Основные этапы реформ

Ряд правовых норм Земельного кодекса РФ направлен на решение проблемы переоформления прав на ранее предоставленные земельные участки.

Еще на заре земельной реформы была сделана попытка решить эту проблему. Закон РСФСР от 23 ноября 1990 года N 374-1 «О земельной реформе» предусматривал переоформление права пользования на земельные участки для граждан и юридических лиц. Положения Закона РСФСР «О земельной реформе» были дополнены правовыми нормами Земельного кодекса РСФСР 1991 г., а также рядом указов Президента РФ.

Переоформление права пользования на земельные участки шло с трудностями для юридических лиц, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика. В отношении граждан проблем было меньше, но ситуация усложнилась после принятия Указа Президента РФ от 25 января 1999 г. № 112 «О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента Российской Федерации».

Этим Указом затронуты важнейшие ранее принятые указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения. Анализ измененных и утративших силу правовых норм дает основание сделать вывод, что принятие данного Указа связано прежде всего с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Среди принципиальных изменений можно выделить следующие.

Изменился порядок выдачи документов, удостоверяющих права на землю. В указах Президента РФ № 631 от 14 июня 1992 г., № 480 от 23 апреля 1993 г., № 1767 от 27 октября 1993 г. утратили силу правовые нормы, устанавливающие порядок регистрации прав на землю и порядок выдачи документов, удостоверяющих права на землю.

Изменился порядок получения информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и данных их учета, так как порядок получения информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и данных их учета был установлен статьями 7 и 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Был отменен Указ Президента РФ № 2130 от 11 декабря 1993 г. «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», которым регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость были возложены на Госкомзем России и его территориальные органы на местах.

Вместе с тем существенно были затронуты права граждан на переоформление земельных участков в собственность. Указ Президента РФ № 112 от 25 января 1999 г. признал утратившим силу пункт 4 Указа Президента РФ № 480 от 23 апреля 1993 г. «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками», которым было предусмотрено:

а) форма предоставления земельных участков (собственность, пожизненное наследуемое владение или аренда) определяется по желанию* граждан;

б) обязанность местной администрации принимать решение о перерегистрации земельного участка в месячный срок с момента подачи заявления, т.е. фактически была установлена обязанность местной администрации принимать решение о переоформлении прав на землю;

в) взимание дополнительных денежных сумм при перерегистрации не допускается;

Условия переоформления прав на землю граждан отличаются от условий переоформления прав на землю юридических лиц.

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

В указанных случаях порядок предоставления земельных участков, установленный статьями 30-34 Земельного кодекса, не применяется. Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в соотвествующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (статья 29 Земельного кодекса РФ).

Для юридических лиц предусмотрены специальные условия переоформления прав на землю. Юридические лица, кроме государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ. Арендная плата за использование указанных земельных участков устанавливается в соответствии с решением правительства Российской Федерации.

Юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года.

Следует отметить, что в статье 45 Земельного кодекса РФ не предусмотрено прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в результате непереоформления права. Поэтому «принудительный» порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может встретить противодействие на практике.

 

Заключение

Проводимая в настоящее время аграрная и реформа, одним из направлений которой являются структурные изменения в сельскохозяйственном производстве, а также преобразование колхозов и совхозов, включает в качестве своей составной части земельную реформу. Однако она, родившись в недрах аграрной реформы, в настоящее время выходит далеко за ее пределы, являясь составной частью экономической реформы в целом.

Основные направления и задачи современной земельной реформы, меняющей кардинальным образом весь земельно-правовой строй, можно определить путем сравнительного анализа Законодательства России, действовавшего с 1917 г., и нового, принятого в Российской Федерации в период с 1990 г. по настоящее время.

Необходимость такого перераспределения обусловлена структурными изменениями в сельском хозяйстве, когда наряду с существующими организационно правовыми формами сельскохозяйственного производства (колхозами, совхозами) стали появляться новые – крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы, которые необходимо было наделять землей

До конца 1990 г. в России существовала монополия исключительной государственной собственности на землю. Закон «О земельной реформе» наряду с собственностью государства на землю закрепил также право собственности на нее граждан.

Впервые после 1917 г. принцип платности за пользование землей был Основами законодательства о земле Союза ССР и союзных республик от 28 февраля 1990 г. воспринят земельным законодательством Российской Федерации (Земельным кодексом, Законом «О плате на землю») и развит в постановлениях Правительства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: