Анализ торгово экономического сотрудничества Северо- Востока Китая с россией

Учитывая размера стран протяженность государственной границы России и КНР, региональную специфику, в данном вопросе мы остановались на анализе торгово-экономического сотрудничества север-востока Китая и России.

Взаимодействие между Pocсией и КНР.в настоящее время представляет собой сложный и многогранный пропесс, его основными составляющими (и в то же время наиболее противоречивыми проблемами) являют торгово-экономические взаимоотношения приграничных регионов, инвестиционное сотрудни-чество, китайская миграция на российскую территорию.

В этой связи актуальным является анализ эффективности осуществле-ния между регионами Дальнего Востока России и провинциями Северо-Востока КНР второго типа связей, а именно российско-китайской торговли на региональном уровне, через призму первого типа - межрегиональной торговли, оп-ределяемой связями внутри этих регионов по ввозу и вывозу продукции.:

Для оценки потенциала и тенденций развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества на региональном уровне в первую оче-редь необходимо изучить основные направления социально-экономического развития Северо-Востока КНР.

В настоящее время Северо-Восток КНР - это провинции Хэйлунцзян, Ляонин И Цзилинь. Будучи старейшей промышленной базой страны, Северо-Восток КНР обладает значительным экономическим преимуществом перед другими провинциями Китая.

В настоящее время на территории этих провинций сосредоточено большое количество природных и трудовых ресурсы, хорошо развито сельское хозяйство, а также имеется неисчерпанный потенциал развития промышленных производств.

На территории северо-восточных провинции КНР открыто более 130 видов полезных ископаемых, из которых 80 осваиваются и используются. Важнейшими видами полезных ископаемых являются: каменный уголь-2,1 млрд тонн гарантированных запасов, нефть-113,99 млн тонн, железная руда -460 млн тонн. По гарантированных запасам золота регион занимает 10 место в Китае, по запасам таких витов полезных ископаемых, как нефтеносный сланец, диатомит, кремнезем-1местоо в стране, 3 место- по запасам молибдена и германия. По запасам нефти, железа, бора, магнезита, алмазов, талька, нефрита. Базальта регион лидирует в стране. Эапасы нефти и природного газа провинции Ляонин составляют соответственно15% и10% от общего кольчества в стране.      по запасам каменного угля Хэйлунцзян – на первом месте среди трех сесеро-восточных провинций.

Хэйлунцзян и Цзилинь являются крупнейшими в КНР провинциями, обладающими значительными лесными ресурсами и самой крупной лесозаготовительной базой страны. По площади леса, по общим лесным запасам и объемамлесозаготовок провинция занимает первое место в стране. Хозяйственная деятельность, связанная с лесоводством, ведет в этих провинциях на 40 млнга, лесом покрыто свыше 41,9% территории, запасы древесины составляют 2,4 млрд куб м. Одно из главных богатств провинцииХэйлунцзян-ее плодородные почвы. Для использования пригодно примерно 44 млн га. Под сельскохозяйственное производство отведено 40% угодий. Черноземные почвы занимают 68% всей используемой в сельском хозяйстве земли.

Северо-восток Китая обладает значительными запасами водных ресурсов. Так, реки провинции Хэйлунцзян Уссури, Хэйлунцзян, Сунхуацзян, Нэньцзян и Суйфэньхэ образуют пять крупных водных систем, кроме того, на территории находятся около 6000 озер и водохранилищ. Внутренние водные ресурсы провинции Ляонтн предсставлены 392 реками, общая протяженность которых 160 тыс км, а площадьбассейна – 145 тыс кв.км. Ляохэ-одна из 7 крупнейших рек китая, длина ее ляонинского участка составляет 512 км, площадб бассейна-6,9 кв,км.

Одно из главных направлений развития экономического потенциала региона — повышение конкурентоспособности продукции на мировых рынках и степени открытости его экономики. Однако достигнутые результаты пока далеко не соответствуют поставленным целям.

Если оценивать степень конкурентоспособности и экономической открытости региона по доле его экспорта в валовом внутреннем продукте, то для КНР в целом эта доля составляет 33%, а для Северо-Восточных провинций КНР — толь­ко 15% (Ляонин — 23%, Хэйлунцзян — 9%, Цзилинь — 5%). В 2008 г. как тревожный симптом специалистами рассматривалось то, что доля региона в объеме внешней торговли КНР составляла всего 4,8%. Однако за три прошедшие года при росте абсолютных показателей эта доля еще и снизилась до 4,02%. В первую очередь это объясняется тем, что провинции региона могут предложить на экспорт в основном такую продукцию машиностроения и сельского хозяйства, мировой спрос на которую достаточно стабилен. Значительный рост ВВП в регионе обеспечивает сейчас внутреннее потребление, производство так называе­мой непродаваемой продукции (объектов инфраструктуры, строительства, машиностроительной продукции, потребляемой внутренним рынком), связанных с ними энергетических, сырьевых отраслей, сельского хозяйства и различных услуг. Китайские эксперты признают, что объективные препятствия для наращивания экспорта — крайне слабые собственные инновационные возможности региона в сфере новых и высоких технологий, а субъективные — недостаточный опыт управленцев в сфере ведения международного бизнеса, что является следствием относительно позднего вхождения региона в рыночную экономику.

Таблица 5

Основные показатели внешней торговли региона в 2000-2009 гг

                                     (в% к предыдущему году)

 

Провипция

Ляонин

Провипция

Хэйлупцзяп

Провипция'

Цзилипь

2000 2005 2007 2009 2000 2005 2007 2009 2000 2005 2007 2009
Объем внешнй торговли,млндолл.США 100 116,7 141,5 123,8 100 117,4 120,6 169,2 100 136,5 166,5 96,2
Экспорт, млн долл. США 100 113,9 149,7 129,9 100 99,5 88,3 284,8 100 125,6 129,7 101,8
Импорт, млн долл. США 100 119,9 132,4 116,8 100 145 34,5 114,4 100 47,3 220,9 83,8

Источник:[24]

Вследствие реализации такой политики и полученных результатов Сверо-Восточный Китай оставался единым регионом лишь географически, но не экономически. В области внешних связей с регионом провинция Ляонин, учитывая ее географическое положение, прибрежный статус,истортческие реалии (давние связи с Японией), была ориентирована прежде всего на Японию и Корею.провинции Цзилинь, граничащая с Корейским полуосровом и имеющая значительную корейскую диаспору, - на Северо и Южную Корею и в меньшей степени на Россию. Лишь для провинцииХэилунцзян экономические отношения с российским Дальним Востоком имели исключительно важное значение.

Однако эволюция российско-китайских отношений в началеХХI в сотрудничестве на активизации российско-китайского торгово-экономического сотрудничества на региональном уровне.

Значительно предпочтительнее выглядят позиции Северо-Восточного Китая в развитииторгово-экономического сотрудничества с Россией.

Так,если во внешнеторговом обороте КНР доля России составляет2,04%, то в регионе-11,54%, на этот регион приходится 22,9%всей российско-китайской торговли, при этом большая часть этого объема проходит через провинции Хэйлунцзян, достигнув 59%от всего ее внешнеторгового оборота. Для торговли с Россией провинции Цзилинь и особенно Ляонин очень близка к среднему уровно по стране – 2,7% и 1,96% соответственно.

В сфере внешней торговли Россия стоит на первом месте среди партнеров провинции Хэйлунцзян, на пятом – провинции Цзилинь и на девятом – провинции Ляонин. Высокие показатели провинции Хэйлунцзян определяются, прежде всего, географическими преимуществами региона, непосредственно граничащего с Россией. В настоящее время провинции Хэилунцзя превратилась в крупнейшего торгового посредника между Россией и экономически развитыми регионами Китая, она активно развивает эту сферу своей экономики.

На период 11-й пятилетки (2006 -2010гг) правительство провинции Хэйлунцзян поставило задачу еще более высокими темпами наращивать объем товарооброта с Россией и довести его до 14 млрд долл. США к 2010 г. С этой цель предусмотрено ускорение строительства объектов транспортной инфраструктуры и пограничных пунктов пропуска, подготовка соответствующих кадров, совершенствование структуры торговли и расширение сфер сотрудничества. В г. Харбине уже созданы совместные с Россией научно технологический и промышленный парки, с которыми связываются планы расширения научного сотрудничества.

 

 

Таблица 6

Динамика внешнеторгового оборота Северо-Восточных провинций КНР с Российской Федерацией за период 1997 – 2009 rr. (млн. долл. США)·

Год 1997 1998 1999 2000 2002 2004 2005 2007 2009 2009к1997 раз
Хэйлунцзян                    
Оборот всего 852,5 676,0 916,3 1375 1799 2334 2955 2925 5680 7
(%) 100 100 100 100 100 100 100 100 100  
Экспopт (из РФ) 508,2 498,3 684,4 910 1019 1361 1317 841 3840 7,4
(%) 59,6 73,7 74,7 66,1 56,6 58,3 44,6 28,8 67,6  
Импорт (в РФ) 344,3 177,7 231,9 465 780 973 1638 1652 1840 5
(%) 40,4 26,2 25,3 33,8 43,3 41,7 55,4 56,4 32,3  
Ляонин                    
Оборот всего 235,6 184,5 159,3 236,8 262 329 372 393 805 3
(%) 100 - - - - - - - -  
Экспopт (из РФ) 96,7 79,0 83,2 152,0 160 200 207 281 339 3,5
(%) 41,1 42,8 52,2 64,1 61,1 60,8 55,6 71,5 42,1  
Импорт (в РФ) 138,9 105,5 76,1 84,8 102 129 165 249 46,6 -0,3
(%) 58,9 57,1 47,8 35,8 38,9 39,2 44,3 63,3 5,7  
Цзилинь                    
Оборот всего 61,6 46,5 64,2 68,4 69,8 57,8 57,3 46 177 3
(%) 100 - - - - - - - -  
Экспopт (из РФ) 31,8 27,1 55,4 58,6 57,3 38,1 27,6 18 140 4,4
(%) 52,1 58,3 86,3 85,7 82,1 65,9 48,2 39,1 79,1  
Импорт (в РФ) 29,3 19,4 8,8 9,8 12,5 19,7 29,7 28 37  
(%) 47,9 41,7 13,7 14,3 17,9 34,1 51,8 60,8 20,9 -2

Источник:[26]

Рисунок. 4 Динамика внешней торговли Северо-Восточных провинций КНР с Российской Федерацией в 1997 – 2009 гг. (млн. долл. США)

Источник: [26]

в приграничную торговлю включены тopгoвые операции, осуществляемые китайскими комnаниями, зарегистрированными в nриграничных районах КНР с разрешения властей, через установленные пограничные пункты пропуска.

Динамичное развитие экономического сотрудничества провинии Хэй·лунцзян с Россией является дополнительным стимулом для провинции Ляонин и Цзилинь к более активным действиям, результатом чего уже стали значи­тельные темпы роста товарооборота в 2009 г.

Развитие сотрудничества с Россией для провинции Ляонин является не только фактором стабильного роста его экспорта, но и доступом к энергетичес­ким и при родным ресурсам, современным технологиям, к созданию собственных патентованных видов продукции, совершенствованию структуры производства, осуществлению стратегии расширения географии внешней тоговли. В качестве основных направлений сотрудничества провинции с Россиеи обозначены увеличение импорта сырой нефти, при родного газа, угля, древесины, создание баз экспортного производства, усиление научно-технического сотрудничества, наращивание электротехнической продукции, продукции на основе новых и высоких технологий, развитие туризма.

Рост внешнеторгового оборота провинции Цзилинь с Российской Федерацией в 2009 г. стал показателем стремления китайской стороны к решению основной проблемы взаимодействия с Россией и дальнеишему развитию два стороннего торгово-экономического сотрудничества.

Тем не менее усилия Китая по формированию крупных промышленных узлов на Северо-Востоке Китая создают предпосылки к закрепленю за данным регионом роли международного центра притяжения инвестиции, технологий и ресурсов. Интенсификация промышленного развития Северо-Востока КНР открывает перед Россией не только дополнительные возможности по раз­витию международного сотрудничества, но и создает определенные проблемы. Так, например, Дальнему Востоку России отводится лишь роль сырьевого и энергетического донора в реализации данной стратегии Китая.

Негативным последствием для российского Дальнего Востока является отток иностранных инвестиций. Для переориентации экономики российского Дальнего Востока с добывающей на перерабатывающую, иностранные инвестиции также играют немаловажную роль. В связи с этим может возникнуть соперничество между предприятиями Дальнего Востока 'России и Северо-Восто­ка Китая за при влечение частных инвесторов и новейших технологий.

Наращивание производственных мощностей в северо-восточных провинциях КНР влечет за собой реальную. угрозу экологической безопасности российско Дальнего Востока. Быстрые темпы реконструкции старой промышленной базы Северо-Востока Китая, рост новых мощностей, сокращение затрат на обеспечение технологической и экономической безопасности предприятий, отсутствие очистных сооружений ведут к увеличению числа аварий и техногенных катастроф.

Вместе с тем, благодаря высоким темпам социально-экономического развития Северо-Восточных провинций Китая и стремлению повысить конкурентоспособность промышленной продукции на мировом рынке, стратегия КНР по возрождению старых промышленных баз создает значительные предпосыл­ки для развития сотрудничества с приграничными регионами Российского Дальнего Востока.

Однако для расширения торгово-экономического, технологического, на­учно-технического и инвестиционного сотрудничества России с Северо-Восточными провинциями КНР необходимо оценить быстрые темпы роста двустороннего товарооборота. Объективно надо признать, что "прорыв" в двусторонней торговле в последние годы был достигнут на экстенсивной основе. Более того, российско-китайское сотрудничество осуществляется почти исключительно в форме ·обычной торговли. Ему не присущи такие современные формы, как давальческая переработка и сборка, ввоз оборудования в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, хотя на долю последних приходится более половины внешнеторгового оборота КНР.

В настоящее время для российского Дальнего Востока важнейшее значение имеет изменение места и роли Китая, который одновременно является и визави в конкурентной борьбе, и барьером при выходах на международные рынки товаров и инвестиций, и потенциально выгодным экономическим партнером.

Учет степени ориентированности экономики российского Дальневосточья на Китай при реализации того или иного варианта стратегии развития оп­ределит долгосрочные выигрыши или долгосрочные проблемы.

В современной ситуации представляется возможным выделить три логически увязанных, внутренне непротиворечивых и совершенно реальных варианта развития российско-китайского межрегионального торгово-экономического сотрудничества, обладающие разной степенью эффективности для российского Дальнего Востока.

К первому сценарию можно отнести сохранение сложившегося характера сотрудничества, основа экономического содержания которого - внешнеторговый обмен, так называемый сырьевой бартер. Примером этому может слу­жить товарная структура экспорта дальневосточных территорий в КНР, где львиная доля принадлежит необработанным лесоматериалам.

Следующий вариант представляет собой для Дальнего Востока России ситуацию ожидания реализации Китаем государственной стратегии хозяйствования "Идти вовне". В 2005—2008 гг. в провинции Хэйлунцзян предполагается создание пяти региональных баз перерабатывающей промышленности, объединяющих 50 ведущих экспортеров провинции. Для стимулирования их деятельности в регионе вводится льготный порядок возмещения налога на добавленную стоимость, расширяется применение во внешнеторговой деятельности давальческого сырья, рефор­мируется система контрольно-пропускных пунктов. Экономический эффект для экономики Дальнего Востока России от реализации этого варианта сотрудничества видится весьма сомнительным, тем более что на первое место здесь выходят экономические интересы Северо-Восточных провинций КНР.

 

Таблица 7

Доля экспорта лесоматериалов в общем объеме экспорта территорий  Дальнего Востока в КНР в 2008 гг.

Показатели

Хабаровский край

Приморский край

Амурская область

ЕАО

Млн. руб. % Млн. руб. % Млн. руб. % Млн. руб. %
Всего, экспорт в том числе: 919,6 100 316,3 100 72  100 4,8 100
Лесоматериалы необработанные 265 29 93,8 30 34,9 48 3,5 7,3
Лесоматериалы обработанные -   14 5 3,2 4,5 0,2 4,3

Источник:[25]

 

Рисунок. 5 Доля экспорта административных единиц  Дальнего Востока в КНР в 2008 г, в процентах

Источник:[25]

Рисунок. 6 Доля экспорта необработанных лесоматериалов административных единиц  Дальнего Востока в КНР в 2008 г, в процентах

Источник:[25]

 

   Рисунок. 7 Доля экспорта обработанных лесоматериалов административных единиц Дальнего Востока в КНР в 2008 г в процентах

Источник:[25]

К настоящему времени постепенно оформилась новая версия концепции развития Востока России, основанная на использовании своего трансграничного потенциала через сотрудничество со странами СВА и с КНР в частности. Она заключается в широкомасштабном использовании экспорта энергетических ресурсов и транспортных услуг на основе развития инфраструктуры. Речь идет о создании магистральных коридоров для передачи в СВА российских энергоресурсов и энергопродукции, а также транзита европейской и азиатской продукции.

Идея заключается в том, чтобы использовать в качестве ресурса регионального развития, во-первых, эффект масштаба при эксплуатации имеющихся ресурсов углеводородов (в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке) за счет подключения спроса на энергию в странах АТР и СВА, а во-вторых, инфраструктурную ренту от транспортных и энергетических межконтинентальных коридоров.

Ожидается, что вскоре будет утверждена "Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона".Концепция Программы предусматривает развитие транзитных, экспорториентированных магистральных трубопроводов на юге Дальнего Востока, запитываемых с Сахалинского и Якутского газодобывающих центров.

Проектируемая энергетическая инфраструктура для транзита тэр (нефте- и газопроводы, высоковольтные ЛЭП), а также транссибирский желез­нодорожный маршрут сформируют на полигоне "Восточная Сибирь—Сковородино--Благовещенск--Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре-юг При­морского края" энергетический коридор, напоминающий по своей форме про­странственную дугу, в создании которой предполагается вложить не менее 15 млрд долл. США Энергетический коридор превратит юг Дальнего Востока в мощнейший транспортно-энергетический транзитный полигон.

В настоящее время за Россией, в лице ее Дальнего Востока, закрепля­ются две ниши, которые могут быть конкурентоспособны в абсолютном смыс­ле: 1) сырьевые, особенно топливно-энергетические и лесные ресурсы; 2) услуги по транзиту грузов, в основном топливно-энергетических.

Сейчас конкурентоспособны преиущественно отрасли природноресурсного сектора экономики российского Дальнего Востока. Большинство отраслей перерабатывающего комплекса региона на внешнем рынке ограниченно конкурентоспособны или неконкурентоспособны. Неизбежное. в будущем существенное повышение производственных издержек, прежде всего за счет роста цен на продукцию/услуги естественных монополий, при низких объемах инвестиций может окончательно подорвать· конкурентоспособность отраслей глубокои переработки продукции. однако среднесрочной перспективе основная масса добывающих и ресурсоемких производств, по-видимому, сохранит запас ценовой конкурентоспособности.

В этой связи наиболее привлекательным с точки зрения экономической эффективности для Дальнего Востока России является "китайский" вариант кооперации территорий Востока России со странами СВА. Он учитывает следующ,е факторы:

Китайская экономика является наиболее динамично развивающейся экономикой мира и даже в перспективе, после вероятного снижения среднегодовых темпов роста до 5-6% в год, сохранит в этом отношении преимущество перед другими странами региона. Потенциально китайский рынок практически неисчерпаем. 

Налицо продолжительная сухопутная граница между Россией и КНР. в том числе на территории Дальнего Востока, известная степень взаимодополняемости экономических потенциалов и сопоставимость уровней развития.

Более активное привлечение и использование китайской рабочей силы на российском Дальнем Востоке, освобожденное от административных ограничений, способствовало бы подъему сельскохозяйственного производства и легкой промышленности в регионе, а также решению ряда острых социальных проблем (строительство жилья, объектов соцкультбыта и т.п.), что могло бы создать более благоприятные условия для закрепления населения в регионе и привлечения населения из других районов Российской Федерации и СНГ.

Существуют и благоприятные международно-политические факторы. Как США, так и Япония объективно заинтересованы в поддержании баланса сил в АТР. Вследствие этого в перспективе нельзя исключить возможности реализа­ции крупномасштабных трехсторонних экономических проектов на территории региона с реализацией продукции на рынках стран АТР, с использованием японской (американской, южнокорейской) технологий и капиталов,природных ресурсов и территории Востока России,китайской рабочей силы.

В качестве последующих шагов по формированию единого экономического пространства можно предложить постепенное ослабление и последующее снятие ограничений на свободное перемещение капитала, услуг, технологий и рабочей силы, постепенную интеграцию транспортной и энергетической систем и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: