Глава 2 изучение взаимоотношений в классном коллективе

Организация и методы исследования

Цель данной курсовой работы – изучение взаимоотношений в подростковом классном коллективе.

Гипотезой выступает предположение о том, что на  формирование взаимоотношений в  классном коллективе влияет  специально организованная деятельность по овладению приемами поддержания благоприятных взаимоотношений.

Методы исследования: беседа, социометрия, исследование, тестирование (анкетирование)эксперимент.

В ходе нашей курсовой работы проводились следующие виды работ:

Беседа — специфичный для психологии метод исследования че­ловеческого поведения, так как в других естественных науках ком­муникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявля­ет психологические особенности другого, называется методом бесе­ды. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представите­лей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру экс­перимента на первом этапе, когда исследователь собирает первич­ную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивиру­ет и т.д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью.
Социометрия означает измерение межличностных взаимоотношений в коллективе. Основоположник социометрии известные американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал это метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по мнению Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяет не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возможность
выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или
неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и т.д.

Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с
именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.[5] Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и т.п.
Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той
степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам
совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура
неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных
отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему
деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность
коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и
практикой.

Тест (анкетирование) – метод испытаний, установления определенных качеств человека. Тест (анкетирование) – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие.

Нами проводилась тест «Незаконченные предложения».Методика «Незаконченные предложения» применяется в экспериментально-психологической практике давно. Существует множество его вариантов.

Мы предлагаем вариант этой методики, разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин. до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция: "На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами".

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: