Слово «трудный» в школе повторяется постоянно. Трудное время, трудные семьи, трудные дети.
Трудность подростка проявляется в неумении себя вести в соответствии с общепринятыми нормами, в негативном отношении к школе, уклонении от своих обязанностей, грубости, недисциплинированности. Одним словом, это человек, которого упустили, не воспитали.
В условиях социально-экономической нестабильности концепция социального воспитания, разработанная коллективом ВНИКа «Школа - микрорайон» (руководитель В.Г.Бочарова), стала, на мой взгляд, одним из важнейших инструментов разработки соответствующих программ.
В 1993 г. Школа №3 установила тесный контакт со Ставропольским краевым институтом усовершенствования учителей и кафедрой социальной педагогики Ставропольского государственного университета. На базе школы № 3 г. Буденовска (из-за отсутствия помещений) был организован социально-педагогический комплекс микрорайона № 4. Научным руководителем стал кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики СГУ Валерий Николаевич Гуров.(26, 24)
В деятельности были поставлены следующие задачи:
- создание воспитывающей среды в микро социуме (организационно-педагогический аспект);
- создание и развитие с6циально-педагогической базы воспитания и развития детей по месту проживания семей;
- оказание помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом изучении детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;
- налаживание социальной коррекционной работы с детьми, входящими в «группы риска»;
- налаживание контакта с детьми путем создания атмосферы доверительности в общении с ними, психологического комфорта;
- организация семейного досуга и спортивно-оздоровительной работы
в микрорайоне;
- оказание помощи в адаптации детей к взрослой жизни и выборе профессии;
- вовлечение в совместную педагогическую деятельность учреждений дополнительного образования, шефов школы, правоохранительных органов, медработников.
Самым трудным в начальном этапе работы социально-педагогического комплекса были: установление контакта с семьей и детьми; изучение семей и их дифференциация по типам; диагностика взаимоотношения в семье.(26, 27)
В школе из своих кадров работоспособный, стабильный коллектив социальных педагогов. Всего таких педагогов 7. Исходя из основных задач, создали:
- медико-психолого-педагогическую службу семьи;
- службу профессиональной и социальной адаптации;
- службу профилактики (правонарушений и безнадзорности).
Руководство службами осуществляет заместитель директора школы по социально-педагогической работе. Составлены договоры с Центром занятости населения г.Буденовска и Буденовского района) совместной работе по профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан и с советом общественного территориального самоуправления микрорайона № 4 об оказании материальной помощи малоимущим и многодетным семьям.
В медико-психолого-педагогическую службувходят социальный педагог, психолог, логопед. Это основная служба. Она занимается диагностированием социально-педагогической ситуации в: семье и микроклимата в классных коллективах, изучением интересов детей и их родителей организацией работы с семьей специалистов. На основе полученных сведений о ребенке, членах его семьи, микро социуме, строится кропотливая, индивидуальная ежедневная психолого-педагогическая работа с учеником и людьми, его окружающими.
В службе спортивно-оздоровительного досуга работают 2 социальных педагога. Они организуют различные виды, деятельности детей и взрослых. За последние три года школа стала центром культурно-досуговой деятельности всего микрорайона.
Большой интерес у детей вызывает знакомство с интересными людьми, старожилами, поэтами, мастеровыми, художниками нашего города. Организуются замечательные встречи, вечера с ветеранами труда и Великой Отечественной войны, людьми трудных судеб. Но первостепенной задачей этой службы является вовлечение детей в кружки, клубы, секции, организованные в школе, Доме детского творчества, на станциях юных техников, туристов, натуралистов. Социальные педагоги сами ведут на базе нашей школы три кружка (кукольный, драматический, игровой) и являются организаторами двух клубов: профориентационного «Ориентир» и горного туризма «Романтик».
В службе профилактики работает один социальный педагог, на учете которого 35 подростков из неблагополучных семей. Наблюдаемые дети находятся под ежедневным контролем. Педагог помогает им в учебе и коррекции поведения. Главной задачей службы является помощь подросткам адаптироваться в современном мире, уберечь их от «групп риска».(26, 24)
В службе профессиональной ориентации и адаптацииработает один социальный педагог. Она занимается профессиональной и социальной адаптацией детей, информирует население микрорайона о наличии учебных заведений разного типа и профиля готовящих специалистов, требуемых городу, помогает каждому выпускнику выбрать профессию.
Единство целей и задач объединяет все службы в социально-педагогический комплекс.
Каждая служба составляет план работы на год, исходя из пожеланий и предложений педколлектива школы, совета микрорайона, учителей, родителей и учащихся. В начале учебного года планы заслушиваются на совете школы, вносятся коррективы, составляется общий план социально-педагогический службы, в который включаются наиболее масштабные, крупные мероприятия школы и микрорайона.
Тесная связь с советом микрорайона №4 помогает координировать и корректировать социально-педагогическую помощь. Большое внимание уделяется малоимущим, многодетным семьям, нуждающимся в материальной помощи. Силами родителей обеспеченных, подшефных организаций, администрации города, совета микрорайона им оказывается материальная помощь, как денежная, так и одеждой, продуктами. С этой целью проводятся благотворительные концерты, марафоны «Спешите делать добро».
С введением социально-педагогической службы при школе родители стали глубже вникать в дела школы. Искренняя заинтересованность родителей делами класса и школы, сотрудничество друг с другом и с ребятами, стремление включиться в жизнедеятельность своих детей, делает процесс воспитания более эффективным. В школе сложились гуманные и добрые отношения между учениками, учителями и родителями, детям (судя по анкетам) стало радостнее жить и легче учиться.(26, 25)
Для выявления трудновоспитуемых детей проводим, анкетирование, тестирование, посещение детей на дому, посещение уроков, часов классного руководителя. Результатом такой работы является составление диагностических карт, в которых отражаются успеваемость каждого ребенка, его психологические особенности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, воля), отношение учащегося к учению (интерес к изучению предмета, общий кругозор, профессиональная ориентация, ориентация на положительный пример, чувство долга и ответственности за учебу), отношение семьи к развитию учебных возможностей ученика (состояние связи семьи со школой, помощь семьи школе в обучении и воспитании, кем из членов семьи оказывается большее внимание, состояние здоровья ученика), общественную активность (выполнение поручений).
Ведется постоянный контроль за посещаемостью, успеваемостью, поведением и состоянием здоровья.
Коррекционная работа социального педагога предусматривает обязательное участие в ней родителей. При школе существует родительский лекторий, на котором даются ответы по самым злободневным вопросам воспитания и обучения школьников. Проведены лекции: «О родительском авторитете», «Знаете ли вы своего ребенка», «Как реабилитировать детей с речевыми нарушениями», «Профессиональная ориентация» и др.
С родителями проводятся индивидуальные консультации, беседы. В школе на постоянной основе работает родительский комитет и совет общественности. В поселке Доброжеланный, в котором живет часть детей нашей школы, работает «совет микрорайона, в него входят родители и дети-старшеклассники. Совет помогает школе следить за успеваемостью, посещаемостью и поведением в школе учащихся, проживающих в поселке. С помощью этого совета в поселке организованы кружки «Умелые руки», «Растениеводство», проведены «Праздник улицы Кумской», «Праздник нашего микрорайона», «Праздник кваса», а также праздники «Загляни в мамины глаза», «Осенний листопад», «В старину едали наши деды». Вместе с советом микрорайона организуем акции милосердия, оказываем материальную помощь многодетным, малообеспеченным, остро нуждающимся семьям, сиротам, опекаемым детям.(26, 25)
Социальная служба поддерживает тесную связь с работниками прокуратуры, с инспекцией ПППН (подразделение по предупреждению правонарушений несовершеннолетних), с комиссией по делам несовершеннолетних, с наркологическим центром. Приглашаем их с лекциями и беседами в школу.
Педагоги стараются быть внимательными к своим ученикам, особенно трудным, отмечают изменения в их поведении, замечают любые отклонения в поведении от нормы (вялость, плаксивость, замкнутость, склонность к уединению или, наоборот, повышенное беспокойство, когда ребенок не дает ни минуты покоя, ни себе, ни окружающим). Особенно пристального внимания и учителя, и родителей требует резкое изменение поведения. При необходимости педагоги рекомендуют им обратиться с ребенком к врачу и внимательно отнестись к его советам.
Каждый социальный педагог проявляет настойчивость, терпение и доброжелательность по отношению к трудновоспитуемым детям, дает возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Очень помогает в воспитании трудных детей дифференцированный и индивидуальный подходы.
Альтернативой выше приведенной программы является программа профилактической работы с подростками правонарушителями И. Щелина, доцента Арзамасского государственного педагогического университета.
Программа состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Первый блок и соответственно этап реализации программы связан с диагностической работой. Силами школьных психологов, социальных педагогов, учителей, медицинских работников школ, специалистов по работе с семьей, комитетов общественного самоуправления в микрорайонах г. Арзамаса проводится комплексное обследование как подростка, состоящего на учете в органах внутренних дел, так и его семьи. Названные специалисты заполняют специально разработанные диагностические карты. Школьные психологи представляют данные о характерологических особенностях личности подростка, его интеллектуальном развитии, социометрическом статусе в классном коллективе. Социальные педагоги дают общую характеристику семьи и стиля семейного воспитания подростка. Медицинский работник отражает общее состояние здоровья и перенесенные заболевания. Классный руководитель характеризует подростка с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, положения в классном коллективе, поведения в школе, особенностей интересов и склонностей.
Второй блок (этап) программы связан с анализом информации полученной от вышеуказанных специалистов. По результатам этого анализа составляется подробная медико-психолого-педагогическая характеристика на подростка и его семью. На основе полученных характеристик часть подростков может направляться на консультацию к медицинским специалистам, а из части обследуемых создаются коррекционные группы. В них отбираются подростки с еще не сложившимися аморальными установками, деформированными потребностями и влечениями. (32, 27-28)
На третьем этапе работы специалисты по работе с семьей в комитетах общественного самоуправления проводят беседу с родителями о том, что с их ребенком будет проводиться комплекс мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений и по возможности заручаются их поддержкой.
Коррекционный четвертый этап начинается с экскурсии отобранной группы подростков в воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступников. Экскурсия проводится по определенному сценарию, который разработан с учетом психологических особенностей данной категории несовершеннолетних. Подростка не может оставить равнодушным перспектива его будущего. Причем в зависимости от «степени трудности» подростков экскурсия может быть различной по степени эмоциональной включенности. После посещения колонии подростки, как правило, устремляются в свои территориальные группы, где обмениваются информацией об увиденном со сверстниками и эмоционально заражают последних. Цель данного этапа коррекционной работы - активизация самосознания подростка, осознание последствий противоправного поведения, актуализация смысла жизни.
После «шоковой терапии» необходимо без нравоучений помочь подросткам разобраться в ситуации, сложившейся у него. Поэтому на пятом этапе предполагается встреча с православным священником, во время которой он будет беседовать с ним о понятиях добра и зла. Цель этого этапа - воздействие на систему ценностных ориентаций, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу мировоззрения, отношения индивида к окружающему миру, к другим людям и самому себе, ядро жизненной мотивационной активности, жизненной концепции.
На шестом этапе предполагается встреча подростка с психологом, который проводит с ним беседу и по возможности вскрывает как межличностные, так и внутри личностные конфликты. Одним из основных методов психологические воздействия на этом этапе может быть рациональная психотерапия, в основе которой лежит убеждение. При ее проведении специалист совместно с подростком должен выяснить следующие основные вопросы: каким подросток себя считает; каким он хочет быть в оценке окружающих; каким его считают другие; каков он на самом деле; какой ущерб приносит ему неправильное поведение.
В результате у подростка формируются адекватная самооценка, уровень притязаний и отношение к себе.
Седьмой этап психокоррекционной работы связан с проведением групповой психотерапии.
При проведении социально-психологического тренинга группа подбирается таким образом, чтобы из 11 подростков, участвующих в его работе, шесть соответствовали социальной норме, а пять состояли на учете в органах внутренних дел. Причем группа комплектуется таким образом, чтобы в ней оказались три лидера: двое с просоциальными ценностными ориентациями, а один - с деформированными. На этом этапе возможно приглашение добровольцев из числа студентов психолого-педагогического факультета Пединститута. Кроме решения основных задач тренер на этом этапе должен спровоцировать столкновение мнений лидеров, цель которого - изменение ценностных ориентиров у «трудных» подростков в сторону социально одобряемых ценностей. Тренинг предполагается проводить в течение 6 дней по 4 часа.
Восьмой этап программы связан с проведением семейной психотерапии. Здесь необходимо, во-первых, выявить характер внутрисемейных отношений, определить тип неправильного воспитания, а главное, установить причинно-следственную связь между психологическим климатом в семье, характерологическими особенностями подростка и нарушениями его поведения. Встречи с подростком и его родителями в самом начале психотерапевтической работы проходят отдельно. Выступая в качестве посредника, психотерапевт выдает для каждой из сторон только ту информацию, которая могла бы стать основой для примирения и сближения позиций сторон. Далее осуществляется групповое обсуждение внутрисемейных проблем с последующим консультированием.
На девятом этапе предполагается выявление интересов и склонностей подростков-правонарушителей с последующим определением их либо в спортивные секции, либо в клубы по интересам по месту жительства.
Последний этап программы реабилитационный. Он связан с оказанием психолого-педагогической поддержки, как родителям, так и самим подросткам, прошедшим психокоррекционную программу. Здесь основную нагрузку несут специалисты по работе с семьей в комитетах общественного самоуправления микрорайонов. Периодически, не реже одного раза в месяц, собираются «круглые столы» с привлечением психологов и педагогов школ, расположенных на территории микрорайона, где будут разбираться наиболее сложные проблемные ситуации, связанные с семьей подростка.
Вся программа по реализации данного проекта рассчитана на 8-10 месяцев.(32, 28)
Основные элементы программы были внедрены на базе открытой средней общеобразовательной школы г. Арзамаса. В 1997г. учащимися этой школы было совершено 127 преступлений, что составляло около 70% от преступлений, совершённых учащимися всех средних общеобразовательных учреждений. Реализация программы на базе этой школы дала положительный результат: произошло резкое снижение преступности. В 1998 г. было совершено всего 18 преступлений, т.е. в 7 раз меньше, чем в предыдущие годы. В дальнейшем количество преступлений среди учащихся данной школы стабилизировалось на данном уровне.