Осуществляется по 3-м разделам:
- различение речи, связанной с разными видами учебной деятельности;
- различение разговорно-обиходной речи;
- различение ритмико-интонационной структуры речи.
В связи с выделенными разделами используются различные единицы речи:
- различение текстов при восприятии диктантов на слух;
- различение предложений из диктантов, речи разговорно-обиходного характера, связанной с разными видами учебной деятельности;
- различение изолированных слов из разных видов речевой деятельности.
Содержание материала
- Различение на слух слов, звуков в слове, слогов в слове, мягких и твердых согласных.
- Отличие слов от предложений. Различение на слух предложений.
- Различение на слух предложений восклицательных, вопросительных и повествовательных.
- Различение на слух ударения в слове; ударных и безударных гласных в слове.
- Различение на слух слов с сочетаниями «жи-ши», «чу-щу».
Формирование грамматического строя речи
Основной целью сопровождения по этому разделу программы является коррекция недостатков усвоения программного материала.
|
|
Задачи:
- проверка правил усвоенных по грамматике и коррекция их неправильного или непрочного усвоения;
- включение дополнительных упражнений для овладения правилами; — включение диктантов, воспринятых на слух, как одной из форм учебной деятельности на уроках грамматики в гимназии.
Содержание материала
1четверть
-Знакомство с фонетическим составом слова: гласные, согласные; твердые, мягкие согласные звуки и буквы; различение их на слух.
- Слово. Членение слова на слоги, выделение слога-слияния, перенос слов, последовательность слогов в словах; различение их на слух.
2 четверть
- Предложение. Отличие предложения от слова. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
- Большая буква в именах собственных, в отчествах и фамилиях, в кличках животных, в названиях городов, рек, деревень.
- Различение предложений на слух.
3 четверть
- Знакомство с правописанием «жи-ши», «чу-щу»; различение их на слух.
- Определение места ударного слога в слове. Постановка ударения на слух в словах.
- Безударные гласные «а, о, и, е» в словах, подбор родственных слов, запоминание словарных слов.
- Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» «Что?» «Что делает?» «Какой?» «Какая?» «Какое?» «Какие?».
4 четверть
- Части речи: предлоги, их правописание.
- Предложение с точкой, вопросом, восклицанием. Различение их на слух.
- Повторение материала за год.
Развитие речи
Целью раздела является обогащение речевого запаса и совершенствование связной устной и письменной речи.
|
|
Задачи:
- выяснение понимания прочитанного;
- уточнение смысла и значения слов, предложений;
- совершенствование речевых умений;
- составление предложений и текста;
- работа над изложением речевого материала в устной и письменной форме.
Содержание материала
- Составление предложений из рассыпного (деформированного) текста.
- Составление предложений по картинке.
- Составление предложений по схеме типа: «Кто?» «Что делает?» «Какую» «Что» (Мальчик читает интересную книгу).
- Составление предложений по серии картинок.
- Составление рассказа по сюжетной картинке.
II класс
Обучение произношению
Ввиду того, что звуки речи в процессе продуцирования испытывают влияние рядом стоящих (предшествующих, последующих) звуков, а состояние слуха не позволяет учащимся самостоятельно добиваться членораздельности, приходится вновь возвращаться к тем звукам, которые осложняются дефектным произношением, особенно в слове. Часто изолированный звук носит четкий акустический профиль, а в слове членораздельность нарушается.
Содержание материала для Лизы А.
а) Продолжать работу над изменением силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и объема помещения.
б) Учить членить паузами речь на синтагмы.
в) Формировать умение произносить в окончаниях «ться», «тся», «как», «ца»; непроизносимые согласные в речи.
г) Продолжать работу над логическим ударением и выразительностью речи.
д) Продолжать работу над:
- мягкими согласными в речи
- звонкими согласными: б, д, р, л, ж, з.
г) Работа над слитностью звуков в речи.
Содержание материала для Кристины С.
а) Продолжать работу над выразительностью речи.
б) Совершенствовать навыки выразительной речи.
в) Автоматизировать умения делить паузами речь, выделять логические смысловые отрезки.
г) Совершенствовать умения в произношении непроизносимых согласных в слове «ться», «тся», «как», «ца».
д) Продолжать работу над автоматизацией звуков речи.
е) Формировать произношение звуков «р», «рь».
ж) Продолжать автоматизировать в речи произношение мягких звуков.