Опыт организации социальной работы в условиях общеобразовательной школы

Слово «трудный» в школе повторяется постоянно. Трудное время, трудные семьи, трудные дети.

Трудность подростка проявляется в неумении себя вести в соответствии с обще­принятыми нормами, в негативном отно­шении к школе, уклонении от своих обя­занностей, грубости, недисциплиниро­ванности. Одним словом, это человек, которого упустили, не воспитали.

В условиях социально-экономической нестабильности концепция социально­го воспитания, разработанная коллекти­вом ВНИКа «Школа - микрорайон» (ру­ководитель В.Г.Бочарова), стала, на мой взгляд, одним из важнейших инструмен­тов разработки соответствующих про­грамм.

В 1993 г. Школа №3 установила тес­ный контакт со Ставропольским краевым институтом усовершенствования учителей и кафедрой социальной педагогики Ста­вропольского государственного университета. На базе школы № 3 г. Буденовска (из-за отсутст­вия помещений) был организован социально-педагогический комплекс микрорайона № 4. Научным руководителем стал канди­дат педагогических наук, доцент, заведу­ющий кафедрой педагогики СГУ Валерий Николаевич Гуров.(26, 24)

В деятельности были поставлены следующие задачи:

- создание воспитывающей среды в микро социуме (организационно-пе­дагогический аспект);

- создание и развитие с6циально-педагогической базы воспитания и развития детей по месту прожива­ния семей;  

- оказание помощи родителям и пе­дагогам в психолого-педагогичес­ком изучении детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;

- налаживание социальной коррекционной работы с детьми, входящими в «группы риска»;

- налаживание контакта с детьми путем создания атмосферы доверительности в общении с ними, пси­хологического комфорта;

- организация семейного досуга и спортивно-оздоровительной работы
в микрорайоне;

- оказание помощи в адаптации детей к взрослой жизни и выборе профессии;

- вовлечение в совместную педагогическую деятельность учреждений дополнительного образования, ше­фов школы, правоохранительных органов, медработников.

 Самым трудным в начальном этапе ра­боты социально-педагогического комплекса были: установление контакта с семьей и детьми; изучение семей и их диф­ференциация по типам; диагностика взаимоотношения в семье.(26, 27)

В школе из своих кадров работо­способный, стабильный коллектив соци­альных педагогов. Всего таких педагогов 7. Исходя из основных задач, создали:

- медико-психолого-педагогическую службу семьи;

- службу профессиональной и социальной адаптации;   

-  службу профилактики (правонарушений и безнадзорности).

Руководство службами осуществляет заместитель директора школы по социально-педагогической работе. Составлены договоры с Центром занятости населения г.Буденовска и Буденовского рай­она) совместной работе по профессио­нальной ориентации несовершеннолетних граждан и с советом общественного тер­риториального самоуправления микрорай­она № 4 об оказании материальной помо­щи малоимущим и многодетным семьям.

В медико-психолого-педагогическую службувходят социальный педагог, пси­холог, логопед. Это основная служба. Она занимается диагностированием социально-педагогической ситуации в: семье и микроклимата в классных коллективах, изучением интересов детей и их родителей организацией работы с семьей специалистов. На основе полученных сведений о ребенке, членах его семьи, микро социуме, строится кропотливая, индивидуальная ежедневная психолого-педагогическая работа с учеником и людьми, его окружающими.

В службе спортивно-оздоровительного досуга работают 2 социальных педагога. Они организуют различные виды, деятельности детей и взрослых. За последние три года школа стала центром культурно-досуговой деятельности всего микрорайона.

Большой интерес у детей вызывает зна­комство с интересными людьми, старожи­лами, поэтами, мастеровыми, художниками нашего города. Организуются замеча­тельные встречи, вечера с ветеранами труда и Великой Отечественной войны, людьми трудных судеб. Но первостепенной задачей этой службы является вовле­чение детей в кружки, клубы, секции, ор­ганизованные в школе, Доме детского творчества, на станциях юных техников, туристов, натуралистов. Социальные педагоги сами ведут на базе нашей школы три кружка (кукольный, драматический, игровой) и являются организаторами двух клубов: профориентационного «Ориентир» и горного туризма «Романтик».

В службе профилактики работает один социальный педагог, на учете которого 35 подростков из неблагополучных семей. Наблюдаемые дети находятся под еже­дневным контролем. Педагог помогает им в учебе и коррекции поведения. Главной задачей службы является помощь подросткам адаптироваться в современном мире, убе­речь их от «групп риска».(26, 24)

В службе профессиональной ориентации и адаптацииработает один социальный педагог. Она занимается профессиональ­ной и социальной адаптацией детей, информирует население микрорайона о наличии учебных заведений разного типа и профиля готовящих специалистов, требуемых городу, помогает каждому выпуск­нику выбрать профессию.

Единство целей и задач объединяет все службы в социально-педагогический комплекс.               

Каждая служба составляет план рабо­ты на год, исходя из пожеланий и предложений педколлектива школы, совета микрорайона, учителей, родителей и уча­щихся. В начале учебного года планы заслушиваются на совете школы, вносятся коррективы, составляется общий план социально-педагогический службы, в ко­торый включаются наиболее масштабные, крупные мероприятия школы и микро­района.

Тесная связь с советом микрорайона №4 помогает координировать и коррек­тировать социально-педагогическую по­мощь. Большое внимание уделяется ма­лоимущим, многодетным семьям, нужда­ющимся в материальной помощи. Сила­ми родителей обеспеченных, подшефных организаций, администрации города, со­вета микрорайона им оказывается мате­риальная помощь, как денежная, так и одеждой, продуктами. С этой целью про­водятся благотворительные концерты, марафоны «Спешите делать добро».

С вве­дением социально-педагогической службы при школе родители стали глубже вни­кать в дела школы. Искренняя заинтере­сованность родителей делами класса и школы, сотрудничество друг с другом и с ребятами, стремление включиться в жиз­недеятельность своих детей, делает процесс воспитания более эффективным. В школе сложились гуманные и добрые от­ношения между учениками, учителями и родителями, детям (судя по анкетам) ста­ло радостнее жить и легче учиться.(26, 25)

Для выявления трудновоспитуемых детей проводим, анкетирование, тестирование, посещение детей на дому, посещение уроков, часов классного руководителя. Результатом такой работы является составление диагностических карт, в кото­рых отражаются успеваемость каждого ребенка, его психологические особенно­сти (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, воля), отношение учащегося к учению (интерес к изучению предмета, общий кругозор, профессиональная ориентация, ориентация на положительный пример, чувство долга и ответственности за учебу), отношение семьи к развитию учебных возможностей ученика (состояние связи семьи со школой, помощь семьи школе в обучении и воспитании, кем из членов семьи оказывается большее внимание, состояние здоровья ученика), общественную активность (выполнение поручений).

Ведется постоянный контроль за посещаемостью, успеваемостью, поведением и состоянием здоровья.

Коррекционная работа социального педагога предусматривает обязательное участие в ней родителей. При школе существует родительский лекторий, на котором даются ответы по самым злободневным вопросам воспитания и обучения школьников. Проведены лекции: «О родительском авторитете», «Знаете ли вы своего ребенка», «Как реабилитировать детей с речевыми нарушениями», «Профессиональная ориентация» и др.

С родителями проводятся индивидуальные консультации, беседы. В школе на постоянной основе работает родительский комитет и совет общественности. В поселке Доброжеланный, в котором живет часть детей нашей школы, работает «совет микрорайона, в него входят роди­тели и дети-старшеклассники. Совет помогает школе следить за успеваемостью, посещаемостью и поведением в школе учащихся, проживающих в поселке. С помощью этого совета в поселке органи­зованы кружки «Умелые руки», «Растениеводство», проведены «Праздник улицы Кумской», «Праздник нашего микрорай­она», «Праздник кваса», а также праздни­ки «Загляни в мамины глаза», «Осенний листопад», «В старину едали наши деды». Вместе с советом микрорайона организу­ем акции милосердия, оказываем матери­альную помощь многодетным, малообес­печенным, остро нуждающимся семьям, сиротам, опекаемым детям.(26, 25)

Социальная служба поддерживает тесную связь с работниками прокуратуры, с инспекцией ПППН (подразделение по предупреждению правонарушений несо­вершеннолетних), с комиссией по делам несовершеннолетних, с наркологическим центром. Приглашаем их с лекциями и беседами в школу.

Педагоги стараются быть внимательными к своим ученикам, особенно трудным, отме­чают изменения в их поведении, замечают любые отклонения в поведении от нормы (вялость, плаксивость, замкнутость, склон­ность к уединению или, наоборот, повышенное беспокойство, когда ребенок не дает ни минуты покоя, ни себе, ни окружа­ющим). Особенно пристального внимания и учителя, и родителей требует резкое изменение поведения. При необходимости педагоги рекомендуют им обратиться с ребенком к врачу и внимательно отнестись к его советам.

Каждый социальный педагог проявляет настойчивость, терпе­ние и доброжелательность по отношению к трудновоспитуемым детям, дает возмож­ность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Очень помогает в воспитании трудных детей дифференцированный и индивиду­альный подходы.

Альтернативой выше приведенной программы является программа профилактической работы с подростками правонарушителями И. Щелина, доцента Арзамасского государственного педагогического университета.

Программа состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Первый блок и соответственно этап реализации программы связан с диагностической работой. Силами школьных психологов, социальных педагогов, учителей, медицинских работников школ, специалистов по работе с семьей, комитетов общественного самоуправления в микро­районах г. Арзамаса проводится комплексное обследование как подростка, состоя­щего на учете в органах внутренних дел, так и его семьи. Названные специалисты заполняют специально разработанные диагностические карты. Школьные пси­хологи представляют данные о характеро­логических особенностях личности под­ростка, его интеллектуальном развитии, социометрическом статусе в классном коллективе. Социальные педагоги дают общую характеристику семьи и стиля се­мейного воспитания подростка. Медицинский работник отражает общее состо­яние здоровья и перенесенные заболева­ния. Классный руководитель характеризует подростка с точки зрения его успева­емости, общественно-трудовой активно­сти, положения в классном коллективе, поведения в школе, особенностей инте­ресов и склонностей.

Второй блок (этап) программы связан с анализом информации полученной от вышеуказанных специалистов. По резуль­татам этого анализа составляется подроб­ная медико-психолого-педагогическая характеристика на подростка и его семью. На основе полученных характеристик часть подростков может направляться на консультацию к медицинским специалистам, а из части обследуемых создаются коррекционные группы. В них отбираются подростки с еще не сложившимися аморальными установками, деформиро­ванными потребностями и влечениями. (32, 27-28)

На третьем этапе работы специалисты по работе с семьей в комитетах общест­венного самоуправления проводят беседу с родителями о том, что с их ребенком будет проводиться комплекс мероприятий по профилактике и предупреждению пра­вонарушений и по возможности заруча­ются их поддержкой.

Коррекционный четвертый этап начинается с экскурсии отобранной группы подростков в воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступни­ков. Экскурсия проводится по определенному сценарию, который разработан с учетом психологических особенностей данной категории несовершеннолетних. Подростка не может оставить равнодушным перспектива его будущего. Причем в зависимости от «степени трудности» подростков экскурсия может быть различной по степени эмоциональной включенности. После посещения колонии подростки, как правило, устремляются в свои территориальные группы, где обмениваются информацией об увиденном со сверстниками и эмоционально заражают последних. Цель данного этапа коррекционной работы - активизация самосознания подростка, осознание по­следствий противоправного поведения, актуализация смысла жизни.

После «шоковой терапии» необходимо без нравоучений помочь подросткам ра­зобраться в ситуации, сложившейся у него. Поэтому на пятом этапе предпола­гается встреча с православным священни­ком, во время которой он будет беседо­вать с ним о понятиях добра и зла. Цель этого этапа - воздей­ствие на систему ценностных ориентаций, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу мировоззрения, отношения индивида к окружающему миру, к другим людям и самому себе, ядро жизненной мотивационной активности, жизненной концепции.

На шестом этапе предполагается встреча подростка с психологом, который проводит с ним беседу и по возможности вскрывает как межличностные, так и внутри личностные конфликты. Одним из основных методов психологические воздействия на этом этапе может быть рациональная психотерапия, в основе которой лежит убеждение. При ее проведении специалист совместно с подростком должен выяснить следующие основные вопросы: каким подросток себя считает; каким он хочет быть в оценке окружающих; каким его считают другие; каков он на самом деле; какой ущерб приносит ему неправильное поведение.

В результате у подростка формируют­ся адекватная самооценка, уровень притязаний и отношение к себе.

Седьмой этап психокоррекционной работы связан с проведением групповой психотерапии.

При проведении социально-психологического тренинга группа подбирается таким образом, чтобы из 11 подростков, участвующих в его работе, шесть соответ­ствовали социальной норме, а пять состояли на учете в органах внутренних дел. Причем группа комплектуется таким образом, чтобы в ней оказались три лидера: двое с просоциальными ценностными ориентациями, а один - с деформированными. На этом этапе возможно пригла­шение добровольцев из числа студентов психолого-педагогического факультета Пединститута. Кроме решения основных задач тренер на этом этапе должен спро­воцировать столкновение мнений лиде­ров, цель которого - изменение ценно­стных ориентиров у «трудных» подрост­ков в сторону социально одобряемых цен­ностей. Тренинг предполагается прово­дить в течение 6 дней по 4 часа.

Восьмой этап программы связан с про­ведением семейной психотерапии. Здесь необходимо, во-первых, выявить характер внутрисемейных отношений, определить тип неправильного воспитания, а главное, установить причинно-следственную связь между психологическим климатом в семье, характерологическими особенностями подростка и нарушениями его поведе­ния. Встречи с подростком и его родите­лями в самом начале психотерапевтической работы проходят отдельно. Выступая в качестве посредника, психотерапевт выдает для каждой из сторон только ту информацию, которая могла бы стать основой для примирения и сближения позиций сторон. Далее осуществляется групповое обсуждение внутрисемейных проблем с последующим консультированием.

На девятом этапе предполагается выявление интересов и склонностей подрост­ков-правонарушителей с последующим определением их либо в спортивные сек­ции, либо в клубы по интересам по месту жительства. 

Последний этап программы реабилитационный. Он связан с оказанием психолого-педагогической поддержки, как родителям, так и самим подросткам, прошедшим психокоррекционную про­грамму. Здесь основную нагрузку несут специалисты по работе с семьей в коми­тетах общественного самоуправления микрорайонов. Периодически, не реже одного раза в месяц, собираются «круглые столы» с привлечением психо­логов и педагогов школ, расположенных на территории микрорайона, где будут разбираться наиболее сложные проблем­ные ситуации, связанные с семьей под­ростка.

Вся программа по реализации данного проекта рассчитана на 8-10 месяцев.(32, 28)

Основные элементы программы были внедрены на базе открытой средней общеобразовательной школы г. Арзамаса. В 1997г. учащимися этой школы было со­вершено 127 преступлений, что составляло около 70% от преступлений, совершённых учащимися всех средних общеобразовательных учреждений. Реализация программы на базе этой школы дала положительный результат: произошло рез­кое снижение преступности. В 1998 г. было совершено всего 18 преступлений, т.е. в 7 раз меньше, чем в предыдущие годы. В дальнейшем количество преступлений среди учащихся данной школы стабилизировалось на данном уровне.  

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: