Лидеры иркутских политических партий в противостоянии губернатора и мэра

 

    Лидеры региональных отделений партий входят в состав иркутской политической элиты, особенно те, кто обладает рычагами власти. Есть партии, имеющие хороший доступ к информационным ресурсам, лидеры которых не сходят с телеэкранов, потому что они одновременно с этим являются ещё и первыми лицами государства. Это касается в большей мере «Единой России». А если говорить обо всех остальных партиях — у них доступ к медиа-ресурсам был меньше, поэтому сейчас многим из них нужно формировать узнаваемость.

    Главный федеральный инспектор по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, К. Зайцев в сентябре 2006 г. был избран секретарем партии «Единая Россия» по новому территориальному образованию –– объединенной Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. До него этот пост по Иркутской области возглавлял В. Якубовский. Партия начала втягиваться в скрытое противостояние губернатора Тишанина и мэра Иркутска Якубовского, а также в противостояние Александра Тишанина и председателя ЗС Виктора Круглова. Это сказывалось на партийной дисциплине и моральном духе партийных рядов. Таким образом, решение об избрании партийным «боссом» «ЕР» Константина Зайцева могло быть продиктовано необходимостью более плотного контроля над региональной парторганизацией со стороны президентской администрации и московского руководства партии. Ведь буквально «на носу» были выборы депутатов Госдумы 2007 года, регионального парламента 2007 года или 2008 года и, наконец, выборы президента 2008 года.

    Благодаря принятым перестановкам «в верхах» отделения федеральное руководство «ЕР» выступило арбитром в противостоянии губернатора Тишанина с региональными элитами. Причем схватка закончилась с некоторым преимуществом Тишанина, поскольку благодаря его стараниям Владимир Якубовский утратил часть своего политического статуса и спустился ниже в региональной партийной «табели о рангах». Кроме того, Александр Тишанин усилил свое влияние в ИРО «ЕР», ведь его сторонниками считаются замруководителя ИРО Олег Каньков, 11 членов от УОБАО и ряд других новых членов политсовета. Как писал иркутский журналист В. Городницин, главный федеральный инспектор Зайцев в статусе регионального руководителя правящей партии стал в некотором роде «сдерживающим механизмом» и для губернатора. Тем не менее, противостояние между губернатором и региональными элитами в Приангарье не прекратилось. Ведь с созданием нового объединенного региона к 2008 году президент должен был представить нового губернатора[12].

    С самого начала прихода к власти А. Тишанина лидер иркутских «правых», депутат Законодательного собрания области Алексей Козьмин заявил, что если региональная политическая элита не будет выставлять жестких требований к федерации по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, то регион может не получить никаких выгод при слиянии двух субъектов. Иркутское региональное отделение СПС поддерживалось процесса объединения. Однако, уже в 2007 г. Козьмин заявил, что в ближайшее время намерен сократить свою политическую активность и оставить пост руководителя регионального отделения Союза правых сил. Партийной деятельности он предпочёл работу президента Фонда регионального развития Иркутской области в проекте, на который делал ставку губернатор Александр Тишанин. Козьмин считает, что «отсутствие яркого проекта в Иркутской области на федеральном уровне приведёт к тому, что к нам, как и пять лет назад, никакие деньги приходить не будут. Вот мост строится уже почти десять лет. А в других городах это происходит быстрее. Причина — отношение федерального центра, которому нужны яркие проекты, выгодные всей стране, иначе на каких основаниях они будут вкладывать деньги в инфраструктуру?»[13]

    Идеи КПРФ традиционно были слабы в Иркутской области. Тем не менее, длительное время КПРФ удерживала свой устойчивый рейтинг у избирателей. Главным достоинством Александра Тишанина С. Левченко считал его независимость от финансово-промышленных групп (ФПГ), представленных в регионе.

    Лидеры основных политических партий обладают реальной властью, занимают должности депутатов Законодательного Собрания и одновременно –– более высокие должности, как например, С. Левченко, который является депутатом Государственной Думы ФЗ РФ.

        

 



Заключение

 

    Подводя итоги политической активности регионов в 2006 году, аналитики сайта Тайга.инфо поставили на первое место в Сибирском федеральном округе Иркутскую область. И тут же объяснили, что имеют в виду. Публичный конфликт между исполнительной и законодательной властью, длительный спор региональной администрации с мэрией Иркутска за право распоряжаться земельными участками в областном центре, активное использование административного ресурса при проведении референдума, вызвавшее протесты граждан[14]. Трудно не согласиться с аналитиками в том, что такое первенство не делает чести региону.

    Для иркутской политической  элиты последних трех лет было  характерно:

1. для внутри элитных отношений характерна отсутствие обязательной объединяющей идеологии, образование конкурирующих внутри элитных групп, дезинтеграция элиты, отсутствие объединения консенсусного типа.

2. открытость к не элитным группам: заметен доступ в элиту из не элитных групп, а также обновление состава элиты. Большую роль в этом процессе играют политические партии, выдвигая из своих рядов наиболее способных в политическую элиту.

3. предпринимается серьезная попытка изменения формирования элиты нашего общества на основе демократических принципов: многопартийной политической системы, гласности, плюрализма мнении.

         Характерно разделение внутри самой элиты на областную и городскую  (Г. Иркутска). Заметен обмен власти на собственность, а также трансформация привилегий и льгот в экономические ресурсы.

         Современная иркутская политическая элита –– это прежде всего выходцы из старой партийно-государственной номенклатуры, закамуфлированные под демократов. Они держаться за власть, при этом в борьбе с противником используют законные методы, не выходя за рамки права. Однако, в обществе наблюдается определенная усталость от  существующей политической элиты. Более того, элита не реализует существенных мер для развития региона. Большая часть проектов оказываются популистскими высказываниями. Потребуется полное обновление иркутской политической элиты, для того чтобы утвердить в обществе подлинно новые, отвечающие демократическим нормам и интересам народа, порядки.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: