Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг является важным инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.
Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая в свою очередь определяется следующими факторами:
а) формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;
б) степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;
в) состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;
г) наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах, позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;
д) наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать и управлять процессом формирования затрат.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
а) абсолютная сумма операционных затрат в целом и по элементам;
б) издержкоемкость продукции;
в) себестоимость отдельных изделий;
г) отдельные статьи затрат;
д) затраты по центрам ответственности.
Источники информации:«Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Элементы затрат:материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.
Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции,указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
Основные статьи калькуляции:сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.
Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затратысвязаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные расходысвязаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.
Издержки классифицируют также на явные и неявные (имплицитные). Кявнымотносятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.
Неявные (имплицитные) издержки— это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу, и ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.
Таблица 2.1 - Структура затрат на производство и реализацию продукции
Статья затрат | 2004 г. | 2005 г. | Отклонение | Темпы роста, | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | % | |
Сырье и материалы | 71091 | 81,65 | 106078 | 84,32 | 34987 | 2,67 | 149,21 |
Топливо и электроэнергия | 2203 | 2,53 | 2670 | 2,12 | 467 | -0,41 | 121,20 |
Заработная плата | 5306 | 6,09 | 6134 | 4,88 | 828 | -1,22 | 115,60 |
Отчисления на социальные нужды | 1905 | 2,19 | 2190 | 1,74 | 285 | -0,45 | 114,96 |
Амортизация | 720 | 0,83 | 1209 | 0,96 | 489 | 0,13 | 167,92 |
Расходы на рекламу | 309 | 0,35 | 410 | 0,33 | 101 | -0,03 | 132,69 |
Прочие расходы | 5536 | 6,36 | 7116 | 5,66 | 1580 | -0,70 | 128,54 |
Всего | 87070 | 100,00 | 125807 | 100,00 | 38737 | 0,00 | 144,49 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До недавнего времени себестоимость считали объективной экономической категорией, присущей законам социалистической экономики. Несмотря на такое утверждение, формирование и состав этой «категории» определяли государственные органы, исходя из особенностей того или иного периода развития экономики страны. В последний раз состав и порядок формирования затрат, образующих себестоимость продукции, работ или услуг в организациях, регламентирован специальным положением, утвержденным правительством России в 1992 г., - «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работу услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Это положение содержит перечень тех затрат, которые можно включать в себестоимость продукции, и тех, что в себестоимость не включаются, а покрываются за счет других собственных источников организации. За последнее время в данное положение вносилось много изменений и дополнений.
Как известно, процесс производства представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции (работ, услуг) определяется фактическая себестоимость, включающая сумму затрат на ее (их) изготовление. Таким образом, себестоимость - это выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и сбыт продукции (работ, услуг). Определение (исчисление) величины затрат, приходящихся на единицу продукции, называется калькулированием себестоимости, а ведомость (регистр), в котором производится расчет себестоимости, - калькуляцией.
В зависимости от сферы деятельности организации затраты могут выражаться в форме себестоимости (в сфере производства) либо в форме издержек обращения (в торговле). Калькулирование себестоимости выпускаемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) - один из основных вопросов бухгалтерского учета. С одной стороны, достоверный и детальный расчет себестоимости необходим внутренним пользователям бухгалтерской информации - администрации, учредителям, собственникам. Эти данные позволяют определить, насколько выгоден тот или иной вид деятельности в определенных экономических условиях, эффективна ли существующая система организации производственного процесса, что можно и нужно изменить, в каком направлении развиваться. С другой стороны, состав производственных затрат организации - один из важнейших показателей, необходимых для расчета и уплаты обязательных налоговых платежей, прежде всего - налога на прибыль. Ошибки в расчёте себестоимости могут привести к серьёзным налоговым последствиям.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматривается учет издержек производства и калькулирование себестоимости продукции.
Во второй главе на исследуемом предприятии ООО «АВИСТЭН» проведен анализ структуры затрат, товарооборота и прибыли от продаж.
Проведенный анализ показал следующее:
1) предприятие обладает достаточным ресурсным потенциалом. Совокупные активы предприятия на конец 2005 г. составляли 113 млн. руб., за рассматриваемый период они возросли на 22,8 млн. руб. В составе средств преобладают собственные источники, что позволяет говорить о достаточной финансовой устойчивости. В 2005 г. за счет получения банковского кредита предприятие обновило производственное оборудование, ведется строительство нового цеха. В результате инвестиций в основные фонды возросли производительность труда и объем произведенной продукции.
2) темпы роста, показывают относительные изменения уровней, и определяется отношением текущего к предыдущему (цепные) или текущего к первоначальному (базисные) и выражаются в процентах
3) товарооборот в действующих ценах составил 66,1 млн. руб. В 2004 г. наблюдается наиболее высокий темп роста продаж (+43%). Это объясняется расширением ассортимента, активизацией продаж. В 2005 г. товарооборот в действующих ценах составил 135 млн. руб., что на 42,74 % больше уровня предыдущего года. По сравнению с 2003 г. товарооборот возрос в 2 раза. Товарооборот зависит от множества показателей, одним из важнейших является ценовой фактор. Средний рост отпускных цен по предприятию в 2004 г. составил 12,2 % к уровню 2003 г., в 2005 - 9,8 % к уровню 2004 г.
- В структуре продаж наибольший удельный вес наблюдается по группам колбасы и деликатесы. В 2005 г. объем продаж деликатесов составил 43987 тыс. руб., что на 83% к уровню предыдущего года. Столь высокие темпы роста объясняются тем, что данный вид продукции является высококачественным, а цены - сравнительно доступные по сравнению с большинством конкурентов. Высокие темпы рост (+51%) наблюдается по товарной группе "сардельки". По остальным товарным группам темпы роста продаж значительно ниже. Это объясняется растущей конкуренцией на рынке.
4) прибыль предприятия от производства и продажи колбасных изделий в 2005 г. составила 9,2 млн. руб., что на 22 % больше, чем в прошлом году. Однако в 2005 г. затраты предприятия возросли большими темпами, чем выручка.
5) производство продукции является материалоемким - затраты на сырье и материалы составляет более 80 % себестоимости. В 2005 г. произошло существенное удорожание себестоимости из-за роста цен на мясо. Предприятие обновляет основные фонды, закупает новое оборудование. С одной стороны, это позволяет увеличить производительность труда, но, с другой стороны, приводит к росту амортизационных отчислений в составе себестоимости. Уровень расходов на рекламу достаточно низкий. Предприятие не ведет активных рекламных компаний.
6) в 2005 г. среднесписочная численность работников возросла на 4 человек. Средняя заработная плата возросла на 9%. Таким образом, причины роста расходов на оплату труда связаны и с ростом среднего заработка, и с увеличением численности работников. Однако это увеличение является оправданным и выгодным для предприятия, так как увеличивается производительность труда, растет прибыль на 1 работники и прибыль на 1 рубль фонда заработной платы.
7) ООО «АВИСТЭН» наращивает свой производственный потенциал, растет выручка от продаж произведенной продукции. Но, с другой стороны, прибыль предприятия растет гораздо меньшими темпами. Это означает, что затраты предприятия растут быстрее, чем его доходы. Одна из основных причин такого положения - рост конкуренции на рынке. В этих условиях предприятие вынуждено сдерживать рост цен. В противном случае предприятие рискует потерять часть покупателей. Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема повышения конкурентоспособности товаров является для ООО «АВИСТЭН» одной из наиболее значимых.
В третьей главе приведены мероприятия и расчеты по определению резервов снижения себестоимости продукции ООО «АВИСТЭН»
Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия, так как, снижая себестоимость, предприятие может получать большую выгоду, продавая продукцию по неизмененной цене.