А. Тишанин и иркутская политическая элита

 

    В 2005 г. на пост губернатора был назначен человек «из Москвы» ­ –– руководитель Восточно-Сибирской железной дороги Александр Тишанин. Назначение это было неожиданным для всех –– Тишанин не фигурировал в списках претендентов. Нельзя было гарантировать, что преемник Говорина не столкнется с региональной «фрондой». А на тот момент Кремль сильно опасался, что в регионах может начаться движение протеста против назначаемых губернаторов.

    Кандидатура Валентина Межевича, нынешнего представителя Иркутской области в Совете Федерации Федерального собрания РФ, могла рассматриваться Кремлем только как способ избежать конфликта. Валентин Межевич был довольно аморфен как политик и вряд ли способен на проведение какой-либо жесткой линии. Зато его назначения очень хотел иркутский политический бомонд –– ведь это означало бы сохранение статус-кво и возможность и дальше заниматься своими делами без оглядки на Москву.

    Александр Тишанин –– человек, не связанный с основными ФПГ, имеющими интересы в Прибайкалье (если не считать финансово-промышленной группировкой РЖД). Кроме того, Тишанин –– выходец из жесткой административной системы, хорошо понимающий логику «вертикали власти». Новый губернатор прошел утверждение Законодательным собранием, провел референдум об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского бурятского автономного округа и оказался в числе «спасителей Байкала», не поддержав планы «Транснефти» по строительству нефтепровода по берегу озера.

    Однако, как считает политобозреватель Боян Хагаалганов, тлевшие до поры до времени конфликты и разногласия начали прорываться в публичную плоскость: «То Александр Тишанин публично отчитывает мэра Иркутска, а на тот момент еще и руководителя областной организации «Единая Россия» Владимира Якубовского за состояние дел на городском рынке. То возникает конфликт с Заксобранием по поводу распределения полномочий. То со стороны руководства ЗакСа раздаются обвинения в том, что Александр Тишанин опирается в своей работе не на «родную» «Единую Россию», а на «Родину» и СПС, а в СМИ и вовсе пишут, что Александр Тишанин может перейти из «Единой России» в «Справедливую Россию». То Александр Тишанин «посягает» на землю в черте Иркутска, а иркутская мэрия публично указывает на безграмотность предложений губернатора. Что стоит за этими конфликтами? Аналитики склонны за каждым таким конфликтом видеть либо интересы финансовых групп, либо борьбу «федеральных абсолютистов» с «региональными феодалами»[9].

    31 декабря 2007 года Александр Тишанин своим постановлением №590-п утвердил региональный бюджет на 2008 год. В документе было отмечено, что бюджет утвержден решением губернатора, а не принят на сессии областного ЗС на основании федерального конституционного закона (ФКЗ) об образовании обновленной Иркутской области, в состав которой с 1 января 2008 года вошел Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (УОБАО). Вместо 687,5 млн рублей, которые были заложены в бюджет депутатами ЗС Иркутской области на сессии 20 декабря как средства от ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания», в бюджете предусмотрено 607 млн рублей, которые планируется получить в виде дополнительных налоговых поступлений. В частности, при пересмотре доходов увеличены поступления по таким статьям, как налог на доходы физических лиц и налог на прибыль. В итоге, после подписания губернатором постановления, утвердившего областной бюджет, основные параметры региональной казны на 2008 год выглядят так: доходы –– 52 млрд 908 млн рублей, в том числе трансферты из федерального бюджета –– 14 млрд 217,3 млн рублей; общий объем расходов –– 58 млрд 429 млн рублей; общая сумма дефицита –– 5,52 млрд рублей или 14,3% от общего объема доходов[10]. 5 февраля сессия ЗС преодолела вето губернатора, однако, Александр Тишанин так и не подписал документ.

    8 апреля 2008 г. Кировский районный суд Иркутска начал рассмотрение гражданского дела по иску прокурора Иркутской области Игоря Мельникова о признании незаконным бездействия губернатора региона Александра Тишанина, не подписавшего бюджет Иркутской области, утвержденный Законодательным собранием региона. В итоге, 15 апреля А. Тишанин подал в отставку. На место губернатора был назначен временно исполняющий обязанности –– первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по промышленности Игорь Эдуардович Есиповский.

    Что касается самого Александра Тишанина, то деятельность главы области вызывает большие нарекания. Вернее, многочисленные и непродуманные идеи, которые он регулярно выставляет на всеобщее обсуждение. Если позитивные результаты прошедшего референдума по объединению Иркутской области и бурятской автономии заслужили всеобщее одобрение, то последующие шаги власти стали восприниматься с недоумением. Чаще других в их числе упоминается проект создания центра азартных игр всероссийского масштаба на берегу Байкала, появление «маленькой Голландии», своеобразной резервации для иностранцев, выразивших желание поучить сибиряков как надо работать.

    Не остался в стороне и проект агломерации. Многие СМИ самостоятельно пытаются проанализировать план об объединении трех иркутских городов в один мегаполис и единодушно сходятся во мнении, что плана как такового нет, и все это больше напоминает популистский ход. При этом сам Александр Георгиевич тоже не добавляет никакой конкретики.

    Неоднозначна оценка результатов презентации Иркутской области на национальной российской выставке в Пекине. Многие сомневаются, будет ли согласован вопрос о строительстве в Иркутской области китайского предприятия по производству автопогрузчиков. Ведь одна из предыдущих попыток привлечь китайский автопром на сибирскую землю губернатору уже не удалась.

    Очень уязвимым для журналистской критики оказался и Байкальский экономический форум. Многие СМИ сходятся во мнении, что анонсированный областной администрацией диалог Востока и Запада на форуме так и не состоялся, а сам БЭФ был проведен исключительно для решения текущих проблем региона.

    Одновременно с отставкой Тишанина в регионе начались судебные расследования. Правоохранительные органы Прибайкалья в минувшем году выявили более 200 лиц, в деятельности которых обнаружены признаки коррупции. Заметную часть среди них занимают представители региональной власти, руководители предприятий и учреждений. Перспектива попасть на скамью подсудимых не в последнюю очередь определяла отношения между иркутской политической элитой и людьми в погонах.

    В конце 2007 г. начальник ГУВД Иркутской области Алексей Антонов огласил список из более чем двадцати достаточно заметных в обществе персон, против которых возбуждены уголовные дела. Самый именитый в этом списке заместитель главы администрации Иркутской области Сергей Воронов, чей арест вызвал нешуточный резонанс. Помимо высокопоставленного чиновника уже долгие месяцы сидят за решеткой глава администрации города Усть-Илимска Виктор Дорошок и мэр Слюдянского района Василий Сайков. Первый подозревается в причастности к убийству, второй –– в организации заказного убийства. В получении взятки подозревается и мэр Ольхонского района Николай Мотошкин. Кроме того, как сообщил Алексей Антонов, на получении взяток или превышении должностных полномочий попались сразу полтора десятка чиновников, среди который теперь уже бывший заместитель руководителя администрации губернатора Иркутской области Сергей Зубарев[11].

    Также у властей есть претензии к правоохранительным органам, причем зачастую вполне объективные. Иркутская область до сих пор входит в пятерку самых криминальных регионов России, здесь высока, в частности, аварийность на дорогах. В прошлом году губернатор Александр Тишанин, обеспокоенный критической ситуацией с обеспечением безопасности, даже был вынужден обратиться с письмом к руководителям МВД и прокуратуры РФ. Не раз губернатор высказывал и другие претензии к силовикам. В 2007 г. «недопонимание» между областными властями и милицейским главком дошло до того, что финансистов администрации не допустили для проверки эффективности использования средств, выделяемых правоохранительным.

    Вероятно, лоббирование местных экономических структур столь велико, что Тишанин не смог справиться с политическим давление и ушел в отставку. Вслед за этим последовал целый ряд арестов, который фактически может разрешить «байкальский разлом». С другой стороны, в этой схватке «федералов» и «регионалов», иркутская политическая элита не смогла встроиться в новую политику «назначения губернаторов». Безусловно, большую роль в такой позиции местной власти играли политические веяния автономии и областничества, присутствовавшие в Иркутской области в советские годы и в первые годы эпохи демократических реформ. Иркутская политическая элита в значительной степени проигрывает центру в этой борьбе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: