В ходе работы программы TUNING, в которой приняли участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию, было выделено несколько групп компетенций:
I. Общие компетенции. К ним относятся:
1. Инструментальные компетенции, которые включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции. Конкретизированный список инструментальных компетенций:
– способность к анализу и синтезу;
– способность к организации и планированию;
– базовые знания в различных областях;
– тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;
– письменная и устная коммуникация на родном языке;
– знание второго языка;
– элементарные навыки работы с компьютером;
– навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);
– решение проблем;
– принятие решений.
2. Межличностные компетенции, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства:
– способность к критике и самокритике;
– работа в команде;
– навыки межличностных отношений;
– способность работать в междисциплинарной команде;
– способность общаться со специалистами из других областей;
– способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
– способность работать в международной среде;
– приверженность этическим ценностям.
3. Системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. К ним относятся:
– способность применять знания на практике;
– исследовательские навыки;
– способность учиться;
– способность адаптироваться к новым ситуациям;
– способность порождать новые идеи (креативность);
– лидерство;
– понимание культур и обычаев других стран;
– способность работать самостоятельно;
– разработка и управление проектами;
– инициативность и предпринимательский дух;
– забота о качестве;
– стремление к успеху.
II. Специальные (профессиональные) компетенции.
В рамках проекта TUNING были сформулированы результаты обучения для первой и второй степени (общие дескрипторы уровней высшего образования).
Бакалавр обязан:
– демонстрировать знание основ и истории своей основной дисциплины;
– ясно и логично излагать полученные базовые знания;
– оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний;
– демонстрировать понимание общей структуры данной дисциплины и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами;
– демонстрировать понимание и уметь реализовывать методы критического анализа и развития теорий;
– точно реализовывать относящиеся к дисциплине методики и технологии;
– демонстрировать понимание качества исследований, относящихся к дисциплине;
– демонстрировать понимание экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий.
Магистр обязан:
– обладать высоким уровнем знаний в специализированной области конкретной дисциплины. На практике это означает знакомство с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями;
– уметь практически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и на практике; быть достаточно компетентным в методах независимых исследований, уметь интерпретировать результаты на высоком уровне;
– быть в состоянии внести оригинальный, хотя и ограниченный вклад в каноны дисциплины, например, подготовить диссертацию;
– демонстрировать оригинальность и творчество в том, что касается владения дисциплиной;
– обладать развитой компетенцией на профессиональном уровне.
Далее в опыте программы TUNING была сделана попытка установить соответствие системы общих и специальных компетенций уровням подготовки, типам курсов и системе единиц (кредитов) ECTS.
Учебные курсы распределяются по следующим уровням:
· Курс базового (Basic) уровня (введение в предмет);
· Курс промежуточного (Intermediate) уровня (предназначенный для углубления базового знания);
· Курс продвинутого (Advanced) уровня;
· Специализированный курс (Specialised).
По типам курсов различаются:
· Основной (Core) курс (часть основной программы);
· Связанный (Related) курс (поддерживающий основную программу);
· Непрофилирующий (Minor) курс (необязательный)
Исходя из этой классификации были разработаны модели распределения нагрузки по типам курсов, уровням и модулям в единицах (кредитах) ECTS.
В рамках направлений были выделены пять типов учебных модулей:
Основные модули, то есть группы предметов, составляющие ядро соответствующей науки (например, для бизнеса и менеджмента это – бизнес функции, среда бизнеса и другие).
Поддерживающие модули, например, для бизнеса и менеджмента это – математика, статистика и информационные технологии).
Организационные и коммуникационные модули, например, управление временем, работа в группах, риторика, иностранные языки.
Специализированные модули, то есть необязательные, но расширяющие и углубляющие компетенции в избранной области, факультативные.
Переносимые модули, например, проекты, диссертации, бизнес игры, стажировки, модули, выстраивающие мостик между теорией и практикой.
Основные и специализированные модули при этом рассматриваются как блоки, направленные на приобретение, расширение и углубление знания; поддерживающие – как развивающие методологические компетенции; организационные и коммуникационные – как направленные на самообучение и самоорганизацию; а переносимые – как обеспечивающие перенос знаний на практику. Как общее правило, чем выше уровень, тем больше модулей, углубляющих знание и устанавливающих связь между теорией и практикой.
В качестве примера, предлагается следующая модель:
Модуль | Уровень обучения | |
бакалавриат (3-4 года) | магистратура (1-2 года) | |
Основной | 30% | 20% |
Поддерживающий | 25% | 10% |
Организационный и коммуникационный | 10% | - |
Специализированный | 10% | 40% |
Переносимый | 25% | 30% |
100% | 100% |
Согласие экспертов относительно варианта распределения нагрузки по курсам в рамках программы выражается в кредитах (ECTS). На практике 1 кредит предполагает примерно от 25 до 30 часов нагрузки студента, включая: аудиторные занятия, самостоятельную работу и другие типы деятельности. Конечно, количество часов нагрузки за академический год является только одним из факторов, определяющих количество часов нагрузки, содержащейся в одном кредите. Сравнение академической нагрузки проводилось по всем странам с учетом разделения общей годовой нагрузки на собственно учебные блоки, периоды самостоятельных занятий и подготовки к экзаменам. Практически все страны работают в диапазоне от 34 до 40 недель в год. Принимая, что в неделе содержится от 40 до 42 часов, количество официальных часов за год было рассчитано в объеме от 1400 до 1680 (среднее число 1520). Таким образом, при количестве кредитов за год 60, один кредит составляет от 25 до 30 часов нагрузки.
Модуль | Уровень обучения | |||
| бакалавриат | магистратура | ||
3 года | 4 года | 1 год | 2 года | |
%-кредит | %-кредит | %-кредит | %-кредит | |
Основной | 30%=54 | 30%=72 | 20%=12 | 20%=24 |
Поддерживающий | 25%=45 | 25%=60 | 10%=6 | 10%=12 |
Организационный и коммуникационный | 10%=18 | 10%=24 | - | - |
Специализированный | 10%=18 | 10%=24 | 40%=24 | 40%=48 |
Переносимый | 25%=45 | 25%=60 | 30%=18 | 30%=36 |
Всего | 100%=180 | 100%=240 | 100%=60 | 100%=120 |
Как правило, один модуль содержит 5 кредитов нагрузки или кратное пяти число (например, 10 или 15). Европейский опыт свидетельствует, что меньшее число кредитов в курсе не приводит к большей гибкости программы, типичное распределение составляет 5 или 6 кредитов в модуле, что в свою очередь определяет количество модулей в семестр и год. Такие модели работают только в том случае, если преподаватель сам принял рамку компетенций и распределение весов и кредитов по различным предметам в соответствующей области.
Опираясь на действующий стандарт высшего образования, при начислении зачётных единиц можно руководствоваться следующей схемой[10], предлагающей примерное распределение долей циклов дисциплин в процентах и кредитах:
Циклы | Трудоемкость: | Примечания | |
% | з.е. | ||
ГСЭ | 10 | 24 | Для гуманитарных специальностей |
15 | 36 | Для инженерных и естественнонаучных специальностей | |
ЕНД | 15 | 36 | При подготовке по гуманитарным и специальным специальностям учебное время (кроме информатики) может переноситься в циклы СД и ОПД |
10 | 24 | Для гуманитарных специальностей | |
ОПД | 20 | 48 | Для инженерных и естественнонаучных специальностей |
СД | 50 | 120 | |
ДДП | 5 | 12 | |
100 | 240 |
Обозначения:
ГСЭ: цикл гуманитарных, социально-экономических;
ЕНД: цикл естественно-научных;
ОПД: цикл общепрофессиональных дисциплин;
СД: цикл специальных дисциплин;
ДДП: цикл дисциплин дополнительной подготовки (расширение/углубление/узкая специализация «под рабочее место»).
Как видно из приведённого примера, система компетентностей, разработанная в ходе описанного эксперимента в Европе, соотносится с другими аспектами Болонского процесса. Можно наглядно представить себе структуру учебного процесса и возможности его индивидуального варьирования в соответствии с модульным принципом и просчитать трудоёмкость того или иного учебного курса в кредитах. Можно также определить, какими компетенциями студент сможет овладеть в каком курсе (модуле) и в каком порядке. Однако это – лишь общая схема, которая требует каждый раз специфической адаптации к конкретной предметной области и особенностям организации учебного процесса университета.