Совершенствовании торгово-экоеомического сотрудничества России и КНР

Проведённй анализ торгово – экономического сотрудничества России и КНР показал, что страны партнёры сотруднигают во многих отраслях экономики. И не смотря на то, что они давние партнёры, потенциальные возможности используют очень ограниченно. Это подверждается долей стран во внещнеторговом товарообороте особенно России в Китае.

Сотрудничество между Россией и Китаем в торгово-экономической сфере имеет огромные пока еще неиспользованные резервы. Так например несовершенная структура российско-китайской торговли. Россия поставляет в основном сырье (металлолом, необработанную древесину, химические удобрения), а Китай - второсортный ширпотреб. Слишком мало в товарообороте высокотехнологичных товаров. Хотя Китай продает их в страны Запада на полтриллиона долларов. Неурегулированно правовая база народной торговли её несовершенство привело к тому, что значительная часть товарооборота ушла в теневую, или "серую" зону. Китайские "челноки" по туристическому каналу перемещают через границу небольшие партии товаров народного потребления и самостоятельно реализуют их на российских потребительских рынках. Полученная выручка нигде не фиксируется, почти не облагается налогами и таможенными сборами. Это ставит "челнока" в бесправное положение, побуждает его или искать "крышу", то есть становиться жертвой криминальных структур, или подкупать чиновников (нередко происходит и то, и другое).

К тому же в условиях "народной торговли" невозможно осуществлять надлежащий контроль за качеством, защищать законные права потребителей в случае претензий с их стороны. Некогда безупречная репутация китайских товаров, которые в 50-60-х годах продавались в нашей стране с этикеткой "Дружба", превратилась в свою противоположность. Теперь словосочетание "китайский ширпотреб" стало нарицательным понятием для низкопробной продукции.

Чтобы оздоровить "народную" или, как ее еще называют, "прямую трансграничную" торговлю, нужно прежде всего, чтобы ее участники неукоснительно соблюдали сообща принятые правила игры. Однако чтобы их соблюдать “Китайские бизнесмены должны владеть информацией о правилах бизнеса и действующих законах, так наприер в Китае есть инвестициями, где можно получить полную консультацию по схеме налогов при разных видах бизнеса, по таможенным процедурам, аренде и другим вопросам. То есть в одном месте можно получить всю интересующую информацию в короткий срок при этом принять отрицательным. А в России чтобы иметь представление об организации бизнесе нужно ходить в разные учреждения месяца три”. Китайские "челноки" должны хорошо знать как свои права, так и ограничения, установленные для них российскими законами, а правоохранительные органы - неподкупно, корректно и эффективно выполнять свои обязанности.

Нездоровые явления в двусторонней торговле способны негативно повлиять не только на экономические, но и на политические связи двух государств. Они могут подорвать взаимное доверие и симпатии между двумя народами, сыграть на руку тем, кто шумит о "ползучей экспансии" китайцев в малонаселенной азиатской части России.

Что же касается разговоров о "ползучей экспансии", то трансграничная миграция рабочей силы стала неотъемлемой чертой современности. Речь может идти о том, как ее регулировать. И тут уместно сослаться на два примера: американский и китайский. Самая крупная община зарубежных китайцев находится не в Азии, а в Соединенных Штатах. Она насчитывает 13 миллионов человек.

Поскольку в России население вдвое меньше, чем в США, аналогичная прослойка китайцев должна бы составлять у нас 6-7 миллионов человек. Пока же степень нашей "китаизации" примерно в 100 раз меньше. Между тем "хуацяо" в США - это не только прачечные и закусочные. Среди американцев китайского происхождения больше нобелевских лауреатов, чем имеет вся Япония. В Силиконовой долине китайцев так же много, как выходцев из бывшего СССР. Стало быть, дело не в количестве, а в качестве мигрантов, в том вкладе, который они способны внести.

И тут поучителен китайский пример. После того как Гонконг воссоединился с Китаем, его жители могут свободно перемещаться и вести дела по всей территории КНР. Что же касается остальных китайцев, то для приезда на работу в Гонконг им необходима виза, которую выдают власти этого специального административного района. Например, требуется 12 стоматологов, 55 программистов, 200 квалифицированных монтажников-высотников. Тогда выдается столько же разрешений на заключение годовых контрактов.

Думаю, что гонконгская модель могла бы лечь в основу правил регулирования притока рабочей силы из Китая в Россию. Власти субъектов Федерации должны сами определять, какие категории тружеников, в каком количестве и на какой срок могут быть допущены.

Словом, мы должны быть достаточно мудры, чтобы не только не допустить превращения соседства с Китаем в угрозу для России, но и использовать это соседство, дабы ускорить освоение Сибири и Дальнего Востока.

Сделать Россию и Китай опорами моста между Западной Европой и Восточной Азией, то есть возродить на новом витке истории идею Великого шелкового пути - такова историческая миссия наших соседних стран в XXI веке.

Замедления темпов прироста товарооборота, обусловлено целым рядом объективных факторов. Относительно российского экспорта это, прежде всего, некоторое снижение мировых цен на нефть. В настоящее время на нефть и нефтепродукты проходится более половины российских поставок в Китай. Такая моноструктура экспорта делает его очень уязвимым от колебаний мировых цен. Что касается снижения темпов прироста китайских поставок в Россию, то это явление, обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, постепенно сокращаются масштабы так называемой «неорганизованной» торговли. Все большая часть товарных потоков поступает с соблюдением необходимых таможенных процедур. Однако пока еще не все участники внешнеэкономической деятельности приспособились к новым условиям ведения торговли. Подтверждением данного тезиса может служить то, что наиболее высокими темпами продолжают расти поставки в Россию китайской сложной машинно-технической продукции, которые всегда в наименьшей степени были затронуты, так называемой, «неорганизованной» торговлей. Сокращаются же приросты поставок традиционных китайских товаров: кожаные изделия, текстиль и т. д. которые как раз в прошлом шли по каналам «неорганизованной» торговли. Во-вторых, фактором, который повлиял, если не на сами поставки, то на их отражение в таможенной статистике, стали меры, предпринимаемые в последнее время в Китае в отношении упорядочение возврата НДС при экспорте. Известно, что для некоторых компаний система возврата НДС являлась вплоть до последнего времени одним из источников получения прибыли.

В торгово-экономическом сотрудничестве двух стран в последние годы наметились новые точки роста и перспективные направления. К их числу в первую очередь можно отнести инвестиционное сотрудничество. К настоящему времени в России зарегистрировано 736 проектов с участием китайского капитала, общий объем инвестиций превысил 1 млрд. долларов. Наряду с этим инвестиции России в Китае превысили 700 млн долларов. Взаимные инвестиции затрагивают многие сферы, в том числе энергетику, освоение ресурсов, деревообработку, бытовую технику, связь и строительные материалы. "Они играют важную роль всодействии росту двусторонней торговли и повышении уровня торгово-экономического сотрудничества". В России существует большой интерес к привлечению инвестиций из Китая. Об этом свидетельствуют в частности и итоги «Года России» в Китае. В большинстве презентаций российских регионов, предприятий на различных мероприятиях деловой программы года заметное место отводилось инвестиционным проектам. К числу наиболее перспективных сфер применения китайского капитала относятся углубленная переработка древесины на российской территории, переработка рыбы и биоресурсов моря, создание мощностей по производству бытовой электротехники, логистика, обслуживание внешней торговли, производства телекоммуникационного оборудования и т. д.

Современный этап развитие торгово – экономического сотрудничества переходит от торговли товарными экспортом – импортом в сотрудничестве научно – технического сотрудничества в том числе наиболее актуальной особенно для Китая является энергетика.

Именно энергетика является самым перспективным направлением сотрудничества между нашими странами. Россия, как известно, развивает свою внешнюю торговлю прежде всего за счет продажи нефти и газа. Причем поставляет их главным образом в Европу и Америку. Между тем пора сбалансировать западную направленность нашего экспорта с восточной.

Тем более что Азиатско-Тихоокеанский регион потребляет уже треть поступающей на продажу нефти. КНР стала вторым крупнейшим ее потребителем в мире после США, оттеснив Японию на третье место. В 2009 году в КНР добыто 183 миллиона и ввезено 130 миллионов тонн "черного золота". Однако возможности наращивать добычу невелики. До 2020 года ее уровень не удастся поднять выше 200 миллионов тонн. Спрос же на нефть в 2010 году достигнет 380, а в 2020-м - 450 миллионов тонн. Стало быть, в обозримом будущем Поднебесной предстоит ежегодно импортировать по 180-250 миллионов тонн нефти.

Решение строить нефтепроводную систему Восточная Сибирь - Тихий океан Россией принято. Компания "Транснефть" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация подписали протокол о подготовке к прокладке китайского ответвления этой трубы. По ней от Сковородино на юг, к Дацину, ежегодно потечет по 30 миллионов тонн нефти. Реализация проекта позволит значительно увеличить поставки российской нефти в Китай. К 2020 году они могут достичь 100 миллионов тонн ежегодно. Тогда, кроме ветки Сковородино - Дацин, видимо, потребуются и другие маршруты.

Плодотворно и взаимодействие в газовой сфере. К 2020 году на страны Азиатско-Тихоокеанского региона будет приходиться 25 процентов экспорта российского газа против нынешних 5 процентов. "Газпром" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация подписали соглашения о строительстве двух газопроводов. К 2020 году поставки по западному из них планируется довести до 30 миллиардов кубометров, по восточному - до 38 миллиардов. (Годовая добыча газа в КНР еще недавно немногим превышала 20 миллиардов кубометров.)

Достигнута договоренность о разработке технико-экономического обоснования поставок в Поднебесную российской электроэнергии.

Стратегическое партнерство в энергетике позволит России и Китаю реализовать такие их естественные преимущества, как географическая близость и экономическая взаимодополняемость.

Большие резервы существуют также в межрегиональном сотрудничестве. Оно, как представляется, должно развиваться и вширь и вглубь. Это означает, во-первых, расширение взаимовыгодных связей между российскими регионами, расположенными не только в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, но и в Европейской части России, с одной стороны, с провинциями Востока и Юга Китая, которые в свою очередь проявляют большой интерес к развитию сотрудничества с Россией, и, во-вторых, укрепление координации в реализации осуществляемых в двух странах программ регионального развития, прежде всего развития российского Дальнего Востока и Северо-Восточных провинций КНР.

Развитие международной ситуации на современном этапе объективно способствует дальнейшему укреплению стратегического партнёрства России и Китая. Высокий уровень торгово-эконосического взаимодействия должен стать важной составляющей нового качества отношений между нашими странами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: