Компетенции и компетентности в гуманитарном

Образовании

Приведём в качестве примера применения компетентностного подхода в области разработки ГОС ВПО нового поколения для гуманитарных специальностей проект ГОС ВПО направления 020600 Культурология. Сравним требования к уровню подготовки бакалавра по специальности и магистра по специальности. Выпускник по специальности Культурология должен иметь следующие компетенции:

 

Компетенции Бакалавр культурологии Магистр культурологии
1. Социально-личностные: - знание и понимание норм здорового образа жизни, включая вопросы профилактики зависимостей, умение использовать средства физической культуры для оптимизации работоспособности; - знание и понимание своих прав и обязанностей как гражданина России; - понимание ценности культуры, науки и производства; - знание и понимание профессиональных этических норм; - владение приемами профессионального общения; - умение строить межличностные отношения и работать в группе; - готовность к самостоятельной работе, умение управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; - готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии личного и профессионального развития и обучения. - знание и понимание норм здорового образа жизни, умение использовать средства физической культуры для оптимизации работоспособности; - знание и понимание своих прав и обязанностей как гражданина России; - понимание ценности культуры, науки и производства; - знание и понимание профессиональных этических норм; - владение приемами профессионального общения; - умение строить межличностные отношения я работать в группе; - готовность к самостоятельной работе, умение управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; - готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии личного и профессионального развития и обучения.
2. Экономические: - знание основ микро- и макроэкономики; - знание основ экономического поведения. - знание основ микро- и макроэкономики; - знание основ экономического поведения.
3. Общенаучные: - знание основных философских категорий и концепций, гносеологического и онтологического аспектов рассмотрения человека в философских науках; - знание концептуального аппарата и основных методов социологии; - понимание условий и особенностей формирования культуры, инкультурации и социализации личности; - знание основных тенденций и концепций современного естествознания, принципов самоорганизации в живой и неживой природе, принципов эволюции, воспроизводства и развития живых систем, биосферы и ноосферы; - знание теоретических основ и методов математики, элементов теории множеств, теории вероятности, математической статистики; - умение использовать современные информационные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации; - владение приемами информационно-описательной деятельности: систематизация данных, структурирование описания предметной области (выделение ключевых фигур, персоналий, кластеров проблем, систематизация концепций, технологий и методов решения проблем, ведение собственной базы данных, составление рефератов, обзоров, методических пособий); - умение формулировать проблемы и использовать эвристические методы их решения; - владение иностранным языком на уровне, обеспечивающем научную коммуникацию. - знание основных философских категорий и концепций, направлений и теории в философии и социологии науки; - знание концептуального аппарата и основных познавательных подходов и методов современней науки; - понимание процессов культуротворчества, инкультурации и социализации личности; - знание основных концепций современного естествознания, принципов самоорганизации в живой и неживой природе, принципов эволюции, воспроизводства и развития живых систем, биосферы и ноосферы; - знание теоретические основ и методов дискретной математики, теории вероятности и математической статистики; - умение использовать современные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации; - владение приемами информационно-описательной деятельности: систематизации данных, структурирования описания предметной области (выделение ключевых категорий и понятий, персоналий, кластеров проблем, систематизация концепций, технологий м методов решения проблем, ведение собственной базы данных, составление рефератов, обзоров, методических пособий); - умение формулировать проблемы и использовать эвристические методы их решения; - владение иностранным языком на уровне, обеспечивающем научные коммуникации.
4. Организационно-управленческие: - знание истории и основных теорий менеджмента; - знание, владение основными управленческими функциями (принятие решений, организация, мотивирование, контроль) и методами их реализации; - знание и владение основными бизнес-процессами в организации; - знание основ маркетинга и умение выявлять и организовывать спрос потребителей продукта и услуг; - знание и владение методами управления проектами. - знание истории и основных теорий менеджмента; - знание основных управленческих функций (принятие решений, организации, мотивирование, контроль) и методов их реализации; - знание основных бизнес-процессов в организации; - знание основ маркетинга и умение организовать спрос потребителей продукта и услуг; - знание и владение методами управления проектами.
5. Общепрофессиональные: - знание опорных теорий культуры, типологии культуры; - владение понятийным аппаратом, познавательными подходами и методами изучения культурных форм и процессов, социально-культурных практик; - знание особенностей российской и зарубежной культуры в исторической динамике, особенностей взаимовлияния культур и культурных коммуникаций, форм современной культуры; - знание теории и истории литературы и искусства, их познавательных, эстетических, социальных функций, особенностей в различные культурно-исторические эпохи; - знание истории религий мира как феноменов культуры в исторической динамике, различных форм религиозного сознания (ранние формы, мировые религии), особенностей мировых религий в историко-культурном контексте, знание особенностей современных религиозных движений, направлений и проблем межконфессионального диалога; - знание истории материальной культуры и культуры повседневности, социально-­культурных функций памятников историческое прошлого, способов их изучения и сохранения для современного общества; - знание ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) и умение их использовать в практической работе; - умение критически использовать методы современной науки в практической деятельности; - умение обеспечивать межкультурный и межконфессиональный диалоги в обществе, умение оценить качество исследований в контексте социокультурных условий, этических норм профессиональной деятельности; - умение логично и последовательно представлять освоенное знание; - знание стратегии и тактики современного использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности и умение применить знания и навыки в практической работе.     - знание основных теорий культуры, типологии культуры; - знание и владение профессиональным понятийным аппаратом, умение применять выбранные познавательные подходы и методы к изучению предметной области; - знание особенностей российской и зарубежной культуры в исторической динамике, особенностей взаимовлияния культур и культурных коммуникаций, форм современной культуры; - знание ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) и умение их использовать в практической работе; - умение критически использовать методы современной науки в практической деятельности, умение оценить качества исследований в контексте социокультурных условий, этических норм профессиональной деятельности; - умение логичнои последовательно представлять освоенное знание; - знание стратегии и тактики современного использования компьютерных технологий и профессиональной деятельности и умение применить знания  и навыки в практической работе; - способность к проектной деятельности в сфере культуры, к разработке инновационных проектов и управлениюими.  
7. Специальные: - способность проявлять знание основ теории и истории культуры впрактических сферах деятельности; - умение логично представлять освоенное знание и демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины, а также междисциплинарные отношения в современной науке, - умение выстраивать технологии обучения новому знанию; - владение подходами и методами критического анализа, умение их практически использовать применительно к различным культурным формам и процессам современной жизни общества; - способность к экспертной оценке качества исследований и видов социокультурной деятельности.   Более частные компетенции могут быть определены в рамках специализаций.   Высшее учебное заведение с учетом особенностей региона и специфики образовательной программы вуза может устанавливать конкретные дополнительные требования к подготовке бакалавра по специальности.   - знание новых теорий, методов и техник исследований и умение их адаптировать к области культурологии, к специализированной программе магистерской подготовки; - знание историографии в избранной  предметной области  и  умение критически проанализировать и оценить результаты теоретических исследований и практики; - умение получать новое знание; - умение соотнести свою проблемную область сразвитием смежных дисциплин и других наук для определения перспективной тематики  компаративных исследований, а также освоения инструментария этих наук, перспективного для использования в своей предметной области; - умение самостоятельно сформулировать новые задачи прикладных исследований в избранной предметной области, подбирать инструментарий (методики), выполнять исследования, давать интерпретацию, экспертную оценку результатов, получаемых в профессиональном сообществе; - умение включать полученные в собственных исследованиях результаты в контекст существующих в данной области теорий, концепций, методов. Высшее учебное заведение с учетом особенностей региона и специфики образовательной программы вуза может устанавливать конкретные дополнительные требования к подготовке магистра по специальности.  

        

    Как мы видим из сравнительной таблицы, компетенции магистра в гуманитарных науках должны быть, с одной стороны, шире компетенций бакалавра (это связано с доминированием в гуманитарной сфере исследовательской модели компетентностей, отсюда добавление в магистерском стандарте фраз типа «умение включать полученные в собственных исследованиях результаты в контекст существующих в данной области теорий, концепций, методов» и др.), а с другой стороны, компетенции магистра отражают дальнейшую специализацию подготовки на втором уровне высшего образования («умение самостоятельно сформулировать новые задачи прикладных исследований в избранной предметной области»). В связи с этим понятно, почему в модели компетентности магистра по сравнению с моделью бакалавра наращиваются в большей степени, с одной стороны, общенаучные, а с другой стороны, специальные компетенции. Социально-личностные, экономические и общепрофесссиональные компетенции в представленной модели практически неизменны для обоих уровней высшего образования. Это также демонстрирует приоритетную исследовательскую ориентацию, закладываемую в госстандарт для культурологов.

    Резюмируя сказанное, можно отметить следующее:

– переход к компетентностному подходу при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования является своевременным и необходимым, так как интегральная оценка качества подготовки выпускника может быть наиболее полно получена только при определении его компетентности в выбранной области профессиональной деятельности;

– компетентность бакалавра простирается на выбранную область гуманитарных знаний, магистра – на широкую область профессиональной деятельности и руководство профессиональными и междисциплинарными коллективами;

– компетентность бакалавра и магистра проверяется на базе тех компетенций, которые включены в их квалификационные характеристики, так как компетентность (профессионализм) специалиста определяется опытом успешной деятельности, что практически отсутствует у выпускника;

– использование компетентностного подхода при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования требует изменения взглядов на структуру, форму и содержание оценочных и диагностических средств для итоговой государственной аттестации выпускников по направлениям подготовки, а также на организацию управления качеством подготовки специалистов.

 

 

Приложение

 

«Компетенция/компетентность»: разнообразие определений

 

    Ниже приводится ряд определений понятий компетенции и компетентности, демонстрирующих, с одной стороны, дискуссионность методологии компетентностного подхода, с другой стороны, масштаб и широту охвата образовательной проблематики и содержания современного образования, которую эта методология позволяет осмыслить и ввести в практику высшей школы.

        

Источник Компетенция (компетенции) Компетентность
Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997. С. 63. - способность делать что-либо хорошо или эффективно; - соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; - способность выполнять особые трудовые функции;  
Равен Дж. Компетентность в современном обществе (Цит. по: Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. С. 14.)   - это такое явление, которое состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, … некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной, … эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения;
Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище (Цит. по: Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. С. 16. - "четыре столпа", на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить;  
Адам С. (Цит. по: Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию ГОС ВПО (методологические и методические вопросы). М., 2005. С. 22.) - комбинация характеристик (относительно знаний и их применения, навыков, обязанностей и позиций). В этом контексте компетенция или набор компетенций означают, что человек может проявить определенные способности или навыки и выполнить задание так, что это позволит оценить уровень достижений. Компетенции могут демонстрироваться и, следовательно, оцениваться;  
Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию ГОС ВПО (методологические и методические вопросы). М., 2005. С. 17. - мера образовательного успеха личности, проявляющегося в ее собственных действиях в определенных профессионально и социально значимых ситуациях; - потенциал ситуативно-адекватных возможностей деятельности в весьма широком спектре контекстов. Устраняется противоречие между образованием (обучением) и подготовкой для «рабочего места»; - интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях);
Байденко В.И. Концептуальная модель ГОС в компетентностном формате. М., 2005. С.5. - способность делать что-либо хорошо, эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки, быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды; - соответствие квалификационным характеристикам с учетом требований локальных и региональных (реже – федеральных) потребностей (запросов) рынков труда - способность выполнить особые виды деятельности и работ в зависимости от поставленных задач, проблемных ситуаций и т.п.;  
Байденко В.И., Селезнева Н.А. ГОС ВПО нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель. М., 2005. С. 29-30.   - в инженерном образовании – широкая концепция, которая воплощает способность индивида переносить навыки и знания; - в проекте TUNING – знание и понимание, как действовать и как быть;
Стратегия модернизации содержания общего образования (Цит. по: Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании М., 2004. С. 17.) - понятие компетенции включает не только когнитивную, операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую <…> результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.; - всегда актуальное проявление компетенции;
Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании М., 2004. С. 5, 13.   - сложное личностное образование, включающее и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие; - основывающаяся на знаниях интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека;
Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. №3. С. 24. - положительная мотивация к проявлению компетентности; - ценностно-смысловые представления о содержании и результатах деятельности; - знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности; - умение, опыт (навык) успешного осуществления необходимых действий на базе имеющихся знаний; - качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны;
Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М., 2004. С. 6-7, 9.   - интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области, а также осознание ее социальной значимости и личной ответственности за результат этой деятельности, необходимости ее постоянного совершенствования;
Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых (Цит по: Компетентностный подход к проектированию ГОС ВПО (методологические и методические вопросы). М., 2005. С. 16.   - эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего места; - овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой; - интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения трудовой деятельности в современной производственной среде;
Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. №4. С. 25.   - теоретические знания плюс прикладные знания плюс когнитивная и операционально-технологическая составляющие; - совокупность знаний в действии.

Рекомендуемая литература

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: