Теоретические основы внешнеэкономического сотрудничества

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы исследования определяется важностью включения российской экономики в систему международных экономических отношений и основывается на уникальном примере бурного экономического развития КНР благодаря активной внешней торговле.

Создание жизнеспособной экономики рыночного типа требует «открытости» национального хозяйства, расширения внешнеэкономических связей, активного участия в системе международного разделения труда. В условиях интернационализации и глобализации мировой экономики, России, чтобы не оказаться в эшелоне стран «третьего мира», необходимо делать упор на становление стабильного, взаимовыгодного сотрудничества с надежными партнерами, обеспечивая, таким образом, приток товаров, услуг, инвестиций и технологий в национальную экономику.
При этом наряду с достаточно устойчивыми позициями традиционных экономических партнеров из Западной Европы и Северной Америки все больше возрастает роль Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В XXI в. именно здесь будет определяться геополитическая и экономическая ситуация в мире. Только учитывая это при построении своей модели внешнеэкономических связей, Россия сможет адекватно реагировать на изменения в мировой экономике и упрочить свое экономическое положение. Одним из основных внешнеторговых партнеров России особенно ее Восточных территорий должен быть Китай это являются важным фактором социально-экономического развития региона.

За минувшие менее чем 20 лет российско-китайские связи получили стремительное развитие и охватили практически все сферы.

Цель дипломной работы - изучение состояния, проблем и перспектив развития внешнеэкономических связей Китая с Россией.

 Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1) Раскрыть сущность внешнеэкономических связей и их форм, определить современные тенденции внешнеэкономических связей, изучить экономический потенциал Китая, изучить историю развития внешнеэкономических связей России и Китая;

2) Проанализировать внешнеэкономические связи России и Китая, выявить основные направления и проблемы развития;

3) Рассмотреть инвестиционное сотрудничество между Россией и Китаем;

4) Рассмотреть современные тенденции и перспективы в развитии внешнеэкономических связей России с КНР;

5) Изучить опыт сотрудничества КНР в рамках ВТО и рекомендовать его для достижения поставленной цели России.

Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В процессе написания дипломной работы использовались материалы официальных двухсторонних встреч на высшем уровне, учебной, научной и периодической печати, статистическая информация официальных источников, а также Интернет источники по вопросам внешнеэкономических связей в целом и относительно России и Китая.


ГЛАВА 1. Внешнеэкономическое сотрудничество – как фактор экономического роста

Теоретические основы внешнеэкономического сотрудничества

 Внешнеэкономические связи: сущность, основные понятия, характеристика форм и методов международного сотрудничества.

Создание в России рыночной экономики предполагает ее открытость и интеграцию в мировое хозяйство. Любые предприятия, фирмы, кооперативы и их союзы независимо от формы собственности, участвуя в формировании рыночных отношений, должны иметь выход на внешний рынок. Только в этом случае удастся обеспечить их реальное вхождение в международные экономическое пространство, развивая и расширяя внешнеэкономические связи.

Внешнеэкономические связи - возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть результат общественного разделения труда в международном масштабе. Они выступают важным фактором, воздействующим на уровень и направление экономического развития страны и ее регионов.

Основными участниками, реализующими политику государства в области внешнеторгового сотрудничества, выступают хозяйствующие субъекты (организации, предприятия) в зарубежной практике фирмы, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Для понимания тенденций развития международного сотрудничества необходимо понимать и различать понятия «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность». Внешнеэкономические связи относятся к уровню макроэкономического (межгосударственного) взаимодействия, а внешнеэкономическая деятельность — к микро-уровню, т. е. к уровню взаимодействия организаций, предприятий и фирм.

Понятие внешнеэкономической деятельности появилось сравнительно недавно и связано с децентрализацией внешней торговли, осуществляемой в рамках реформы экономики и системы управления России. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне фирм и предприятий, которые пользуются полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров и услуг для заключения внешнеторговой сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки. Следовательно, внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий.

Согласно Закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», под данной деятельностью понимается предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Понятие внешнеэкономических связей значительно шире.

Внешнеэкономические связи — это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство и др.

Экономические связи между различными организационными формами человеческих общностей имеют многовековую историю. Первоначально приняв форму единичных сделок, эти связи за счет увеличения участников международной торговли, расширения круга объектов (товар, услуга, интеллектуальная собственность, капитал, рабочая сила, научные знания, изобретения, информация, историче­ские и культурные достопримечательности и т.д.), постепенно превратились в сложную совокупность отношений, затрагивающих интересы всех стран мира, которые можно назвать обобщающим термином «международный бизнес». 

Международный бизнес существует и развивается потому, что ни одна страна не имеет возможности производить абсолютно все одинаково хорошо и эффективно. Ограниченность ресурсов заставляет страны сконцентрировать их в тех отраслях, где они могут быть использованы наиболее эффективно, опираясь на принцип абсолютного преимущества.

Любая страна независимо от ее экономического развития, выходя на международный рынок, использует один из трех мотивов, побуждающих фирмы осуществлять международный бизнес, это:

¨ расширение рынка сбыта;

¨ приобретение ресурсов;

¨ диверсификация источников снабжения и сбыта.

Выбор мотивации международного бизнеса ориентирован на достижение определенной цели или множества целей.

Так, например, расширение рынка сбыта чаще всего преследует следующие цели:

Ø увеличение объема продаж;

Ø снижение затрат на единицу продукции за счет эффекта масштаба производства;

Ø увеличение прибыли;

Ø решение социальных вопросов (например, сохранить рабочие места, не допустить высокого уровня безработицы и др.);

Ø политические задачи (например, укрепить сотрудничество

 с отдельными странами и через экономику влиять на политику);

Ø экономические вопросы (например, не допустить внутреннего кризиса перепроизводства, желание победить в конкурентной борьбе и др.)[29]

Многие иностранные фирмы имеют более 50 % своих доходов с продаж за рубежом. Высокий уровень сбыта означает высокий уровень прибыли, а так как внутренний рынок практически всегда ограничен количеством потенциальных потребителей и их платежеспособностью, то фирмы производители, продукция которых конкурентоспособна и пользуется спросом не только на внутреннем, но и внешнем рынке, ориентируют свое производство и на зарубежные рынки. Если основной мотив международного бизнеса приобретение ресурсов, то целями могут быть:

Ø снижение издержек за счет приобретения дешевого сырья и дешевой рабочей силы;

Ø сохранение собственных ресурсов;

Ø экономия финансовых ресурсов за счет их перераспределения между импортом сырья и его добычей в собственной стране;

Ø размещение прямых инвестиций в перерабатывающие предприятия других стран для получения доступа к рынкам сырья;

Ø подготовка контрактов «о разделе продукции» или операций на давальческом сырье;

Ø стремление участвовать в горизонтальной интеграции;

Ø использование стоимостных преимуществ факторов производства (земли, труда, капитала, технологии) той или иной страны;

Ø и др.

К средствам достижения этих целей относятся:

ü экспорт – импорт товаров и услуг;

ü прямое инвестирование;

ü лицензирование;

ü франчайзинг;

ü управленческие контракты;

ü контракты "под ключ";

ü подрядные, инжиниринговые, компенсационные контракты;

ü лизинг и др.

Диверсификация источников ресурсов и сбыта часто определяет мотивы международного бизнеса. Обычно компании предпочитают не допускать больших колебаний в уровне своих продаж и прибылей и с этой целью тщательно подыскивают подходящие рынки сбыта и закупок. Третий мотив диверсификации источников снабжения и сбыта объединяет, практически, цели первых двух мотивов. Однако, назовем несколько ранее не оговоренных целей:

Ø освоение новых рынков;

Ø защита своей окружающей среды;

Ø вынос экологически вредных производств в страны с не оформившимся экологическим законодательством;

Ø обновление технологического парка;

Ø попытка повысить конкурентоспособность своей продукции;

Ø политические цели;

Ø снижение транспортных расходов на экспорт готовой продукции за счет перераспределения рынков сбыта;

Ø и др.

На выбор цели и мотивов бизнеса оказывают влияние такие факторы как:

Ø географический;

Ø исторический;

Ø политический;

Ø правовой;

Ø экономический;

Ø культурный;

Ø  и др.

Для достижения целей международного бизнеса компании используют различные средства, методы и формы международного сотрудничества. Выбор средств, методов и форм международного сотрудничества во многом обусловливается уровнем конкуренции на внешнем рынке, емкостью внутреннего рынка, транспортными расходами, торговыми ограничениями, уровнем экономического развития, восприятием товара внешним рынком, объемом закупок и др. [13]

Наиболее распространенные средства внешнеторгового сотрудничества – это экспорт-импорт товаров и услуг, лицензирование, франчайзинг, инвестирование, управленческие контракты, контракты "под ключ", кредитование, маркетинг и др.      При организации международного бизнеса компании должны выбирать одну из форм внешнеторговых операций.

Доминирующей формой деловой международной активности пока остается экспорт и импорт товаров. Поскольку перемещение этих товаров из одной страны в другую поддается зрительному восприятию, то его принято называть "видимым". В общем, объеме международных сделок именно экспорт и импорт товаров занимает доминирующее положение и для большинства стран является основным источником международных доходов и расходов. Товарный экспорт и импорт практически для любой фирмы является первой внешнеторговой операцией. Даже если фирма переходит к другим формам международного сотрудничества, то это не означает снижение или отмену товарного экспорта или импорта.

Наряду с экспортом и импортом товаров широкое развитие получил экспорт и импорт услуг, которые рассматриваются как "невидимые блага". Международный бизнес охватывает множество различных видов услуг как основных, так и обеспечивающих.

К основным услугам можно отнести:

· туризм;

· использование активов за рубежом (фирменных знаков, патентов, авторских прав и др.);

· инженерно- технические услуги;

· лизинговые;

· управленческие;

· подрядные;

· информационные и др.

К обеспечивающим:

· транспортные;

· страховые;

· банковские;

· экспедиторские;

· таможенные;

· услуги по хранению внешнеторговых грузов и др.

Часто иностранные фирмы, достигшие успеха в экспорте своей продукции на внешнем рынке, прибегают к продаже лицензий, или франчайзингу, что сопровождается более высокой степенью обязательств и ответственности по сравнению с экспортной деятельностью. И, как правило, сопровождается капитальными операциями (инвестированием), командированием опытных специалистов, технического и управленческого персонала для содействия лицензиату или держателю франшизы в создании и адаптации его производства.

 Современное развитие международного бизнеса, организуемого в основном частными компаниями (доля которых в международном обороте составляет более 80 %), сопряжено с использованием двух основных форм ведения международного бизнеса: товарного экспорта и прямых инвестиций. Именно эти две формы оказывают ощутимое воздействие на правила регулирования потоков частного бизнеса между странами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: