Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции

 

Себестоимость продукции является важней­шим показателем экономической эффектив­ности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, акку­мулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня за­висят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспро­изводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность про­дукции.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг является важным инструментом в сис­теме управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, ус­тановить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.

Эффективность системы управления за­тратами во многом зависит от организации их анализа, которая в свою очередь опреде­ляется следующими факторами:

а) формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;

б) степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;

в) состоянием планирования и нормиро­вания уровня операционных затрат;

г) наличием соответствующих видов еже­дневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах, позволяющих опера­тивно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;

д) наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать и управлять процессом формирования затрат.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

а) абсолютная сумма операционных затрат в целом и по элемен­там;

б) издержкоемкость продукции;

в) себестоимость отдельных изделий;

г) отдельные статьи затрат;

д) затраты по центрам ответственности.

Источники информации:«Отчет о затратах на производство и реа­лизацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», пла­новые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспо­могательным производствам и т.д.

Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

Элементы затрат:материальные затраты (сырье и материалы, по­купные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, элек­троэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затра­ты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включае­мые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фон­ды и др.).

Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изу­чить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увели­чивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зар­платы сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.

Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции,указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Основные статьи калькуляции:сырье и материалы, возвратные от­ходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зар­плата производственных рабочих, отчисления на социальное и меди­цинское страхование производственных рабочих, расходы на содер­жание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводствен­ные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.

Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затратысвязаны с производством определенных видов продукции (сырье, ма­териалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Они прямо от­носятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные расходысвязаны с производством нескольких видов продукции и распределя­ются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.

Издержки классифицируют также на явные и неявные (импли­цитные). Кявнымотносятся издержки, принимающие форму пря­мых платежей поставщикам факторов производства и промежуточ­ных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материаль­ных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.

Неявные (имплицитные) издержки— это альтернативные издерж­ки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Та­кие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу, и ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны воз­можности получения денежных платежей за сдачу этого здания ко­му-либо в аренду.

 

Таблица 2.1 - Структура затрат на производство и реализацию продукции

Статья затрат

2004 г.

2005 г.

Отклонение

Темпы роста,
    тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % %  
Сырье и материалы 71091 81,65 106078 84,32 34987 2,67 149,21
Топливо и электроэнергия 2203 2,53 2670 2,12 467 -0,41 121,20
Заработная плата 5306 6,09 6134 4,88 828 -1,22 115,60
Отчисления на социальные нужды 1905 2,19 2190 1,74 285 -0,45 114,96
Амортизация 720 0,83 1209 0,96 489 0,13 167,92
Расходы на рекламу 309 0,35 410 0,33 101 -0,03 132,69
Прочие расходы 5536 6,36 7116 5,66 1580 -0,70 128,54
Всего 87070 100,00 125807 100,00 38737 0,00 144,49

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

До недавнего времени себестоимость считали объективной экономической категорией, присущей законам социалисти­ческой экономики. Несмотря на такое утверждение, форми­рование и состав этой «категории» определяли государствен­ные органы, исходя из особенностей того или иного периода развития экономики страны. В последний раз состав и поря­док формирования затрат, образующих себестоимость про­дукции, работ или услуг в организациях, регламентирован специальным положением, утвержденным правительством России в 1992 г., - «Положением о составе затрат по произ­водству и реализации продукции (работу услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налого­обложении прибыли». Это положение содержит перечень тех затрат, которые можно включать в себестоимость продук­ции, и тех, что в себестоимость не включаются, а покрываются за счет других собственных источников организации. За последнее время в данное положение вносилось много изме­нений и дополнений.

Как известно, процесс производства представляет собой со­вокупность хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции (работ, услуг) определяется фактическая себестоимость, включающая сумму затрат на ее (их) изготовление. Таким образом, себестоимость - это выра­женные в денежной форме текущие затраты организации на производство и сбыт продукции (работ, услуг). Определение (исчисление) величины затрат, приходящихся на единицу продукции, называется калькулированием себестоимости, а ведомость (регистр), в котором производится расчет себестои­мости, - калькуляцией.

В зависимости от сферы деятельности организации затраты могут выражаться в форме себестоимости (в сфере производст­ва) либо в форме издержек обращения (в торговле). Калькули­рование себестоимости выпускаемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) - один из основных вопросов бухгал­терского учета. С одной стороны, достоверный и детальный рас­чет себестоимости необходим внутренним пользователям бух­галтерской информации - администрации, учредителям, соб­ственникам. Эти данные позволяют определить, насколько вы­годен тот или иной вид деятельности в определенных экономических условиях, эффективна ли существующая система орга­низации производственного процесса, что можно и нужно изме­нить, в каком направлении развиваться. С другой стороны, со­став производственных затрат организации - один из важней­ших показателей, необходимых для расчета и уплаты обяза­тельных налоговых платежей, прежде всего - налога на при­быль. Ошибки в расчёте себестоимости могут привести к серьёзным налоговым последствиям.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассматривается учет издержек производства и калькулирование себестоимости продукции.

Во второй главе на исследуемом предприятии ООО «АВИСТЭН» проведен анализ структуры затрат, товарооборота и прибыли от продаж.

Проведенный анализ показал следующее:

 1) предприятие обладает достаточным ресурсным потенциалом. Совокупные активы предприятия на конец 2005 г. составляли 113 млн. руб., за рассматриваемый период они возросли на 22,8 млн. руб. В составе средств преобладают собственные источники, что позволяет говорить о достаточной финансовой устойчивости. В 2005 г. за счет получения банковского кредита предприятие обновило производственное оборудование, ведется строительство нового цеха. В результате инвестиций в основные фонды возросли производительность труда и объем произведенной продукции.

2) темпы роста, показывают относительные изменения уровней, и определяется отношением текущего к предыдущему (цепные) или текущего к первоначальному (базисные) и выражаются в процентах

3) товарооборот в действующих ценах составил 66,1 млн. руб. В 2004 г. наблюдается наиболее высокий темп роста продаж (+43%). Это объясняется расширением ассортимента, активизацией продаж. В 2005 г. товарооборот в действующих ценах составил 135 млн. руб., что на 42,74 % больше уровня предыдущего года. По сравнению с 2003 г. товарооборот возрос в 2 раза. Товарооборот зависит от множества показателей, одним из важнейших является ценовой фактор. Средний рост отпускных цен по предприятию в 2004 г. составил 12,2 % к уровню 2003 г., в 2005 - 9,8 % к уровню 2004 г.

- В структуре продаж наибольший удельный вес наблюдается по группам колбасы и деликатесы. В 2005 г. объем продаж деликатесов составил 43987 тыс. руб., что на 83% к уровню предыдущего года. Столь высокие темпы роста объясняются тем, что данный вид продукции является высококачественным, а цены - сравнительно доступные по сравнению с большинством конкурентов. Высокие темпы рост (+51%) наблюдается по товарной группе "сардельки". По остальным товарным группам темпы роста продаж значительно ниже. Это объясняется растущей конкуренцией на рынке.

4) прибыль предприятия от производства и продажи колбасных изделий в 2005 г. составила 9,2 млн. руб., что на 22 % больше, чем в прошлом году. Однако в 2005 г. затраты предприятия возросли большими темпами, чем выручка.

5) производство продукции является материалоемким - затраты на сырье и материалы составляет более 80 % себестоимости. В 2005 г. произошло существенное удорожание себестоимости из-за роста цен на мясо. Предприятие обновляет основные фонды, закупает новое оборудование. С одной стороны, это позволяет увеличить производительность труда, но, с другой стороны, приводит к росту амортизационных отчислений в составе себестоимости. Уровень расходов на рекламу достаточно низкий. Предприятие не ведет активных рекламных компаний.

6) в 2005 г. среднесписочная численность работников возросла на 4 человек. Средняя заработная плата возросла на 9%. Таким образом, причины роста расходов на оплату труда связаны и с ростом среднего заработка, и с увеличением численности работников. Однако это увеличение является оправданным и выгодным для предприятия, так как увеличивается производительность труда, растет прибыль на 1 работники и прибыль на 1 рубль фонда заработной платы.

 7) ООО «АВИСТЭН» наращивает свой производственный потенциал, растет выручка от продаж произведенной продукции. Но, с другой стороны, прибыль предприятия растет гораздо меньшими темпами. Это означает, что затраты предприятия растут быстрее, чем его доходы. Одна из основных причин такого положения - рост конкуренции на рынке. В этих условиях предприятие вынуждено сдерживать рост цен. В противном случае предприятие рискует потерять часть покупателей. Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема повышения конкурентоспособности товаров является для ООО «АВИСТЭН»  одной из наиболее значимых.

В третьей главе приведены мероприятия и расчеты по определению резервов снижения себестоимости продукции ООО «АВИСТЭН»

Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия, так как, снижая себестоимость, предприятие может получать большую выгоду, продавая продукцию по неизмененной цене.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: