Психологическая характеристика особенностей взаимоотношений в подростковом возрасте


   В подростковом возрасте происходит ряд психологических перемен, таких как: новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства. То, что было значимым ранее в данный возрастной становится неинтересным. Потеряв прежние интересы, и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими людьми и может ощущать себя очень одиноким. Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В сочетании со сменой интересов это может привести к снижению учебной успеваемости. У младших подростков закономерно появляется повышенная утомляемость, но сами они её не замечают. Младшим подросткам в отличие от старших – свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму.
    Впервые, именно в подростковом возрасте у ребят появляется настоящий интерес к своей личности, подросток чрезвычайно занят самим собой, своими замыслами, своей внешностью подростку важно, как он выглядит в глазах окружающих. Он становится, особенно чувствителен даже к добродушным и невинным замечаниям о своей внешности. Быстрый рост конечностей приводит к временной угловатости, неуклюжести движений. Подростки могут страдать от пониженной самооценки, придавать чрезмерное значение недостаткам своей внешности, становиться застенчивыми,  центральным переживанием становится поиск нравственных ценностей, смысла жизни. Подросток нередко становится одиноким в своих исканиях и очень часто погружается в свой собственный мир, свои мечты. У подростков появляется критическое отношение к
прежним авторитетам, прежде всего к близким людям –
родителям. В отношении к окружающим, начинает часто сказываться неуважение, небрежность, заносчивость, нередко переходящая в форму навязчивого желания поучать других людей. Подросток преисполнен особой веры в то, что ему удастся то, что не удавалось другим. У подростка по мере его созревания исчезает детская простота отношений, взаимная доверчивость. Общение мальчиков и девочек приобретает некоторую напряженность, которая со временем смягчается.
В отличие от младших подростков, старшие подростки становятся более
уверенными в себе, уравновешенными, покладистыми. Повышается их
выносливость к физическим и психическим нагрузкам. Они лучше учатся и при правильном отношении с ними легче ладить и родителям и учителям.

В.А Сухомлинский обобщил главные черты
подростка следующим образом:

1) непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны,
сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой;
2) подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит,
когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания.
Подростки, чётко улавливают, воспитательную фальш, болезненно
реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к
тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто
предосудительное;
3) подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое,
романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду;

4) у подростка выражено противоречие между богатством желаний и
ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений.
Подросток боится обнаружить
свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться
показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается
беспомощность, но он не терпит снисходительных советов и часто
поступает наперекор им;

5) в подростке сочетаются грубые выходки, а также и романтическая
восторженность. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней.
Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся
ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур
чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических
сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно
растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Конечно, не у
каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя
игнорировать [17].

   Общение со cверстниками имеет для подростков огромное значение. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Л. И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками [19]. Положение принципиального равенства детей-сверстников делает эту сферу отношений особенно привлекательной для подростка: это положение соответствует этическому содержанию возникающего у подростка чувства собственной взрослости. Происходящие в начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям с взрослыми и товарищами.

У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой уделяет много времени и душевных сил. Общение с товарищами приобретает для подростка очень большую ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигает на второй план учение, значительно уменьшает привлекательность общения с родными. Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно. Он считает, что имеет право на это, защищает свое право, и именно поэтому нетактичное вмешательство взрослых вызывает обиду, протест.

 У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к
общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить
коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее
сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это
становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с
одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая неприятная для подростка ситуация - искреннее осуждение коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание - открытый или негласный бойкот. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит, но они не всегда бывают хорошими. Такие факты достаточно известны по их печальным
последствиям.
   Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей,
заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному: это
могут быть демонстрации собственных качеств, как прямым способом, так и
путем нарушения требований взрослых, а также паясничанье, кривляние, разные развлекательные действия, рассказы о всевозможных былях и небылицах [2]. И. С. Кон тоже говорит о том, что одна из главных тенденций
подросткового возраста - переориентация общения с родителей, учителей и
вообще старших на ровесников. По его мнению, такая переориентация может
происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить
родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается.

Поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым [6]. Поэтому к психологическим функциям общения подростков И.С. Кон относит:
1. Общение со сверстниками очень важный специфический канал
информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

2. Это специфический вид деятельности и межличностных отношений.
Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносит личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, служит ценной жизненной школой.

3. Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание
групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости [7].

 Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.
Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля
старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.
Усиливается потребность не только в социальной, но и
пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего
личного пространства.

В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными
трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности. Напряженная потребность в общении и аффилиации превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет - какой угодно компании.

Подросток ищет в обществе сверстников
подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности, чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой, черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки, удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими.

По мнению Л. И. Божович, подросток «оценивает себя не только с
точки зрения успеваемости, но и с точки зрения положения в школе, отношений с ребятами». Вследствие этого «отношения подростка со сверстниками, проявляющиеся и формирующиеся в общении с ними, отражаясь в самооценке школьника, влияют на особенности его учебной деятельности». Среди отношений на первое место для подростка выходят отношения с одноклассниками. Если особенности общения с одноклассниками фактически не сказываются на успешности адаптации к школе младшего школьника, то для
подростка они могут играть определяющую роль [13].

Школьный класс - важнейшая группа принадлежности школьника. Любой
школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.
Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное в
больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных
возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и
способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с
другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная
иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной
успеваемости или принадлежности к «активу». В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической
среде [6]. Еще одним показателем усложнения неформальной структуры класса в этот период может служить появление такого нового основания для объединения учащихся в группы, как общность их профессиональных намерений.       

А. В.  Толстых при рассмотрении включенности подростков в различные неформальные группы указывает на то, что чаще всего подросток примыкает к уже сложившейся группе - в основном по территориальному признаку. "Зазор" между группировками настолько велик, что для большинства просто не остается альтернативы, кроме как смериться с тем, что ты с завтрашнего дня панк или скейтбордист. Тотальная несвобода от окружения - вот одна характерная особенность современного отрочества. Вторая - беспредметность общения. "Предмет", вокруг которого объединяются подростки, выполняет практически "тотемическую" функцию. Рок- музыка, футбол, мода являются лишь поводом для определенного типа общения. И футбол и музыка, как и прочие «предметы», лишь помогают различать «свою» общность. Поэтому гораздо важнее предмета общения оказывается всевозможная атрибутика и символика. Она выполняет роль наглядно- чувственной картины ритуала, который организует группа вокруг того или иного занятия. Подростковые группировки обычно хорошо организованы, требуют безусловной и непререкаемой лояльности, преданности группе. При этом общность держится в первую очередь не внутренними связями,
а стремлением к разграничению с другими общностями. Все подростковые группы - соперничающие группы, и это соперничество чем дальше, тем больше принимает характер столкновений, в том числе и кровавых. Определенное влияние на подростковые группы начинает оказывать организованная преступность [22].

Взаимоотношения подростков, как личные, так и межгрупповые, часто
складываются независимо от отношений с взрослыми и даже вопреки их желанию и влиянию. Эти взаимоотношения имеют свое содержание и логику развития. Если в младших классах положение в коллективе зависит в основном от
успеваемости, поведения и общественной активности, т. е. от того, как
ребенок выполняет требования взрослых, то для подростков становятся
наиболее важными другие достоинства: качества товарища и друга,
сообразительность и знания (а не только успеваемость), смелость, умение
владеть собой. В подростковых коллективах существует разная
иерархия в степени ценности этих достоинств, но одно из них всегда стоит на
первом месте - товарищеские качества. Чтобы получить подлинное уважение и признание у подростков, необходимо,
прежде всего, быть хорошим товарищем. В связи с этим в начале подросткового периода нередко происходят изменения в группе ранее популярных ребят: во-первых, исчезают прежние авторитеты и появляются новые; во-вторых, часто наблюдается несовпадение актива класса с группой наиболее уважаемых и авторитетных подростков, так как у многих учителей существует тенденция создавать актив из хорошо успевающих и дисциплинированных учащихся без учета их товарищеских качеств.

Наличие малоавторитетного для одноклассников актива - одна из важных причин трудностей в создании коллектива в классе. Вторая, не менее важная причина этого - сохранение у учителя так называемого авторитарного стиля руководства и воспитание у актива таких же способов общения с одноклассниками, что абсолютно неприемлемо для подростков, потому что к отношению взрослых и товарищей предъявляется ими одно и то же основное требование - уважение личности и человеческого
достоинства. Это требование является основой товарищества подростков, нормы которого заимствуются из разных источников: от взрослых и более старших ребят, из книг и кинофильмов (они играют существенную роль в раскрытии и конкретизации этих норм). Важнейшие нормы кодекса товарищества подростков - уважение достоинства, равенство, верность, помощь товарищу, честность. В среде подростков поступки каждого по отношению к товарищу, группе, классу не остаются незамеченными и оцениваются как соответствующие или не соответствующие этим нормам Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам [2].

Наряду с развитием групповых товарищеских отношений подростковый
возраст также характеризуется напряженным поиском дружбы как прочной и
глубокой привязанности. В подростковом возрасте общение с товарищами
оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности
подростка. Товарищи становятся образцами для него, ребята активно
воздействуют друг на друга, воспитывают друг друга. Поэтому в изучении
подросткового общения для нас важны не только деловые взаимоотношения
подростков, но и личные отношения с близкими товарищами, друзьями.
 Иногда дружеские отношения несут в своей основе желание отыскать
кого-то, кто мог бы выразить те чувства, которые самому ребенку пока
недоступны. Если это проявляется в отношениях со старшими, могут возникнуть определенные трудности, но в детстве для взросления необходимо нащупать почву и понять, как быть самим собой.
В дружбе подросток проверяет себя наиболее глубоко. Выбор
друга очень важен для подростка, для удовлетворения его внутренних
потребностей [8].

Как правило, близкие друзья - ровесники одного и того же пола,
учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде, при этом
сходство поведения и оценок может быть и не велико. Близкие друзья обычно гораздо более чем просто приятели, сходны по умственному развитию, социальному поведению, успехам в учебе, умению соответствовать требованиям взрослых, степени активности в общественной жизни. Частично это связано с тем, что подростки выбирают в друзья себе подобных, частично - с тем, что сходство растет в процессе самой дружбы [18].

Обычно подросток начинает свой поиск просто с подражания товарищам - подражания самого широкого, плохому и хорошему. Он подражает кому-то одному из товарищей, а иногда сразу нескольким: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Он старается чаще бывать с ними, и всё перенимает у них. Ему нравится в них всё: они обычно бывают и «самые умные», и «самые веселые», и «самые красивые». Словом, у подростка появляется образец, своего рода идеал, ориентирующий и направляющий все его поведение.

 

 
































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: