Понятие местного самоуправления в РФ

Введение

Местное самоуправление одна из двух форм организации публичной власти в административно-территориальных единицах государства. Второй формой при этом является местное управление.

Местное самоуправление неотъемлемо связано с демократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации определяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, которое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально - бытовым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправление есть первичное звено федеративных отношений. И до этого уровня местного самоуправления необходимо довести принцип разграничения предметов ведения и полномочий, тем более что Конституция предусматривает возможность делегирования властных полномочий органам местного самоуправления (ст. 132), что и реализуется в новом варианте закона о местном самоуправлении (2003 г.).

Местное самоуправление, несмотря на свой «локальный» характер, является важнейшей сферой общественных отношений, от эффективности реформ которой зависит поддержка населением осуществляемых преобразований, а значит, и социальная результативность реформ в целом.

К числу актуальных вопросов совершенствования правовой регламентации организации и деятельности местного самоуправления относятся: установление в законодательном порядке единого принципа образования органов местного самоуправления только в соответствующих низовых административно-территориальных единицах, а органов территориального общественного самоуправления - в пределах любых территорий; предельно точного установления прав и обязанностей выборных органов местного самоуправления и местной администрации в решении общих вопросов местного значения.

Цель данного исследования: уяснить историко-политическую сущность понятия «местное самоуправление», выявить его принципы и функции.

 

 

Понятие местного самоуправления в РФ

 

Понятие местного самоуправления в отечественной науке муниципального права не имеет четкого однозначно принятого всеми учеными определения.

Ученые – муниципалисты строят свои рассуждения на основании ст. 3 Конституции РФ, в которой сказано, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, либо через органы государственной власти, либо через органы местного самоуправления, и ст. 12 Конституции РФ, в которой сказано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Так, И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов понимают под местным самоуправлением «процесс управления низовыми территориальными сообществами жителей, основанный на следующих принципах: разумное сочетание представительских институтов и институтов непосредственной демократии; представление всем субъектам территориальных сообществ жителей широких возможностей по заявлению, отстаиванию и проведению в жизнь собственных интересов; политико-правовая привязанность органов местного самоуправления к коренным запросам жителей»  

В.А. Баранчиков пишет, что местное самоуправление, «это децентрализованная форма организации территориальной публичной власти, которая обеспечивает исполнение законов и других нормативно – правовых актов органов государственной власти в пределах территории разных видов поселений самим населением и образуемыми им самостоятельно органами местного самоуправления и избираемыми и назначенными должностными лицами»

Г.Н. Чеботарев считает, что «местное самоуправление – это одна из форм народовластия, позволяющая населению местных территориальных сообществ через выборные и иные органы местного самоуправления, а также непосредственно путем выборов, местных референдумов и иных форм прямого волеизъявления самостоятельно и под свою ответственность в рамках Конституции РФ, законодательства РФ и ее субъектов решать вопросы местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

По мнению В.И. Васильева, «местное самоуправление в первом приближении – это самостоятельное устройство своих дел территориальными сообществами, действующими в установленных пространственных границах. Это особый вид самоуправления, выступающий составной частью общей системы социального управления, т.е. системы организации общественной жизни в данной стране. В этом качестве местное самоуправление обладает рядом признаков, обозначающих его как многоаспектный политико – правовой институт, присущий любому демократическому государству».  

По причине отсутствия единого научного определения местного самоуправления, а также громоздкости существующей в теории муниципального права определения для понимания его основных характеристик более удобно пользоваться легальными определениями, содержащимися в нормативно – правовых актах.

В ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г. и ратифицированной Федеральным Собранием Российской Федерации 11 апреля 1998 г. говорить, что «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действую в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Согласно ч. 2 той же статьи Хартии, это право должно осуществляться советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. воспринявшая положения Европейской хартии местного самоуправления 1985г., хотя и не содержит определение местного самоуправления, но на конституционном уровне закрепила право населения на местное самоуправление и признала местное самоуправление одной из основ конституционного строя (ст. 3, 12, 18, 130 и др.). 

Исходя из положений Европейской хартии 1985 г. и Конституции РФ 1993 г. в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. (утрачивающим юридическую силу полностью с 1 января 2009 г.) местное самоуправление определено так: «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельным и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». 

Одним из результатов проводимых с начала 1990-х гг. в России реформ (административной и муниципальной) стало принятие Государственной Думой РФ 16 сентября 2003 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и его подписание Президентом РФ 6 октября 2003 г. Согласно этому закону местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституции Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

Таким образом, нетрудно проследить эволюцию формирования понятия местного самоуправления, условно говоря, с 1985 г. по 2003 г.

В Европейской хартии местное самоуправление понималось через управленческую деятельность органов местного самоуправления, действующих в интересах населения на основе принципа легитимности публичной власти.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. местное самоуправление стало пониматься отечественным законодателем как право населения на деятельность по самоуправлению.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ местное самоуправление в Росии стало пониматься как форма народовластия, что на наш взгляд наиболее отвечает сути местного самоуправления.

Эволюция понятия «местное самоуправление» напрямую отразилась и в формировании подходов к пониманию сущности местного самоуправления.

В.И. Фадеев выделяет три основных подхода:

· местное самоуправление как основа конституционного строя;

· местное самоуправление как право населения на решение вопросов местного значения;

· местное самоуправление как форма народовластия.

По мнению Е.С. Шутриной местное самоуправление можно рассматривать как:

· основу конституционного строя;

· право населения на решение вопросов местного значения;

· деятельность населения по решению вопросов местного значения;

· одна из разновидностей социального управления.

В.И. Васильев придерживается более оригинального подхода и указывает, что местное самоуправление может рассматриваться как:

· одна из основ конституционного строя;

· форма народовластия;

· элемент правового статуса гражданина;

· способ оптимизации социального управления;

· институт организации и представления услуг гражданам.

Таким образом, наиболее традиционным в науке муниципального права считается рассмотрение понятия местного самоуправления как:

· основа конституционного строя;

· права население на самостоятельное решение вопросов местного значения;

· формы народовластия.

1. Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации.

Наука конституционного (государственного) права под конституционным строем понимает систему социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами определенного государства. При этом необходимо иметь в виду, что «это…реально существующие устои жизни общества и государства».

Под основами конституционного строя следует понимать некие устои, отражающие «характер государства, общества и общественных отношений, власти, положения человека и гражданина, политического режима, собственности и форм хозяйствования».

В ст. 2 Европейской хартии местного самоуправления утверждается, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и по возможности в конституции государства.

В Федеральном законе № 131 от 6 октября 2003 г. прямо сказано, что местное самоуправление составляет одну из основных конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.

В Конституции РФ местное самоуправление как основополагающий принцип организации публичной власти в государстве нашел свое отражение в главе 1, котрая называется «Основы конституционного строя»

Согласно ч. 1 ст. 2 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Согласно ч. 2 той же статьи народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Но основной статьей главы 1 Конституции РФ о местном самоуправлении является ст. 12, в которой содержится чрезвычайно важное положение о том, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Это означает, что в России на конституционном уровне закрепляется децентрализованная система управления. Принцип децентрализации управления необходимо понимать не в смысле полного отсутствия центрального управления, а сочетания центрального и местного управления исходя из принципа необходимого разделения полномочия между уровнями публичной власти и территориальной юрисдикции административных органов. Так, в условиях федеративного российского государства государственная власть представлена на уровне РФ и ее субъектов, а местная власть – на уровне муниципальных образований.

Как отмечают Г. Шоллер и Й. Шоллер, «децентрализация состоит в том, чтобы внутри территории государства возникали новые политические единицы, наделенные качеством государства или автономии. Если автономия ограничена пределами какой-либо местности, созданной в целях решения проблем местного сообщества, то в таком случае имеется ввиду местное самоуправления».

В этом же контексте К. Узакбаев пишет: «Политическую децентрализацию в государственном управлении условно можно рассматривать как процесс передачи полномочий или права принимать решения местным сообществам граждан или их выборным представительным органам».

Важно понимать, что органы местного самоуправления не являются структурными подразделениями органов государственной власти и не стоят с ними в отношениях соподчинения.

Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов подразумевает и наличие у них собственной компетенции. В Конституции РФ содержится указание на некоторые вопросы местного значения (ст. 130 и 132). Гораздо более полный их перечень содержится в № 131 – ФЗ 2003 г.

В то же время органы местного самоуправления обязаны действовать в соответствии с законодательством РФ и в рамках государственной политики.

В федеральном государстве, каким является Россия, закрепление в федеральной конституции принципа местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя означает, что местное самоуправление должно быть также закреплено и в конституциях и уставах субъектов Федерации.

2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. 

Согласно ст. 12 Конституции РФ и ч. 1 ст. 1 ФЗ № 131 население имеет право на самостоятельное решение вопросов местного значения на всей территории РФ и не может быть лишено этого права по решению органов государственной власти или по своей воле.

Российское законодательство признает основным субъектом местного самоуправления население, которое осуществляет решение вопросов местного значения как самостоятельно, путем проведения выборов, референдумов и иных форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления, так и через выборные и иные органы местного самоуправления. 

Согласно ст. 3 ФЗ № 131 2003 г. граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Российским гражданам гарантируется право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право на обращение в органы местного самоуправления.

Необходимо добавить, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами. Например, иностранные граждане при наличии соответствующего международно-правового договора имеют право участвовать в муниципальных выборах.

Право населения на осуществление местного самоуправления гарантируется государством путем судебной защиты прав местного самоуправления, а также рядом законодательных запретов на ограничение прав местного самоуправления.

Право населения на осуществление местного самоуправления может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на осуществление местного самоуправления не является правом человека и гражданина, такого субъективного права личности нет в главе 2 Конституции РФ. Соответственно речь идет о специфическом праве, принадлежащем всему населению муниципального образования, а не отдельным его представителям. Следовательно, нужно различать права граждан в сфере местного самоуправления и право населения на местное самоуправление: последнее реализуется через первые. Так, население осуществляет местное самоуправление посредством участия в муниципальных выборах и референдумах, обращаясь в органы местного самоуправления с заявлениями, жалобами и предложениями, исполняя обязанности по замещаемым должностям муниципальной службы и т.д.

Таким образом, право на местное самоуправление реализуется населением фактически через реализацию субъективных политических прав человека и гражданина в сфере местного самоуправления. Одновременно местное самоуправление является обязанностью населения, так как осуществление местного самоуправления населением является необходимым элементом конституционной организации власти в государстве. Население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления, например, в пользу органов государственной власти, так как в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ органы г7осударственной власти не могут присваивать себе полномочия органов местного самоуправления.

Также нужно отметить, что отказ гражданина от участия в муниципальных выборах не означает его отказ от права на осуществление местного самоуправления, поскольку это право принадлежит всему населению муниципального образования.

3. Местное самоуправление как форма народовластия.

Рассмотрение местного самоуправления в качестве формы народовластия невозможно без понимания того, что оно является правом населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, и это точно и полно характеризует современный этап развития института местного самоуправления во всем мире.

Согласно ст. 3 Конституции РФ единственным источником власти является многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Напомню, что в ФЗ № 131 2003 г. говорится следующее: «Местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

На основании этого определения представляется возможным выделить основные черты, которые должны быть присущи российской модели местного самоуправления по мысли отечественного законодателя.

О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев выделяют следующие основные черты, характеризующие местное самоуправление и его место в системе народовластия.

· Местное самоуправление имеет свой субъект. Субъектом местного самоуправления является население муниципальных образований. В каждом из видов муниципальных образований, предусмотренных законом, население осуществляет местное самоуправление самостоятельно и (или) через органы местного самоуправления.

· Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и значит, не являются частью государственного аппарата. В тоже время и государственная власть и местное самоуправление в качестве единственного источника и носителя имеет народ.

Если представить себе разделение власти по вертикали, то местное самоуправление      будет первым снизу уровнем, над которым находится государственная власть уровня Федерации. Это деление нужно считать достаточно условным в контексте рассматриваемой мной темы, так как и государственная власть, и местное самоуправление в идеале одним из конечных результатов своей деятельности должны иметь повышение уровня жизни населения и улучшения качества жизни.

На местное самоуправление возлагается решение ряда вопросов местного значения: перечисленных в ФЗ № 131 2003 г.; переданных органам местного самоуправления органами государственной власти; иных вопросов местного значения, не исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Можно сказать, что местное самоуправление решает вопросы местного значения, которые не входят в компетенцию государственной власти, но находятся под ее правовым, финансовым и иным влиянием. То есть местная власть занимается решением вопросов, которые являются «мелкими» для государства, но жизненно важными для местных сообществ. 

· Местное самоуправление имеет свой объект управления. Под объектом управления местного самоуправления необходимо понимать вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

· Местное самоуправление обладает самостоятельностью. Самостоятельность местного самоуправления гарантируется Конституцией РФ. Она проявляется прежде всего в самостоятельности: при формировании и управлением местными финансово – экономическими ресурсами, формировании органов местного самоуправления, решении вопросов местного значения.

· Местное самоуправление несет определенную ответственность. В контексте ответственности местного самоуправления необходимо говорить о двух ее видах: позитивной и негативной.

Под позитивной ответственностью необходимо понимать осознание населением того, что от принимаемых им решений на выборах, референдумах и т.д. может зависеть и эффективность деятельности органов местного самоуправления, и степень обеспечения жизнедеятельности местного сообщества.

Под негативной ответственностью необходимо понимать ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за свои действия, решения или бездействие, повлекшие за собой негативные последствия, перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

· Местное самоуправление осуществляется с учетом интересов населения. Местное самоуправление как социальный институт не может действовать без учета или вопреки интересам населения. Это значит, что решения и действия органов местного самоуправления, их должностных лиц, территориального общественного самоуправления и т.д. должны прежде всего соответствовать интересам населения, которое, в свою очередь, вправе осуществлять контроль над деятельностью органов местного самоуправления.

· Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических, культурных и иных местных традиций. Организация местного самоуправления в каждом муниципальном образовании по-своему уникальна. В значительной степени эта уникальность проявляется в местах компактного проживания национальных групп и общностей, коренных малочисленных народов. Особенности проявляются в наименовании муниципальных образований, в названии органов местного самоуправления и т.д.

 

 

История.

История самоуправления в России представляет собой одну из наиболее сложных и слабо изученных тем. Нельзя сказать, что она не привлекала внимание ученых и публицистов - о городском и земском самоуправлении до 1917 г. написано значительное количество работ. В их числе фундаментальные исследования кн. А.И. Васильчикова, историков И.И. Дитятина, А.А. Кизеветтера, Б.Б. Веселовского и М.М. Богословского, не утратившие научного значения до настоящего времени.

Большая часть книг и статей, написанных в предреволюционные годы, когда интерес к вопросам самоуправления был особенно высок, носит не столько научный, сколько публицистический характер. Злободневность этой темы для жизни России обусловила критическую направленность многих работ и некоторую предвзятость авторов в оценке современной им организации местного самоуправления, рассматриваемой с позиций программ различных политических партий.

Современные исследования, касающиеся истории развития самоуправления в России, немногочисленны и также не отличаются научной беспристрастностью. Характерное для последнего десятилетия стремление по-новому взглянуть на переломные моменты русской истории не могло не коснуться и такой актуальной темы, как история самоуправления.

Отрицание советскими историками самой возможности существования самоуправления в дооктябрьский период сменилось утверждением, что оно в России имеет глубокие исторические корни и было всегда. При этом нередко наблюдается осовременивание многих явлений и понятий древней и средневековой истории России.

Стремление некоторых авторов отыскать исторические корни земского самоуправления простирается настолько далеко, что они рассматривают деление территории государства на «земщину» и «опричнину» при Иване IV как «разобщение самоуправления и государства» в реформе 1864 г. видят продолжение земской реформы 1555 г., а в земствах - «юридические институты, известные с XVI в. со времени Ивана IV».

Таким образом, история самоуправления представляет одну из наиболее актуальных и сложных тем, требующих специального изучения. При этом большее внимание уделено городской общине, подвергавшейся реформированию чаще, чем сельская община.

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положило начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были представлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.

После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: