и государственные деятели не сразу поняли объективный характер таможенного дела и оценили возможности использования таможни для развития и укрепления государства.

Экскурс в историю этого вопроса показывает, что таможенное дело находится в тесной связи с общественно-экономическим строем государства. В V в. натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги становятся конечной целью хозяйственной деятельности. Таможенная политика в это время стояла на страже накопительства.

В VII-XI вв. таможенное дело превращается в инструмент регулирования товарообмена, а таможенники приобрели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, а казначей – четвертое. И если граф и мэр назначались, то таможенник и казначей избирались из числа горожан. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовое положение определялось демократическими институтами.

На протяжении многих столетий местные власти и правители государств стремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность таможенников. Фактически созданная система существовала для пополнения казны и защиты интересов торговцев и ремесленников.

В V в. на Рейне было 64 таможенных заставы, на Эльбе – 35, а на Дунае, только в Нижней Австрии, – 773. Там, где реку можно было перейти вброд, феодалы строили мосты и брали плату за проезд и проход по этим местам. Иногда через реку протягивали канат, чтобы брать плату с купеческих судов за проход по реке под мостом. Средневековые замки строились феодалами под предлогом защиты таможен, но основной их целью было вымогательство4.

В 1497 г. на воротах Нюрнберга было высечено изображение весов, под которыми стоит таможенник. На левую чашу весовщик кладет гири, на правой лежит товар, рядом стоит купец с кошельком и достает деньги для уплаты пошлины. Под весами надпись: "Тебе как и другому". Но это была лишь внешняя сторона.

В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявилась необходимость выработать общую пошлинную систему. Так начали складываться элементы таможенного права.

В XV-XVII вв. в связи с промышленным переворотом в странах Европы, в первую очередь в Англии, где политика меркантилизма тесно смыкалась с политикой протекционизма, в таможенном деле возникли новые явления, связанные с влиянием таможенных тарифов на поощрение вывоза товаров за пределы государства, прежде всего в колонии, и запрещение ввоза аналогичных товаров

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. –М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

1 Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. М.; Л., 1924. С. 5.

2 См.: Блинов Н.М. Таможенная политика России X-XX вв. М., 1997; Блинов Н.М., Дзюбенко П.В. Введение в таможенное дело. М., 1997; Бутов Я.В. Таможенно-торговая политика России во второй половине XIX в. М., 2000; Витчевский В. Торговая таможенная и промышленная политика России. СПб., 1909; Габричидзе Б.Н., Чернявский А.С. Курс таможенного права Российской Федерации: Учеб. для вузов: В 3 ч. М., 2002; Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Таможенная политика России. М., 2000; Колесов В.А Русско-византийские международные нормативные договоры IX-XI вв. и вопросы таможенного дела и таможенной политики указанного периода. М., 2002; Кулишер И.М. Очерки по истории таможенной политики. СПб., 1903; Менделеев Д.И. Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 г. СПб., 1892; Покровский С.А. Внешняя торговля и внешняя торговая политика в России. М., 1947; Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учеб. Киев, 2002; Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX в. Томск, 1911; Шапошников Н.Н. Указ. соч.; Тимошенко И.В. Таможенное право России. М., 2002 и др.

из других стран. Происходило сближение таможенного дела не только с торговлей, но и с производством. Таможенный тариф способствовал развитию промышленности, защищал ее от конкуренции извне.

Главное же состояло в том, что если раньше таможенное дело играло в основном фискальную роль, то с появлением протекционизма наметился его политический аспект. Происходило взаимное влияние, с одной стороны, таможенного дела на внешнюю политику, на решение политических вопросов, с другой – вне+шней и внутренней политики на таможенное дело. Таможенная политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, определяла стратегию таможенного дела, формировала таможенный механизм регулирования, который находил свое отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах.

Первоначально государство обращало внимание на субъект торговли. Проблема внешнеторговой политики заключалась в отношении государственной власти к лицам, ведущим торговлю с чужеземными странами, т.е. в правовых нормах. "Таможенному праву предшествовало гостиное право, право, регулирующее отношения иноземных гостей или купцов"1.

Таможенное дело развивалось по своим законам. Этот объективный процесс проявился в сфере межэкономических и торговых связей между государствами и внутри государств и стал одним из механизмов регулирования внешней торговли и экономики в целом, стабилизации финансов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: