Функции местного самоуправления

 

Функции местного самоуправления являются одной из важных категорий муниципального права как науки. В них отражены основные направления деятельности местного самоуправления и по этой причине функции тесно связаны с компетенцией местного самоуправления и более подробно будут рассмотрены в соответствующей главе.

Для наилучшего понимания сущности местного самоуправления мы отметим, что функции местного самоуправления имеют определенную связь с его целями и задачами.

Целями местного самоуправления можно считать развитие народовластия, привлечение население к участию в управлении муниципальным образованием и решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, а также повышение уровня жизни населения. Таки образом, деятельность местного самоуправления в значительной степени акцентирована на повышении активности населения в принятии управленческих решений, а также на улучшении уровня и качества жизни населения на территории муниципальных образований.

Задачи местного самоуправления включают:

· укрепление основ конституционного строя РФ;

· обеспечение права граждан на осуществление местного самоуправления;

· создание на местном уровне условий для обеспечения и защиты прав и интересов населения;

· создание условий для обеспечения населения образовательными, медицинскими и иными социальными услугами;

· проведение мероприятий по учету населения;

· подготовку кадров муниципальной службы и т.д.

Именно из этих задач вытекают функции местного самоуправления. Наукой муниципального права разработано несколько классификаций функций местного самоуправления. Рассмотрим классификацию функций местного самоуправления, разработанную на основе функций государства.

1. Политическая функция направлена на обеспечение права граждан на осуществление местного самоуправления. В частности, согласно Конституции РФ, ФЗ №131 2003г. и другим законодательным актам РФ граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, принимать участие в местном референдуме, иным образом непосредственно участвовать в осуществлении местного самоуправления и т.д.

2. Экономическая функция связана с деятельностью органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и местными финансами, формированию и исполнению местного бюджета, установлению местных налогов и сборов, обеспечению комплексного развития территории муниципального образования, осуществлению иной, предусмотренной законом деятельностью по решению вопросов местного значения.

3. Социальная функция подразумевает деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению потребностей населения в коммунально-бытовых, социальных, культурных и других жизненно важных услугах:

· организацию в границах муниципального образования электро- и газоснабжения;

· содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений;

· создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения;

· предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

· оказание на территории муниципального района скорой медицинской помощи;

· опеку и попечительство;

· организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

· создание условий для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

· организацию библиотечного обслуживания поселений и др.

4. Функция охраны общественного порядка связана с деятельностью населения и органов местного самоуправления по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования. Так, органы местного самоуправления вправе обеспечивать общественный порядок путем создания в установленном законом порядке муниципальной милиции. В тех случаях, когда муниципальная милиция не создается, указанная функция реализуется органами местного самоуправления благодаря их взаимодействию с подразделениями милиции общественной безопасности (патрульно-постовой службой, комиссией по делам несовершеннолетних, участковыми милиционерами и т.д.), а также путем создания привлечения к этой деятельности добровольных народных дружин, а также иными разрешенными законом способами.

5.  Экологическая функция реализуется населением и органами местного самоуправления в области решения вопросов природо-охраны и природопользования на территории муниципального образования. Так, органы местного самоуправления обязаны организовывать и осуществлять:

· мероприятия по охране окружающей среды;

· экологический контроль объектов производственного и социального назначения на территории муниципального образования;

· территориальное зонирование земель, изъятие земельных участков межселенных территорий для муниципальных нужд (в том числе путем выкупа), земельный контроль над использованием земель и др.

Все указанные функции местного самоуправления взаимосвязаны и исполняются органами местного самоуправления в совокупности. При этом роль населения в реализации функций местного самоуправления тем больше, чем большее развитие получает институт местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Заключение

Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен в рамках формирования правового государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим поиск путей, юридических и организационных форм и оп­ределенных кадровых решений для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально и в законных рамках упрочил систему демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. В целом, изучив подробно материал по вопросу местного самоуправления, я могу сказать, что в целом местное самоуправление в нашей стране развивается положительно, и перспективы его дальнейшего развития можно также оценить позитивно.

Учитывая многообразие субъектов правового регулирования, а также то, что новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде (низкая активность населения, отсутствие необходимой финансово-экономической основы, некомплектность правового регулирования), целесообразно не строить расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к нему поэтапно. Совершенствование организационных структур местного самоуправления требует применения программно-целевых технологий организационного проектирования, позволяющих сохранить целостность организации.

В заключение, я хочу сказать, что для России вопрос о местном самоуправлении остается открытым, т.к. еще не решены многие проблемы связанные с местным самоуправлением. Но можно сказать, что местное самоуправление в России успешно функционирует, а дальнейшее развитие и улучшение системы местного самоуправления можно охарактеризовать как перспективную цель для страны в целом.

 

                   

 

 

Список литературы.

1.  Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2. Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - Система ГАРАНТ, 2005.

3. http://www.chat.ru/~kuraguga

4. Консультант Плюс

5. А.С. Прудникова; Д.С. Белявский «Местное самоуправление и муниципальное управление». Москва, 2009г.

6. С.Ю. Кабашов «Местное самоуправление в Российской Федерации». Москва, 2009г.

7. О.Б. Беляков «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Москва, 2008г.

8. А.А. Уваров «Местное самоуправление в Российской Федерации». Москва, 2008г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: