Учитывая размера стран протяженность государственной границы России и КНР, региональную специфику, в данном вопросе мы остановались на анализе торгово-экономического сотрудничества север-востока Китая и России.
Взаимодействие между Pocсией и КНР.в настоящее время представляет собой сложный и многогранный пропесс, его основными составляющими (и в то же время наиболее противоречивыми проблемами) являют торгово-экономические взаимоотношения приграничных регионов, инвестиционное сотрудни-чество, китайская миграция на российскую территорию.
В этой связи актуальным является анализ эффективности осуществле-ния между регионами Дальнего Востока России и провинциями Северо-Востока КНР второго типа связей, а именно российско-китайской торговли на региональном уровне, через призму первого типа - межрегиональной торговли, оп-ределяемой связями внутри этих регионов по ввозу и вывозу продукции.:
Для оценки потенциала и тенденций развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества на региональном уровне в первую оче-редь необходимо изучить основные направления социально-экономического развития Северо-Востока КНР.
|
|
В настоящее время Северо-Восток КНР - это провинции Хэйлунцзян, Ляонин И Цзилинь. Будучи старейшей промышленной базой страны, Северо-Восток КНР обладает значительным экономическим преимуществом перед другими провинциями Китая.
В настоящее время на территории этих провинций сосредоточено большое количество природных и трудовых ресурсы, хорошо развито сельское хозяйство, а также имеется неисчерпанный потенциал развития промышленных производств.
На территории северо-восточных провинции КНР открыто более 130 видов полезных ископаемых, из которых 80 осваиваются и используются. Важнейшими видами полезных ископаемых являются: каменный уголь-2,1 млрд тонн гарантированных запасов, нефть-113,99 млн тонн, железная руда -460 млн тонн. По гарантированных запасам золота регион занимает 10 место в Китае, по запасам таких витов полезных ископаемых, как нефтеносный сланец, диатомит, кремнезем-1местоо в стране, 3 место- по запасам молибдена и германия. По запасам нефти, железа, бора, магнезита, алмазов, талька, нефрита. Базальта регион лидирует в стране. Эапасы нефти и природного газа провинции Ляонин составляют соответственно15% и10% от общего кольчества в стране. по запасам каменного угля Хэйлунцзян – на первом месте среди трех сесеро-восточных провинций.
Хэйлунцзян и Цзилинь являются крупнейшими в КНР провинциями, обладающими значительными лесными ресурсами и самой крупной лесозаготовительной базой страны. По площади леса, по общим лесным запасам и объемамлесозаготовок провинция занимает первое место в стране. Хозяйственная деятельность, связанная с лесоводством, ведет в этих провинциях на 40 млнга, лесом покрыто свыше 41,9% территории, запасы древесины составляют 2,4 млрд куб м. Одно из главных богатств провинцииХэйлунцзян-ее плодородные почвы. Для использования пригодно примерно 44 млн га. Под сельскохозяйственное производство отведено 40% угодий. Черноземные почвы занимают 68% всей используемой в сельском хозяйстве земли.
|
|
Северо-восток Китая обладает значительными запасами водных ресурсов. Так, реки провинции Хэйлунцзян Уссури, Хэйлунцзян, Сунхуацзян, Нэньцзян и Суйфэньхэ образуют пять крупных водных систем, кроме того, на территории находятся около 6000 озер и водохранилищ. Внутренние водные ресурсы провинции Ляонтн предсставлены 392 реками, общая протяженность которых 160 тыс км, а площадьбассейна – 145 тыс кв.км. Ляохэ-одна из 7 крупнейших рек китая, длина ее ляонинского участка составляет 512 км, площадб бассейна-6,9 кв,км.
Одно из главных направлений развития экономического потенциала региона — повышение конкурентоспособности продукции на мировых рынках и степени открытости его экономики. Однако достигнутые результаты пока далеко не соответствуют поставленным целям.
Если оценивать степень конкурентоспособности и экономической открытости региона по доле его экспорта в валовом внутреннем продукте, то для КНР в целом эта доля составляет 33%, а для Северо-Восточных провинций КНР — только 15% (Ляонин — 23%, Хэйлунцзян — 9%, Цзилинь — 5%). В 2008 г. как тревожный симптом специалистами рассматривалось то, что доля региона в объеме внешней торговли КНР составляла всего 4,8%. Однако за три прошедшие года при росте абсолютных показателей эта доля еще и снизилась до 4,02%. В первую очередь это объясняется тем, что провинции региона могут предложить на экспорт в основном такую продукцию машиностроения и сельского хозяйства, мировой спрос на которую достаточно стабилен. Значительный рост ВВП в регионе обеспечивает сейчас внутреннее потребление, производство так называемой непродаваемой продукции (объектов инфраструктуры, строительства, машиностроительной продукции, потребляемой внутренним рынком), связанных с ними энергетических, сырьевых отраслей, сельского хозяйства и различных услуг. Китайские эксперты признают, что объективные препятствия для наращивания экспорта — крайне слабые собственные инновационные возможности региона в сфере новых и высоких технологий, а субъективные — недостаточный опыт управленцев в сфере ведения международного бизнеса, что является следствием относительно позднего вхождения региона в рыночную экономику.
Таблица 5
Основные показатели внешней торговли региона в 2000-2009 гг
(в% к предыдущему году)
| Провипция Ляонин | Провипция Хэйлупцзяп | Провипция' Цзилипь | |||||||||
2000 | 2005 | 2007 | 2009 | 2000 | 2005 | 2007 | 2009 | 2000 | 2005 | 2007 | 2009 | |
Объем внешнй торговли,млндолл.США | 100 | 116,7 | 141,5 | 123,8 | 100 | 117,4 | 120,6 | 169,2 | 100 | 136,5 | 166,5 | 96,2 |
Экспорт, млн долл. США | 100 | 113,9 | 149,7 | 129,9 | 100 | 99,5 | 88,3 | 284,8 | 100 | 125,6 | 129,7 | 101,8 |
Импорт, млн долл. США | 100 | 119,9 | 132,4 | 116,8 | 100 | 145 | 34,5 | 114,4 | 100 | 47,3 | 220,9 | 83,8 |
Источник:[24]
Вследствие реализации такой политики и полученных результатов Сверо-Восточный Китай оставался единым регионом лишь географически, но не экономически. В области внешних связей с регионом провинция Ляонин, учитывая ее географическое положение, прибрежный статус,истортческие реалии (давние связи с Японией), была ориентирована прежде всего на Японию и Корею.провинции Цзилинь, граничащая с Корейским полуосровом и имеющая значительную корейскую диаспору, - на Северо и Южную Корею и в меньшей степени на Россию. Лишь для провинцииХэилунцзян экономические отношения с российским Дальним Востоком имели исключительно важное значение.
|
|
Однако эволюция российско-китайских отношений в началеХХI в сотрудничестве на активизации российско-китайского торгово-экономического сотрудничества на региональном уровне.
Значительно предпочтительнее выглядят позиции Северо-Восточного Китая в развитииторгово-экономического сотрудничества с Россией.
Так,если во внешнеторговом обороте КНР доля России составляет2,04%, то в регионе-11,54%, на этот регион приходится 22,9%всей российско-китайской торговли, при этом большая часть этого объема проходит через провинции Хэйлунцзян, достигнув 59%от всего ее внешнеторгового оборота. Для торговли с Россией провинции Цзилинь и особенно Ляонин очень близка к среднему уровно по стране – 2,7% и 1,96% соответственно.
В сфере внешней торговли Россия стоит на первом месте среди партнеров провинции Хэйлунцзян, на пятом – провинции Цзилинь и на девятом – провинции Ляонин. Высокие показатели провинции Хэйлунцзян определяются, прежде всего, географическими преимуществами региона, непосредственно граничащего с Россией. В настоящее время провинции Хэилунцзя превратилась в крупнейшего торгового посредника между Россией и экономически развитыми регионами Китая, она активно развивает эту сферу своей экономики.
На период 11-й пятилетки (2006 -2010гг) правительство провинции Хэйлунцзян поставило задачу еще более высокими темпами наращивать объем товарооброта с Россией и довести его до 14 млрд долл. США к 2010 г. С этой цель предусмотрено ускорение строительства объектов транспортной инфраструктуры и пограничных пунктов пропуска, подготовка соответствующих кадров, совершенствование структуры торговли и расширение сфер сотрудничества. В г. Харбине уже созданы совместные с Россией научно технологический и промышленный парки, с которыми связываются планы расширения научного сотрудничества.
Таблица 6
Динамика внешнеторгового оборота Северо-Восточных провинций КНР с Российской Федерацией за период 1997 – 2009 rr. (млн. долл. США)·
|
|
Год | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2002 | 2004 | 2005 | 2007 | 2009 | 2009к1997 раз |
Хэйлунцзян | ||||||||||
Оборот всего | 852,5 | 676,0 | 916,3 | 1375 | 1799 | 2334 | 2955 | 2925 | 5680 | 7 |
(%) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
Экспopт (из РФ) | 508,2 | 498,3 | 684,4 | 910 | 1019 | 1361 | 1317 | 841 | 3840 | 7,4 |
(%) | 59,6 | 73,7 | 74,7 | 66,1 | 56,6 | 58,3 | 44,6 | 28,8 | 67,6 | |
Импорт (в РФ) | 344,3 | 177,7 | 231,9 | 465 | 780 | 973 | 1638 | 1652 | 1840 | 5 |
(%) | 40,4 | 26,2 | 25,3 | 33,8 | 43,3 | 41,7 | 55,4 | 56,4 | 32,3 | |
Ляонин | ||||||||||
Оборот всего | 235,6 | 184,5 | 159,3 | 236,8 | 262 | 329 | 372 | 393 | 805 | 3 |
(%) | 100 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Экспopт (из РФ) | 96,7 | 79,0 | 83,2 | 152,0 | 160 | 200 | 207 | 281 | 339 | 3,5 |
(%) | 41,1 | 42,8 | 52,2 | 64,1 | 61,1 | 60,8 | 55,6 | 71,5 | 42,1 | |
Импорт (в РФ) | 138,9 | 105,5 | 76,1 | 84,8 | 102 | 129 | 165 | 249 | 46,6 | -0,3 |
(%) | 58,9 | 57,1 | 47,8 | 35,8 | 38,9 | 39,2 | 44,3 | 63,3 | 5,7 | |
Цзилинь | ||||||||||
Оборот всего | 61,6 | 46,5 | 64,2 | 68,4 | 69,8 | 57,8 | 57,3 | 46 | 177 | 3 |
(%) | 100 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Экспopт (из РФ) | 31,8 | 27,1 | 55,4 | 58,6 | 57,3 | 38,1 | 27,6 | 18 | 140 | 4,4 |
(%) | 52,1 | 58,3 | 86,3 | 85,7 | 82,1 | 65,9 | 48,2 | 39,1 | 79,1 | |
Импорт (в РФ) | 29,3 | 19,4 | 8,8 | 9,8 | 12,5 | 19,7 | 29,7 | 28 | 37 | |
(%) | 47,9 | 41,7 | 13,7 | 14,3 | 17,9 | 34,1 | 51,8 | 60,8 | 20,9 | -2 |
Источник:[26]
Рисунок. 4 Динамика внешней торговли Северо-Восточных провинций КНР с Российской Федерацией в 1997 – 2009 гг. (млн. долл. США)
Источник: [26]
в приграничную торговлю включены тopгoвые операции, осуществляемые китайскими комnаниями, зарегистрированными в nриграничных районах КНР с разрешения властей, через установленные пограничные пункты пропуска.
Динамичное развитие экономического сотрудничества провинии Хэй·лунцзян с Россией является дополнительным стимулом для провинции Ляонин и Цзилинь к более активным действиям, результатом чего уже стали значительные темпы роста товарооборота в 2009 г.
Развитие сотрудничества с Россией для провинции Ляонин является не только фактором стабильного роста его экспорта, но и доступом к энергетическим и при родным ресурсам, современным технологиям, к созданию собственных патентованных видов продукции, совершенствованию структуры производства, осуществлению стратегии расширения географии внешней тоговли. В качестве основных направлений сотрудничества провинции с Россиеи обозначены увеличение импорта сырой нефти, при родного газа, угля, древесины, создание баз экспортного производства, усиление научно-технического сотрудничества, наращивание электротехнической продукции, продукции на основе новых и высоких технологий, развитие туризма.
Рост внешнеторгового оборота провинции Цзилинь с Российской Федерацией в 2009 г. стал показателем стремления китайской стороны к решению основной проблемы взаимодействия с Россией и дальнеишему развитию два стороннего торгово-экономического сотрудничества.
Тем не менее усилия Китая по формированию крупных промышленных узлов на Северо-Востоке Китая создают предпосылки к закрепленю за данным регионом роли международного центра притяжения инвестиции, технологий и ресурсов. Интенсификация промышленного развития Северо-Востока КНР открывает перед Россией не только дополнительные возможности по развитию международного сотрудничества, но и создает определенные проблемы. Так, например, Дальнему Востоку России отводится лишь роль сырьевого и энергетического донора в реализации данной стратегии Китая.
Негативным последствием для российского Дальнего Востока является отток иностранных инвестиций. Для переориентации экономики российского Дальнего Востока с добывающей на перерабатывающую, иностранные инвестиции также играют немаловажную роль. В связи с этим может возникнуть соперничество между предприятиями Дальнего Востока 'России и Северо-Востока Китая за при влечение частных инвесторов и новейших технологий.
Наращивание производственных мощностей в северо-восточных провинциях КНР влечет за собой реальную. угрозу экологической безопасности российско Дальнего Востока. Быстрые темпы реконструкции старой промышленной базы Северо-Востока Китая, рост новых мощностей, сокращение затрат на обеспечение технологической и экономической безопасности предприятий, отсутствие очистных сооружений ведут к увеличению числа аварий и техногенных катастроф.
Вместе с тем, благодаря высоким темпам социально-экономического развития Северо-Восточных провинций Китая и стремлению повысить конкурентоспособность промышленной продукции на мировом рынке, стратегия КНР по возрождению старых промышленных баз создает значительные предпосылки для развития сотрудничества с приграничными регионами Российского Дальнего Востока.
Однако для расширения торгово-экономического, технологического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества России с Северо-Восточными провинциями КНР необходимо оценить быстрые темпы роста двустороннего товарооборота. Объективно надо признать, что "прорыв" в двусторонней торговле в последние годы был достигнут на экстенсивной основе. Более того, российско-китайское сотрудничество осуществляется почти исключительно в форме ·обычной торговли. Ему не присущи такие современные формы, как давальческая переработка и сборка, ввоз оборудования в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, хотя на долю последних приходится более половины внешнеторгового оборота КНР.
В настоящее время для российского Дальнего Востока важнейшее значение имеет изменение места и роли Китая, который одновременно является и визави в конкурентной борьбе, и барьером при выходах на международные рынки товаров и инвестиций, и потенциально выгодным экономическим партнером.
Учет степени ориентированности экономики российского Дальневосточья на Китай при реализации того или иного варианта стратегии развития определит долгосрочные выигрыши или долгосрочные проблемы.
В современной ситуации представляется возможным выделить три логически увязанных, внутренне непротиворечивых и совершенно реальных варианта развития российско-китайского межрегионального торгово-экономического сотрудничества, обладающие разной степенью эффективности для российского Дальнего Востока.
К первому сценарию можно отнести сохранение сложившегося характера сотрудничества, основа экономического содержания которого - внешнеторговый обмен, так называемый сырьевой бартер. Примером этому может служить товарная структура экспорта дальневосточных территорий в КНР, где львиная доля принадлежит необработанным лесоматериалам.
Следующий вариант представляет собой для Дальнего Востока России ситуацию ожидания реализации Китаем государственной стратегии хозяйствования "Идти вовне". В 2005—2008 гг. в провинции Хэйлунцзян предполагается создание пяти региональных баз перерабатывающей промышленности, объединяющих 50 ведущих экспортеров провинции. Для стимулирования их деятельности в регионе вводится льготный порядок возмещения налога на добавленную стоимость, расширяется применение во внешнеторговой деятельности давальческого сырья, реформируется система контрольно-пропускных пунктов. Экономический эффект для экономики Дальнего Востока России от реализации этого варианта сотрудничества видится весьма сомнительным, тем более что на первое место здесь выходят экономические интересы Северо-Восточных провинций КНР.
Таблица 7
Доля экспорта лесоматериалов в общем объеме экспорта территорий Дальнего Востока в КНР в 2008 гг.
Показатели | Хабаровский край | Приморский край | Амурская область | ЕАО | ||||
Млн. руб. | % | Млн. руб. | % | Млн. руб. | % | Млн. руб. | % | |
Всего, экспорт в том числе: | 919,6 | 100 | 316,3 | 100 | 72 | 100 | 4,8 | 100 |
Лесоматериалы необработанные | 265 | 29 | 93,8 | 30 | 34,9 | 48 | 3,5 | 7,3 |
Лесоматериалы обработанные | - | 14 | 5 | 3,2 | 4,5 | 0,2 | 4,3 |
Источник:[25]
Рисунок. 5 Доля экспорта административных единиц Дальнего Востока в КНР в 2008 г, в процентах
Источник:[25]
Рисунок. 6 Доля экспорта необработанных лесоматериалов административных единиц Дальнего Востока в КНР в 2008 г, в процентах
Источник:[25]
Рисунок. 7 Доля экспорта обработанных лесоматериалов административных единиц Дальнего Востока в КНР в 2008 г в процентах
Источник:[25]
К настоящему времени постепенно оформилась новая версия концепции развития Востока России, основанная на использовании своего трансграничного потенциала через сотрудничество со странами СВА и с КНР в частности. Она заключается в широкомасштабном использовании экспорта энергетических ресурсов и транспортных услуг на основе развития инфраструктуры. Речь идет о создании магистральных коридоров для передачи в СВА российских энергоресурсов и энергопродукции, а также транзита европейской и азиатской продукции.
Идея заключается в том, чтобы использовать в качестве ресурса регионального развития, во-первых, эффект масштаба при эксплуатации имеющихся ресурсов углеводородов (в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке) за счет подключения спроса на энергию в странах АТР и СВА, а во-вторых, инфраструктурную ренту от транспортных и энергетических межконтинентальных коридоров.
Ожидается, что вскоре будет утверждена "Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона".Концепция Программы предусматривает развитие транзитных, экспорториентированных магистральных трубопроводов на юге Дальнего Востока, запитываемых с Сахалинского и Якутского газодобывающих центров.
Проектируемая энергетическая инфраструктура для транзита тэр (нефте- и газопроводы, высоковольтные ЛЭП), а также транссибирский железнодорожный маршрут сформируют на полигоне "Восточная Сибирь—Сковородино--Благовещенск--Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре-юг Приморского края" энергетический коридор, напоминающий по своей форме пространственную дугу, в создании которой предполагается вложить не менее 15 млрд долл. США Энергетический коридор превратит юг Дальнего Востока в мощнейший транспортно-энергетический транзитный полигон.
В настоящее время за Россией, в лице ее Дальнего Востока, закрепляются две ниши, которые могут быть конкурентоспособны в абсолютном смысле: 1) сырьевые, особенно топливно-энергетические и лесные ресурсы; 2) услуги по транзиту грузов, в основном топливно-энергетических.
Сейчас конкурентоспособны преиущественно отрасли природноресурсного сектора экономики российского Дальнего Востока. Большинство отраслей перерабатывающего комплекса региона на внешнем рынке ограниченно конкурентоспособны или неконкурентоспособны. Неизбежное. в будущем существенное повышение производственных издержек, прежде всего за счет роста цен на продукцию/услуги естественных монополий, при низких объемах инвестиций может окончательно подорвать· конкурентоспособность отраслей глубокои переработки продукции. однако среднесрочной перспективе основная масса добывающих и ресурсоемких производств, по-видимому, сохранит запас ценовой конкурентоспособности.
В этой связи наиболее привлекательным с точки зрения экономической эффективности для Дальнего Востока России является "китайский" вариант кооперации территорий Востока России со странами СВА. Он учитывает следующ,е факторы:
Китайская экономика является наиболее динамично развивающейся экономикой мира и даже в перспективе, после вероятного снижения среднегодовых темпов роста до 5-6% в год, сохранит в этом отношении преимущество перед другими странами региона. Потенциально китайский рынок практически неисчерпаем.
Налицо продолжительная сухопутная граница между Россией и КНР. в том числе на территории Дальнего Востока, известная степень взаимодополняемости экономических потенциалов и сопоставимость уровней развития.
Более активное привлечение и использование китайской рабочей силы на российском Дальнем Востоке, освобожденное от административных ограничений, способствовало бы подъему сельскохозяйственного производства и легкой промышленности в регионе, а также решению ряда острых социальных проблем (строительство жилья, объектов соцкультбыта и т.п.), что могло бы создать более благоприятные условия для закрепления населения в регионе и привлечения населения из других районов Российской Федерации и СНГ.
Существуют и благоприятные международно-политические факторы. Как США, так и Япония объективно заинтересованы в поддержании баланса сил в АТР. Вследствие этого в перспективе нельзя исключить возможности реализации крупномасштабных трехсторонних экономических проектов на территории региона с реализацией продукции на рынках стран АТР, с использованием японской (американской, южнокорейской) технологий и капиталов,природных ресурсов и территории Востока России,китайской рабочей силы.
В качестве последующих шагов по формированию единого экономического пространства можно предложить постепенное ослабление и последующее снятие ограничений на свободное перемещение капитала, услуг, технологий и рабочей силы, постепенную интеграцию транспортной и энергетической систем и т.п.