Психологические особенности подросткового возраста

Введение

 

Межличностные отношения в подростковом возрасте являются важным условием формирования нравственных представлений и социальных установок, главным источником информации, которую подросток по разным причинам не может получить от взрослых. Главная цель (которая, конечно же, не осознаётся подростками) межличностных отношений в подростковом возрасте – социализация личности перед её вступлением во взрослую жизнь. Общение подростков, как правило, не носит продуктивный характер и формируется по принципу совместного времяпрепровождения. У подростков интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками, которые принимают более выборочный характер. Как правило, общение подростков осуществляется в группах, сформированных по разным признакам (общие интересы, общие цели, совместное времяпрепровождение и т.д.).

Происходящие в России социально-экономические процессы, напряженная, неустойчивая обстановка общества ведут к выделению в межличностных отношениях агрессивных начал, приводит к эмоциональной неустойчивости, аффективным вспышкам, а механизмы контроля и самоконтроля полностью еще не сформированы.  У многих подростков агрессивное поведение сопровождается стремлением к лидерству, в котором они видят способ достижения желаемых результатов.

Всё это свидетельствует в пользу того, что агрессия играет определённую, противоречивую роль в жизнедеятельности подростков. Разная степень проявления агрессивности во взаимоотношении подростков выступает препятствующим фактором в установлении адекватных, благоприятных отношений внутри группы. Таким образом, проблема подростковой агрессии прямым образом связана с проблемой межличностных отношений.

Общие проблемы межличностных отношений достаточно обстоятельно изложены в отечественной возрастной, педагогической и социальной психологии Бодалева А.А, Коломинского Я. Л., Леонтьева А.А., Мясищева В.Н., Петровского А. В. и др.[11, С.5].  Проблемой агрессии в отечественной возрастной, педагогической и социальной психологии посвящены работы Березевина Н. Д., Блонского П.П., Знакова В.В.Петровского А.В., Реан А. А., и др.[19]

Учитывая все это, тема «Особенности межличностных отношений и социальной перцепции подростков в зависимости от степени выраженности агрессивности в их поведении» является актуальной для исследования.

Цель работы состоит в изучении межличностных отношений и социальной перцепции подростков в зависимости от степени выраженности агрессивности в их поведении.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1. Изучить психологическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать программу проведения исследования

3. Исследовать зависимость межличностных отношений и социальной перцепции подростков от степени проявления агрессии.

4. Проанализировать полученные результаты.

5. Сформулировать выводы, заключение.

Объект исследования – дети подросткового возраста с разной степенью проявления агрессивности.

Предмет исследования - степень выраженности проявления агрессивности, особенности межличностных отношений и социальной перцепции подростков.

Гипотеза - можно предположить, что различия в межличностных отношениях и социальной перцепции подростков обусловлены разной степенью выраженности агрессивности в их поведении.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психологической литературы, опрос, тест.

Методики исследования:

· Диагностика агрессивных реакций «Личностный опросник Басса-Дарки» [13].

· Анкета «Оценка отношений подростка с классом» [23],

· «Социометрическая методика» [11].

Исследование проводилось на базе Вочевской СОШ Усть–Куломского района Республики Коми в 6 - 7 классах в марте 2010 г. Выборка состояла из 37 человек.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

 

 



Часть 1. Теоретическое изучение влияния степени агрессивности на межличностные отношения и социальную перцепцию подростков

Психологические особенности подросткового возраста.

 

Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п. 

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста,– это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.      

 Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок [9, С. 63]. Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу. [9, С.69]

Важная  особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка – открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда – растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества».

Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью. [3, С.201 -205]

Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки склонны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других все сводится к возрождению иррационального детского страха. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось. Юноша попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому возрасту представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью.

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту – это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.

С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых – учеба, спорт, какие-то любительские занятия – может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий сознания.

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.

И так, говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: