Ограничения предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков

На территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества)

Упрощенный порядок для регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, распространяется на две категории граждан.

К первой категории относятся граждане, имеющие документы о том, что земельный участок принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, или документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права ("неопределенное" право). Наличие перечисленных документов автоматически наделяет граждан правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Земельные участки предоставлялись гражданам на праве пожизненного владения и постоянного (бессрочного) пользования до введения в действие Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. В то время решениями органов государственной власти и местного самоуправления на праве пожизненного наследуемого владения бесплатно могли предоставляться:

· земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства;

· земельные участки членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения4;

· земельные участки при переходе права собственности на здание, сооружение, расположенное на земельном участке, находящемся в пожизненном наследуемом владении1;

· земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

· земельные участки для военнослужащих со сроком службы более 10 лет, но менее 15 лет.

Государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является следующий документ:

· акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

· акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

· выдаваемая органом местного самоуправления выписка из хозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

· иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок;

· акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

· акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

· выдаваемая органом местного самоуправления выписка из хозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

· иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Таким образом, Закон о дачной амнистии признает любые документы - решения, справки, выписки, подтверждающие факт предоставления гражданину земельного участка. Эти бумаги теперь считаются достаточными для регистрации права собственности.

Обязательным приложением к представляемому документу является кадастровый план соответствующего земельного участка, который воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке. Необходимо отметить, что большинству граждан, которые приобрели земельные участки до 1999 года, для его получения необходимо будет провести межевание земельного участка. Это связано с тем, что до 1999 года земельные участки предоставлялись в ускоренном порядке, и в государственную базу данных не вносились полноценные сведения о них, в частности не указывались точные сведения о местоположении границ участков. В результате сейчас органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости не могут указать все необходимые сведения о земельном участке в кадастровом плане - документе, необходимом для регистрации права собственности на участок.

Согласно п. 6.1 ст. 19 Закона о государственном земельном кадастре в случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

После подготовки перечисленных выше документов начинается процесс государственной регистрации права собственности на земельный участок. Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об уплате государственной пошлины. Физическое лицо предъявляет также документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. В целях сокращения и упрощения административных процедур Законом о дачной амнистии введено положение о запрете требования у граждан каких-либо дополнительных документов, не обозначенных в тексте Закона.

Требования к документам, которые представляются на государственную регистрацию, сформулированы в ст. 18 Закона о государственной регистрации. Важным является требование о том, что тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью. Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

Регистрационные действия начинаются с момента приема документов. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в последовательности, определенной порядком приема документов. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав, который содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях (ст. 12 Закона о государственной регистрации).

Ко второй категории граждан, на которых распространяется упрощенный порядок для регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, относятся граждане, которые владеют участком в садоводческом, огородническом, дачном товариществе или кооперативе, имеют документы, подтверждающие членство в данном товариществе (кооперативе), но не имеют каких бы то ни было документов о правах на землю.

Такие граждане имеют право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

· описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

· заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

· удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;

· выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.

В течение двух недель после подачи необходимых документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления такого земельного участка, должен принять решение о предоставлении участка в собственность. С этим решением нужно затем обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию, для регистрации права собственности на земельный участок.

Действующим законодательством предусматриваются три варианта предоставления земельных участков в собственность граждан:

1) путем продажи на торгах (аукционах, конкурсах) по договору купли - продажи в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.01.98 N 2 (ред. от 21.08.2000) "Об утверждении порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды";

2) путем продажи по нормативной цене гражданам, имеющим право приобретения земельных участков по нормативной цене без выставления их на торги;

3) путем бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим право на данную льготу в соответствии с действующими нормами. Кроме того, правом бесплатного получения в собственность земельных участков наделены:

1) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, если ранее земельный участок был предоставлен родителям на праве постоянного (бессрочного) пользования;

2) лица для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель на условиях, предусмотренных для бесплатной передачи земельных участков или земельных долей гражданам Российской Федерации - сельским товаропроизводителям:

а) руководители и специалисты сельскохозяйственных органов, специалисты сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также руководители и специалисты, проработавшие в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет;

б) дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедшие специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности;

3) переселяющиеся семьи граждан Российской Федерации для приусадебного хозяйства на условиях, предусмотренных договором (в том числе бесплатно), который заключается между этими лицами и хозяйством вселения или органом местного самоуправления;

4) семьи, заключившие договоры о переселении в сельскую местность для постоянной работы;

5) граждане РФ по спискам реорганизованных сельскохозяйственных организаций (в общую совместную либо в общую долевую собственность);

6) граждане РФ, в том числе в составе учрежденных ими юридических лиц, вышедшие из производственных сельскохозяйственных кооперативов или иных сельскохозяйственных коммерческих организаций и получившие объекты недвижимости в сельской местности в счет имущественных паев;

7) граждане РФ, которым земельные участки для садоводства и животноводства выделены из состава малопродуктивных сельскохозяйственных угодий и нарушенных земель;

8) граждане РФ при передаче им сельскохозяйственных угодий в общую собственность - из состава земель, занятых кустарником, мелколесьем и другими несельскохозяйственными угодьями и расположенных между участками продуктивных земель в границах отводимого земельного массива;

9) граждане РФ, получающие земельные участки впервые или дополнительно к имеющимся, - из состава земель, выбывших из сельскохозяйственного оборота, для производства сельскохозяйственной продукции при условии финансирования ими не менее 50 процентов работ по освоению земель.

Продажа земельного участка для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности производится его собственником самостоятельно путем заключения договора с покупателем либо с помощью районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству путем проведения в установленном порядке конкурса или аукциона.

Завершением регулированного платного предоставления земельных участков в собственность стал Указ Президента РФ от 26.11.97 N 1263 "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды", который нормативно определил, что предоставление свободных земельных участков под застройку гражданам и юридическим лицам на территории населенных пунктов как сельских, так и городских возможно только по конкурсу (аукциону).

Принятое во исполнение Указа N 1263 от 26.11.97 постановление Правительства РФ от 05.01.98 N 2 (ред. от 21.08.2000) "Об утверждении порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды" установило право субъекта РФ предоставлять льготы определенным категориям граждан по приобретению земли по договору купли - продажи без проведения торгов.

При этом в качестве продавца земельного участка от имени государства или муниципального образования выступает соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Если в решении о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность заявителю (правообладателю) отсутствует указание на норму о льготном предоставлении, в принявший решение орган направляется соответствующий запрос. Кроме того, заявитель вправе представить документ, подтверждающий наличие у него права на льготу.

 Классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения, что позволяет обеспечить дифференцированный подход к правовому регулированию земельных отношений в рамках общего правового режима. Правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок), который имеет правовой режим категории земель поселений, и земельный участок за черной поселений (полевой земельный участок), который имеет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

На приусадебном земельном участке разрешается возводить жилые, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Сооружения, например, закон для скота, оборудованное место дойки, водопоя или мелиоративные сооружения, навесы для защиты от дождя и другие подобные сооружения возводить на нем можно.

При ведении личного подсобного хозяйства разрешается выращивать все виды сельскохозяйственных культур, включая использование теплиц без ограничения их площади, содержать все виды сельскохозяйственных животных, пчел и птицы без ограничения их поголовья и количества, но с соблюдением экологических и санитарно-гигиенических требований.
Индивидуальное дачное строительство осуществляется, как правило, за пределами городской (поселковой) черты, чаще всего в пригородной зоне. Однако в малых городах и поселках возможно предоставление участков для указанных целей. Земельные участки предоставляются в собственность или аренду по нормам, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации. Предоставленные для этих целей земельные участки используются для возведения жилого дома и необходимых хозяйственных построек, а свободная от застройки часть - для организации отдыха. По усмотрению граждан - субъектов права на указанные земельные участки они могут использоваться для производства сельскохозяйственной продукции. Граждане вправе совершать сделки с землей: куплю-продажу, дарение, залог, наследование и др., в том числе отчуждение участков по договору ренты, включая пожизненную. Однако площадь отчуждаемой части участка не может превышать установленную предельную норму его предоставления, а целевое назначение должно сохраняться. Эти же положения относятся и к участкам, предоставленным для индивидуального жилищного строительства.
На территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Садоводам, огородникам, дачникам, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.
Приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами ее субъектов.
Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.
В случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади таких участков, указанной в ранее принятых решениях, орган местного самоуправления вправе закрепить садовые, огородные и дачные земельные участки в новых границах или потребовать восстановления прежних границ.
При совершении сделок с садовыми, огородными и дачными земельными участками изменение их целевого назначения и разрешенного использования не допускается.
Не допускаются сделки с садовыми, огородными и дачными земельными участками, если они приводят к нарушениям градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных установленных требований (норм, правил и нормативов) или к невозможности соблюдать целевое назначение указанных земельных участков и условия их разрешенного использования.
Отчуждение, залог, сдача в аренду садового, огородного или дачного земельного участка, находящегося в общей собственности, осуществляются при согласии всех участников общей собственности.
Собственники садовых, огородных и дачных земельных участков вправе их продать, подарить, передать в залог, аренду, срочное пользование, обменять, заключить договор ренты или договор пожизненного содержания с иждивением, а также добровольно отказаться от указанных участков. Земельные участки, находящиеся в собственности граждан, наследуются по закону или по завещанию.
Земельные участки общего пользования разделу не подлежат.
Садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, можно передать в аренду, срочное пользование, обменять, приватизировать, а также добровольно отказаться от них. Эти земельные участки наследуются по закону.
Садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, можно с согласия органа местного самоуправления передать в аренду, срочное пользование, обменять, приватизировать, а также добровольно отказаться от них.
Садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные органом местного самоуправления на праве аренды или срочного пользования, можно с согласия органа местного самоуправления обменять, приватизировать, а также добровольно отказаться от них.
За наследниками строений и сооружений, расположенных на садовых, огородных и дачных земельных участках и находящихся в собственности, указанные участки закрепляются на праве аренды или срочного пользования на оставшийся неистекший срок с правом их приватизации.
Раздел садового, огородного или дачного земельного участка возможен только с согласия члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или в судебном порядке. При этом образующиеся при разделе садовые, огородные или дачные земельные участки не могут быть меньше минимального размера земельного участка, установленного нормативными правовыми актами субъектов Федерации.
Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории.
Контроль за соблюдением требований к возведению строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении проводит правление такого объединения, а также инспекторы государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, в порядке авторского надзора организация, разработавшая проект организации и застройки территории такого объединения, органы местного самоуправления.
Возведение гражданами на садовых, огородных или дачных земельных участках строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для данных строений и сооружений, допускается после утверждения органом местного самоуправления проектов строительства данных строений и сооружений в порядке, установленном градостроительным законодательством.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: