Пути реструктуризации долговых обязательств

История имеет примеры довольно разнообразных путей решения долговых вопросов. Например, у Средневековье суверену Франции, которая утопала в долгах, Генриху IV было достаточно осуществить мезальянс с исключительно богатым лицом, но не королевской крови, представительницей торгового и банкирского дома Марией Медычи, т.е. вступить в брак с ней и воспользоваться ее приданным для решения внутренних проблем государства. По-военному просто решил проблему бюджетного дефицита и внешней задолженности Наполеон Бонапарт, продав за долги Североамериканским Соединенным Штатам, которые только что образовались, Луизиану, мотивировав свой поступок словами: «Через несколько лет пришлось бы отдать бесплатно». Существует еще один пример кардинального решения проблемы иностранного долга. Как известно, кредитная история России началась с ХVIII ст., когда Екатерина Друга осуществила первое внешнее одалживание в Голландии. Но наибольший царский заем имел место в 1906 г. Тогда премьер-министр России писал: «Заем эта была наибольшая, которая когда заключалась в иностранных государствах в истории жизни народов». Прийти после Октябрьского переворота 1917 г. к власти, большевики просто отказались плататить по счетами царской России, объяснив это решение изменением политического устройства в стране.

Сегодня ситуация кое-что более сложная. К сожалению или к счастью, неприемлемыми есть способы ни Генриха IV, ни Наполеона Бонапарта, ни сторонников революционно-марксистских взглядов. Решение проблемы внешнего долга не может быть результатом одномоментного суверенного волеизъявления. В конце ХХ ст. сложилась довольно разветвленная система урегулирования внешней задолженности. Спектр подходов довольно широкий: от «плана Бейкера», который предусматривает продолжение финансирования долга без пересмотра или изменения условий кредитования, к «плану Брейди», авторы которого делали ударение на необходимости списания большей части долга. Что, по их мнению, предоставит толчок к нормальному функционированию экономики страны-заемщика, который повышает вероятность возвращения сдачи ссудных средств. Между этими двумя крайними точками зрения содержится целый ряд промежуточных, которые предусматривают множество вариантов урегулирования: корректирование процентов и их перемещение в разряд капитальных сумм долгов; дополнительные кредиты или послабления требований в зависимости от конъюнктуру мировой экономики; конвертация долгов в акции предприятий и т.п..

Тем не менее проблема долга не является перманентной, она во всякое время изменяется, что нуждается в своевременном корректировании стариков и изготовление новых подходов. Один из последних представленный теорией «долгового навеса», за которой страна-кредитор, раз начав предоставлять кредиты, попадается в объективную ловушку, будучи уже не в возможности остановиться. Известно, что в случае неплатежеспособности обычного должника (физического или юридического лица) его банкротство для кредиторов выгоднее, чем пролонгация долга. Государственный долг фактически не обеспечен ничем (может выплачиваться лишь из экспортной выручки и ВВП в порядке приоритетности с другими целями государства, в частности финансированием собственного экономического развития). Заимодатель может рассчитывать лишь на сумму так называемого потенциального трансфера, т.е. часть государственных доходов, которая будет направлена дебитором на погашение своего долга. Итак оптимальной стратегией кредиторов являются проводки реструктуризации долга с продолжением кредитования.

Реструктуризация долга - одна из форм реорганизации условий долга, в процессе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей за основной суммой кредита и за процентами, уплата которых должна настать в определенное время, а также о новом графике таких платежей.

Существует целый ряд проблем, которые возникают в процессе регулирования долгов. Суверенное государство может изменять свои законы в одностороннем порядке, пользоваться иммунитетом относительно гражданских исков. На практике нет механизма, который определяет невозможность государства. Выполнение решений или постановлений относительно государства часто есть невозможным. В некоторых странах запрещено, чтобы государственные учреждения и контракты, которые они заключают, находились под юрисдикцией иностранных судов.

Документация кредитов суверенных заемщиков похожая на документацию коммерческих кредитов. Официальные кредиты и кредиты, гарантированные правительством, должна платить государство, за другие кредиты государство не несет ответственности. Правовую основу кредита - полномочия на получение кредита - изложено в конституции, в парламентском акте. На практике большинство соглашений имеет стандарта форму, другими словами, положение и условия сделки определены раньше, и заемщику весьма редко удается высказать свою мысль относительно содержания настоящего соглашения.

С осознанием этой мысли в 1990-те года был разработан целый ряд схем такой реструктуризации. Основными путями конвертации проблемных долговых обязательств есть такие: списание долга, выкуп долга, секъюритизация, конверсия долга.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: