Организация таможенного дела в Российской Федерации. Понятие таможенного дела

Таможенное дело в Российской Федерации призвано обеспечить экономический суверенитет и экономическую безопасность России, защиту ее прав и интересов в сфере торгово-экономических отношений с другими странами. Таможенное дело в России составляют: таможенная политика России, а также средства ее реализации, порядок и условия перемещения через таможенную границу России товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль. Таможенное дело состоит в общей системе мер защиты национальных интересов РФ и относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст.1 ТК РФ, ст.71 п. "ж" Конституции РФ).

Статья 8 Конституции РФ закрепляет единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории России.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Основные начала таможенной политики в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст.4) относится: - единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики России; - единство таможенной территории России; - единство системы государственного регулирования и другие.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются: таможенные пошлины, сборы (тарифное или экономическое регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, нетарифный или административный метод регулирования. т.е. лицензирование и квотирование.

Механизм государственного управления таможенным делом определяется основными понятиями таможенного регулирования: таможенное дело и таможенная политика; таможенная территория и таможенная граница.

С помощью таможенно–правовых норм регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно - правовых норм и составляет таможенное право как комплексную отрасль российского законодательства.

К основным элементам системы источников таможенного права России относятся: - внутреннее таможенное законодательство; - международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов.

Большое влияние на правовое регулирование таможенных отношений оказывает судебная практика и обобщаемая практика административной юстиции, накопленная при разрешении таможенных споров. Например, информационное письмо от 9 июля 1993 №С-13/ОСЗ-214 «О применении Закона РФ «о вывозе и ввозе культурных ценностей» или в связи с применением Закона РФ «о таможенном тарифе».

К законодательству о таможенном деле относится Таможенный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями на 10 августа 2001г), Закон РФ «О таможенном тарифе», а также законодательные акты России, принятые в соответствии с ТК (ст.5).

Отдельные таможенно-правовые нормы могут содержаться и в других законодательных актах. Например, Закон РФ «об оружии» (не путать с военным вооружением), то есть определяет основы правового регулирования внешней торговли оружием и регламентирует таможенные процедуры (ввоз оружия на таможенную территорию России).

Аналогичные вопросы регулирует Закон РФ «о вывозе и ввозе культурных ценностей1».

Комплексный характер таможенного законодательства предполагает использование отдельных статей Уголовного кодекса РФ (контрабанда(ст.188); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и архиологического достояние народов РФ и зарубежных стран(ст.190), валютные преступления); Гражданский кодекс РФ (права и обязанности сторон по договору хранения и перевозки, хранение на таможенных складах и др.).

Важную роль в механизме таможенно-правового регулирования игра ют подзаконные акты, означающие их применение во исполнение и развитие законов и должны им соответствовать. Гарантией здесь является обязательность их проверки и регистрации этих актов в Министерстве юстиции России. Например: - Постановление Правительства РФ от 2 ноября 1993 «О либерализации внешнеэкономической деятельности»; «Вопросы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономических связей»; - подзаконные акты, применяемые совместно с другими государственными органами. Примером может служить Инструкция Банка России и ФТС (ГТК) от 12 октября 1993 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Россию валютной выручки от экспорта товаров»; - нормативные акты ФТС издаются согласно ст.11 ТК в пределах своей компетенции и обязательные для таможенных органов, должностных лиц, граждан, предприятий, учреждении независимо от форм собственности (это могут быть приказы, инструкции, указания и письма, телеграммы).

Россия получила статус постоянного члена политической комиссии Совета таможенного сотрудничества (СТС), вошла в Финансовый комитет СТС. 18 мая 1992 года Правительство РФ приняло Постановление «О развитии отношений между Россией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле» (ГАТТ).

По общему правилу, при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу для регулирования возникающих отношений применяются акты, действующие на день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенный кодекс (ст.3) при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории: «Таможенную территорию России составляют сухопутная территория России, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними», то есть понимается территория, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство России. В соответствии с ТК таможенная территория включает в себя находящиеся в морской исключительной экономической зоне России искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. В развитии этого положения в 1995 году был принят Федеральный закон РФ №187-ФЗ «О континентальном шельфе», где в ст.5 говорится, что Россия на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Российское таможенное законодательство содержит понятие «исключение из таможенной территории». Ими являются территории свободных таможенных зон и свободных складов (определение этих понятий дано в ст.75 ТК со ссылкой на ст.3), К числу таких зон относит Федеральный закон РФ от 22 января 1996 года «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Статья 1 Закона предусматривает, что созданная в Калининградской области особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории России.

В статье 4 ТК закрепляется право на образование и создание таможенныхсоюзов. Что в свою очередь влияет на определение таможенной территории. Таможенный союз предполагает формирование общей таможенной территории двух или нескольких таможенных территорий, на которых осуществляется свободное обращение товаров. Иными словами, т аможенный союз – это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику. (Например, общий внешний тариф, общий рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, валютный, денежный союз и др.). Примером здесь может послужить Договор о создании экономического союза стран СНГ (сентябрь 1993,о едином экономическом пространстве-2004г), Соглашение о таможенном союзе между Россией и Республикой Беларусь (6 января 1995).

Вторым аспектом таможенного регулирования, как это сказано выше, является таможенная граница. Статья 3 ТК часть 4 закрепляет и дает понятие таможенной границы как предела таможенной территории России, а так же параметры свободных таможенных зон и свободных складов, то есть линия,ограничивающая таможенную территорию России. Таможенная граница устанавливает действие таможенного суверенитета, иными словами, она очерчивает пространственно пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран.

Таможенная граница не совпадает с государственной границей и в отличие от этого является воображаемой линией (юридической фикцией), а государственная граница представляет собой реальную линию на местности.

Вышеупомянутая статья 3 ТК различает внешнюю и внутреннюю таможенную границу. Если следовать приведенному определению, то внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств. И, как правило, она совпадает с государственной границей. Здесь действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. Охрана внешней таможенной границы осуществляется таможенниками совместно с пограничными войсками1ФСБ РФ. Как правило, на наиболее оживленных коммерческих и туристических магистралях создаются совместные таможенные пункты, объединяющие потенциалы таможенных служб смежных государств. Такие пункты появились на границах России с Украиной, Белоруссией, Казахстаном и другими сопредельными государствами.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории. Она возникает в связи с использованием отдельных таможенных режимов. Охрана внутренней таможенной границы обеспечивается таможенниками совместно с администрацией свободной таможенной территории.

Раздел II ТК охватывает 90 статей, закрепляющих основные принципы и перемещение через таможенную границу России товаров и транспортных средств, и устанавливает таможенные режимы.

Так,ТК закрепляет, что все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, в том числе при внешнеэкономической деятельности. Это право соответствует нормам Конституции РФ (ст.27), закрепляющим, что за каждым гражданином сохраняется право свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться; свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Эти положения также соответствуют нормам международного права (ст.13,17 Всеобщей декларации прав человека; ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах; заключительному пакту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе).

В то же время ст.20 ТК запрещает ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, связанных с: - соображениями государственной безопасности; - защитой общественного порядка, жизни и здоровья человека, животных, растений, окружающей природной среды; право собственности, интересов российских потребителей.

Так, например, к запрещенным к ввозу и вывозу, относятся: - оружие военных образцов, боеприпасы, военное снаряжение; - наркотические и психотропные вещества; - рога сайгаков, маралов, пятнистых оленей и изюбров и их шкуры и др.

Предметы могут быть вывезены из России по специальным разрешениям, выданным патентными органами Например, МО, Минздравмедпромом, М К и др. федеральными органами).

Под особый режим перемещения подпадают: предметы, запрещенные Указом Президента РФ от 22 февраля 1993 года №179: драгоценные и редкоземельные металлы и изделия; стратегические материалы, драг камни; вооружение, боеприпасы, уран, ракетно-космические комплексы; боевые отравляющие вещества и другие предметы.

В Федеральном законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»1 (ст.19) устанавливается общий порядок положения запрета на осуществление экспортных (импортных) операций, исходя из национальных интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: