Сущность, структура и форма общения

ГЛАВА 1 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ КАК ПСИХОЛОГО—ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Сущность, структура и форма общения.

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются
социальные отношения людей. Согласно А.Н. Леонтьеву, общение – это «намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности партнера» [17].
Под структурой общения следует понимать «совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс» [17]. При этом структурная характеристика общения может быть дана применительно как к его основным элементам, так, в свою очередь, и относительно внутренней структуры каждого из них. В качестве логического основания для моделирования структуры общения как процесса в целом может быть взята характеристика его относительно автономных элементов, которые различаются друг от друга набором своих специфических качеств и выполняемых функций. По мнению ученого, к компонентам общения, отвечающим этим требованиям можно отнести:

- субъекты общения;
- средства общения;
- потребности, мотивация и цели общения;
- способы взаимодействия, взаимовлияния и отражение влияний в процессе
общения;
- результаты общения.

По мнению А.А.Бодалева, взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение (это может быть интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой – либо конкретной задачи. В свою очередь он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнер адресует к нему свои чувства и старается на него повлиять. При этом следует подчеркнуть, что пребывание человека одновременно в двух ипостасях – объекта и субъекта – характерно для любого вида непосредственного общения людей, будь то общение одного учащегося с другим или учащегося и учителя.
В качестве объекта общения по отношению к человеку могут выступать не
только люди, но и животные, природа в целом, лес, море, небо, поля и луга - неиссякаемый источник радости, эмоционального отношения, впечатлений и
символической значимости для человека. Не менее богат возможностями для общения человека и мир предметно – вещной среды, созданный его руками.
В тех случаях, когда у субъекта нет реального партнера по общению, он
может восполнить его отсутствие своим воображением [12].
Таким образом, объектом общения для субъекта может быть другой реальный или
воображаемый человек, природа, животный мир и предметно – вещная среда,
то есть все многообразие окружающего человека мира.
Наряду с самим фактом наличия индивидов другим важным условием общения является существование средств, с помощью которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь. Средства социально – психологического общения достаточно многообразны.
На это обстоятельство обращал внимание в своё время ещё В.М.Бехтерев,
который писал: «Устное и печатное или писаное слово, мимика и жесты, и,
наконец, действие, возбуждающее подражание, - вот те способы или
средства, благодаря которым устанавливается общение в массе лиц и
которыми достигается установление известного взаимоотношения отдельных
лиц в общественных группах» [11].

По мнению В.М. Бехтерева к средствам общения относятся:

1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные
высказывания, используемые для общения. Слова и правила их
употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает
возможным общение при помощи языка.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать
разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или
опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь
закрепленные за ними значения или экспрессивными, т.е. служить для
большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных,
национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Бехтерев считает, что удельный вес названных выше элементов в системе знаковых
средств межличностного общения далеко не равнозначен. Особое место в
системе средств человеческого общения принадлежит речи, поскольку она
является не только специфически человеческим, но и вместе с тем и самым
сильным раздражителем.

По мнению Бехтерева, важнейшая цель и итог общения – это удовлетворение своих
биологических, социальных и духовных потребностей.
Получившая широкое признание аналитическая модель, в соответствии с
которой структура любого акта общения включает перцептивную,
коммуникативную, и интерактивную стороны, по существу направлена на
конкретизацию предметной области межличностного общения в соответствии с функциональным разнообразием протекающих в его рамках процессов[11].

Бехтерев выделяет следующие стороны общения:
1. Перцептивная сторона – процесс восприятия партнерами друг друга, их
взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки
проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение
партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать
«психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.

2. Коммуникативная сторона – использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Хороший коммуникатор – это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.

3. Интерактивная сторона – взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или
конкуренция, конфликт). Среди возможных позиций, которые занимают
партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить
«пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером), может
трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстраненная позиция,
невмешательство, может в крайнем своём выражении стать отчуждением[21].
Умение человека использовать все возможные позиции в общении –
один из возможных показателей психологической зрелости личности.
Бехтерев в процедуре общения выделяет следующие этапы:
1) потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию,
повлиять на собеседника и т. п.). побуждает человека вступить в
общение;
2) ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
3) ориентировка в личности собеседника;

4) планирование содержания своего общения, человек представляет себе
(обычно бессознательно, что именно он скажет);

5) бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные
средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как
говорить, как себя вести;

6) восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль
эффективности общения на основе установления обратной связи;
7) корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое – либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не
удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется
неэффективным [19].
   По мнению Бехтерева, особую форму общения людей представляет дружба как устойчивая индивидуально – избирательная система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом. Развитие дружбы предполагает взаимопонимание, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения условий дружбы ведут либо к её прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в свою противоположность- вражду.

 В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен убеждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями,
умениями, навыками) [22].

 При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу
определенных побуждений, установок или готовности к действиям в
определенном направлении.

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми их потребностями. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и
развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических
потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

По средствам общение может быть непосредственным и опосредованным,
прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и тому подобное. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и
орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы или культурные. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные
контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они
видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут
выступать другие люди (переговоры между конфликтующими сторонами на
межгосударственном, межнациональном, групповом, семейных уровнях).
Человек отличается от животных наличием у него особой жизненно
важной потребностью в общении, а также тем, что большую часть своего
времени он проводит в общении с другими людьми.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное,
инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую – либо совместную, продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку к тому, что происходит вокруг, разрешение какого – либо внутреннего конфликта и тому подобное.
Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую – то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
Целевое – это общение, которое само по себе служит средством
удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в
общении.

 

























































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: