Развитие слухового восприятия речи

Осуществляется по 3-м разделам:

- различение речи, связанной с разными видами учебной деятельности;

- различение разговорно-обиходной речи;

- различение ритмико-интонационной структуры речи.

В связи с выделенными разделами используются различные единицы речи:

- различение текстов при восприятии диктантов на слух;

- различение предложений из диктантов, речи разговорно-обиходного характера, связанной с разными видами учебной деятельности;

- различение изолированных слов из разных видов речевой деятельности.

Содержание материала

- Различение на слух слов, звуков в слове, слогов в слове, мягких и твердых согласных.

- Отличие слов от предложений. Различение на слух предложений.

- Различение на слух предложений восклицательных, вопросительных и повествовательных.

- Различение на слух ударения в слове; ударных и безударных гласных в слове.

- Различение на слух слов с сочетаниями «жи-ши», «чу-щу».

Формирование грамматического строя речи

Основной целью сопровождения по этому разделу программы является коррекция недостатков усвоения программного материала.

Задачи:

- проверка правил усвоенных по грамматике и коррекция их неправильного или непрочного усвоения;

- включение дополнительных упражнений для овладения правилами; — включение диктантов, воспринятых на слух, как одной из форм учебной деятельности на уроках грамматики в гимназии.

Содержание материала

1четверть

-Знакомство с фонетическим составом слова: гласные, согласные; твердые, мягкие согласные звуки и буквы; различение их на слух.

- Слово. Членение слова на слоги, выделение слога-слияния, перенос слов, последовательность слогов в словах; различение их на слух.

2 четверть

- Предложение. Отличие предложения от слова. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

- Большая буква в именах собственных, в отчествах и фамилиях, в кличках животных, в названиях городов, рек, деревень.

- Различение предложений на слух.

3 четверть

- Знакомство с правописанием «жи-ши», «чу-щу»; различение их на слух.

- Определение места ударного слога в слове. Постановка ударения на слух в словах.

- Безударные гласные «а, о, и, е» в словах, подбор родственных слов, запоминание словарных слов.

- Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» «Что?» «Что делает?» «Какой?» «Какая?» «Какое?» «Какие?».

4 четверть

- Части речи: предлоги, их правописание.

- Предложение с точкой, вопросом, восклицанием. Различение их на слух.

- Повторение материала за год.

Развитие речи

Целью раздела является обогащение речевого запаса и совершенствование связной устной и письменной речи.

Задачи:

- выяснение понимания прочитанного;

- уточнение смысла и значения слов, предложений;

- совершенствование речевых умений;

- составление предложений и текста;

- работа над изложением речевого материала в устной и письменной форме.

Содержание материала

- Составление предложений из рассыпного (деформированного) текста.

- Составление предложений по картинке.

- Составление предложений по схеме типа: «Кто?» «Что делает?» «Какую» «Что» (Мальчик читает интересную книгу).

- Составление предложений по серии картинок.

- Составление рассказа по сюжетной картинке.

II класс

Обучение произношению

Ввиду того, что звуки речи в процессе продуцирования испытывают влияние рядом стоящих (предшествующих, последующих) звуков, а состояние слуха не позволяет учащимся самостоятельно добиваться членораздельности, приходится вновь возвращаться к тем звукам, которые осложняются дефектным произношением, особенно в слове. Часто изолированный звук носит четкий акустический профиль, а в слове членораздельность нарушается.

Содержание материала для Лизы А.

а) Продолжать работу над изменением силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и объема помещения.

б) Учить членить паузами речь на синтагмы.

в) Формировать умение произносить в окончаниях «ться», «тся», «как», «ца»; непроизносимые согласные в речи.

г) Продолжать работу над логическим ударением и выразительностью речи.

д) Продолжать работу над:

- мягкими согласными в речи

- звонкими согласными: б, д, р, л, ж, з.

г) Работа над слитностью звуков в речи.

Содержание материала для Кристины С.

а) Продолжать работу над выразительностью речи.

б) Совершенствовать навыки выразительной речи.

в) Автоматизировать умения делить паузами речь, выделять логические смысловые отрезки.

г) Совершенствовать умения в произношении непроизносимых согласных в слове «ться», «тся», «как», «ца».

д) Продолжать работу над автоматизацией звуков речи.

е) Формировать произношение звуков «р», «рь».

ж) Продолжать автоматизировать в речи произношение мягких звуков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: