Правовые основания и приоритеты в организации социальной работы с детьми группы риска в России

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….................... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ…………………………………………………………………………… 6
1.1 Правовые основания и приоритеты в организации социальной работы с детьми группы риска в России…………………………………….. 6
1.2 Понятие отклоняющегося поведения, его формы, виды, уровни…………………………………………………………………………….. 14
1.3 Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями………………………………………………………... 20
 ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ…………… 30
2.1 Опыт организации социальной работы в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………… 30
2.2. Из опыта работы социального педагога общеобразовательной школы с. Казанка Тоцкого района с семьями неблагополучных подростков…………………………………………………………………………… 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 59
ПРИЛОЖЕНИЯ  


Введение

 

Преступность несовершеннолетних в нашей стране вышла далеко за допустимые пределы. От нее страдают все: и жертвы преступлений, и сами
преступники, и их близкие, и в целом общество, которое тратит огромные
деньги на борьбу с этим явлением. Но самое, страшное в том, что мы
теряем значительную часть подрастающего поколения, отбывающую наказание в местах лишения свободы.

Возраст, в котором подростки попадают в воспитательные колонии, приходится на период социального созревания. Именно в этом возрасте они вступают в самостоятельную трудовую жизнь, нащупывают свою нишу в системе со­циальных связей, готовят себя к выполнению различных жизненно важ­ных функций - гражданина, работника, семьянина. В условиях же лишения свободы эти возможности существенно ограничиваются, преры­вается естественный ход развития личности подростка.

Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В Москве принята городская программа «Дети улиц », в рамках которой совместно с Российским благотворительнымфондом «Нет алкоголизму и наркомании» была разработана «Концепция реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска».

Проблема безнадзорности и правонарушений уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельством тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилакти­ки безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних». В нем записано, что профилактика безнад­зорности и правонарушений – это система  социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способ­ствующих безнадзорности, беспризорнос­ти, правонарушениям и антиобществен­ным действиям несовершеннолетних.

В современной педагогике выделяют 3 технологии социальной работы с подростками группы риска: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально-сихологическая реабилитация.

Технология социально-педагогической профилактики направлена на предупреждение и, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу образовательного учреждения или родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя и учителей предметников.

В рамках общеобразовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации практически не используется.

В связи со всем выше сказанным остро стоит проблема профилактики безнадзорности и правонарушений среди подростков. Изучением данной проблемы занимается ряд ученых-психологов и педагогов: Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, В.И. Загвязинский,   В.И. Иванов, А. Иванцова, K. Красновский, И. Дементьева, Д. Зиядова, П.Д. Павленок, М.С. Мартынова и другие.

Актуальность и практическая значимость обусловили выбор темы.

Цель исследования: изучить методы работы социальных педагогов с «трудными» подростками и их семьями.

Объект исследования: методы работы с подростками группы риска и их семьями.

Предмет исследования: подростки группы риска и их семьи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности профилактической работы с подростками группы риска.

3. Описать собственный опыт работы с «трудными подростками» и их семьями.

Гипотеза: своевременная профилактика правонарушений и беспризорности несовершеннолетних должна привести к уменьшению числа «трудных» подростков.

Решению поставленных задач способствовали следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- диагностика учащихся Казанской общеобразовательной школы из числа «трудных» подростков;

- составление плана совместной работ школы с ИДН.

База исследования: общеобразовательная школа с. Казанка, Тоцкого района, Оренбургской области.






Теоретические аспекты профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями

Правовые основания и приоритеты в организации социальной работы с детьми группы риска в России

Социальная работа с детьми группы риска на уровне отношений специалист-ребенокявляется частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

С одной стороны, именно на общегосударственном уровне, утверждается совокупность правовых норм и процедурв виде Федеральных законов и актов, целевых программ, определяющих возможности развитии социальной работына уровне непосредственных отношений специалист-ребенок.

В России существует общегосударственная технология работы с детьми группы риска. Она представлена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». А также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества. (14, 32-33)

В качестве цели социальной работы государство и зако­нодатель рассматривают формирование общегосударствен­ной системы защиты прав иинтересов несовершеннолет­них, предупреждение форм противоправного их поведения.

Ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профи­лактики безнадзорности и правонарушений » определяет в качествеосновных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних следующие:

- предупреждение безнадзорности,беспризорности правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершен­нолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовер­шеннолетних в совершение преступлений и антиобще­ственных действий. (14, 34)

При этом в законе уточнены принципы организации профилактической работы, что имеет большое значение при соотнесении социально-педагогических и управленческих подходов в решении проблем безнадзорности и правонарушений на государственном уровне.

Анализзакона позволяет заключить, что общегосударственный подход не только не противоречит ключевым категориям ипонятиям современной социально-педагогичес­кой науки,но и совпадает с ними. В частности,направ­ления профилактики, выделенные законодателем, очень точно описывают содержание ведущей категории социаль­ной педагогики - социальное воспитание.

Ответ на вопрос об объекте профилактики принципиален с точки зрения создания эффективной теории профилактики социальной работы с детьми группы риска. Тем более что именно этот вопрос неоднозначно решен разработчиками государственного подхода в организации профилактической работы с детьми группы риска. (27, 46)

В анализируемых документах объектом применения общегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети, граждане, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию в соответствии с Федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения», « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с Законом «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»объектом работы являются несовершеннолетние или семьи, попавшие в социально опасную ситуацию.

Необходимо принять во внимание и тот факт, что указанные выше три важнейших закона, по сути, оформляют контур современного российского социального законодательства, регулирующего вопросы оказания социальной помощи и организации социальной работы с населением, в том числе и с детьми.

Позитивным является определенная понятийная общность этих законов. Трудная жизненная или социально опасная ситуация рассматривается как единое основание для организации специальных действий со стороны органов государственной и местной власти в отношении детей.

Трудной жизненной ситуацией считается такая, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнь, сиротство, безнадзорность, мало обеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительств, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно. (15, 28)

Продвижение подобного понятия, с точки зрения законо­дателя, способствует формированию нормы, определяющей необходимость адресногопроявления внимания по отноше­нию к тем, кто действительно нуждается в поддержке и за­щите со стороны органов и организаций, призванных госу­дарством обеспечивать защиту детей и их интересов. (23, 10)

Закон «Об основах социального обслуживания населения» выделяет, в качестве объекта несовершеннолетних, по отношению к которым может быть применен профессиональный специфический инструмент социальной работы и органов социальной защиты населения России - социальные услуги.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» описывает в основном положение несовершеннолетнего - ученика или учащегося, какого бы то ни было образовательного учреждения, инструментом помощи которому выступают собственно образовательные услуги и программыучреждения, системы образования в целом.

Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», наоборот, рассматривает в качестве объекта несовершеннолетнегобезотносительно к его образовательному или социальному статусу, но провозглашает защиту его прав в контекстезадач профилактической работы. Именно поэтому законодателем вычленены в Федеральном законе «Об основах сис­темы профилактики безнадзорности и правонарушений» специфические признаки групп де­тей - объектов профилактической работы, а именно:

- безнадзорный- несовершеннолетний, контроль, за по­ведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспи­танию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

- беспризорный, не имеющий места жи­тельства и/или места пребывания;

- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение и антиобщественные действия;

- семьей, находящейся в социально опасном положении, считается такая семья, где дети находятся в социально опасном положении, а также, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. (14, 36-37)

В соответствии со ст. 5 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», к лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, отнесены следующие несовершеннолетние:

1. безнадзорные или беспризорные;

2. подростки, занимающиеся бродяжничеством;

3. содержащиеся в социально-реабилитационных цент­рах для несовершеннолетних, и других учреждени­ях для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной помощи и/или реабилитации;

4. употребляющие наркотические средства или психо­тропные вещества без назначения врача либо употребля­ющие одурманивающие вещества;

5. совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6. совершившие правонарушение до достижения возра­ста, с которого наступает административная ответствен­ность;

7. освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки;

8. не подлежащие уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9. обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10. условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11. получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12. освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и нуждаются в социальной помощи и реабилитации;

13. осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14. осужденные условно, приговоренные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. (22, 11-13)

Родители детей или законные представители несовершеннолетних, если они не исполняют свих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ним, также нуждаются в индивидуальной профилактической работе.

Важнейшим нововведением является представленная в законе индивидуальная профилактическая работа, заявленная как ведущий инструмент и государственная технология работы с детьми группы риска.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.(17, 15-16)

Введение института индивидуальной профилактической работы - явление весьма актуальное и современное. Превентивные меры однозначно защищают приоритет индивидуального подхода в решении проблем детей как компонент общегосударственной технологии.

Впервые в российской практике взаимодействия с детьми группы риска предусмотрена и определена мера ответственности лиц за нераспространение конфиденциальной информации о ребенке. Законом декларируется невмешательство в жизнь семьи, уточнены условия вмешательства государства в процесс воспитания ребенка.

Впервые за многие годы профилактической работы приоритеты наказания и ответственного воздействия на ре­бенка, несовершеннолетнего, совершившего противо­правные действия, уступили место социально-педагоги­ческой работе по выявлению и предупреждению причин и действий со стороны несовершеннолетнего, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, анти­общественные.(20, 52-53)

Законодателем предусмотрены условия развертывания индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего. Только решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может явиться полноправным основанием для организации индивидуальной профилактической работы в отношении любого ребенка или семьи, оказавшихся в трудной или социально опасной ситуации.

Объект в общегосударственном подходе в работе с детьми группы риска в социальном законодательстве рас­сматривается только применительно к направлениям и за­дачам деятельности определенных органов и учреждений государственной и местной власти:

Идеология защиты прав детей, попадающих в труд­ные или социально опасные ситуации, ограничена в Зако­не «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» задачами превентивной деятельности. Первыми объектами защиты прав несовершеннолетних становятся молодые люди, перешедшие грань законопослушного поведения, оказавшиеся в зоне риска. (14, 39-40)

В современной психолого-педагогической и социальной литературе все настойчивее звучит мысль о необходимос­ти оформления целостной социальной политики в отноше­нии несовершеннолетних группы риска в рамках ювенальной юстиции и государственной политики детства.

Перед специалистами в сфере профилактики и социаль­ной работы с детьми возникла задача профессионального освоения не только инструментальных средств и способов работы с несовершеннолетними, но и основ государственного подхода в решении проблем несовершеннолетних, по­иск таких форм работы, которые обеспечивали бы успеш­ность социального развития ребенка. (15, 6)

Так как социальное законодательство по целям совпадает с ведущей категорией социальной педагогики - социальным воспитанием, необходимо проанализировать, насколько пере­чень субъектов социального воспитания совпадает с перечнем субъектов системы профилактики безнадзорности и правона­рушений, представленным в законодательстве.

В соответствии с текстом Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» к субъектам системы отнесены:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодатель­ствам Российской Федерации и законодательством субъек­тов Российской Федерации;

- органы управления социальной защитой населения;

- органы управления образованием;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел.

В тексте закона предусмотрительно разведены функции и полномочия органов управления и учреждений, служб названных выше профильных государственных и местных органов власти. Таким образом, с одной стороны, с точки зрения государственного управления в число субъектов си­стемы включены все управленческие органы, реализующие те или иные функции по работе с детьми и несовершеннолетними. С другой стороны, в составе субъектов не просматриваются семья и организации, представляющие их интересы в обществе, кроме органов опеки и попечительства, не указана возможность участия в системе профилактики общественных объединений и организаций граждан, реа­лизующих целевые программы работы с детьми, в том чис­ле с детьми, имеющими трудности в поведении и развитии. Это замечание носит принципиальный характер, особенно для разработки технологий социальной работы с детьми группы риска на местном и муниципальном уров­не, где жизнь детей проходит в тесном сообществе граждан, объединенных одной территорией проживания. (14, 46 - 47)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: