ВВЕДЕНИЕ
Государственная власть в России действует на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В Конституции РФ 5 глава посвящена Федеральному Собранию (приложение 1). Согласно ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом нашего государства.
Согласно ст. 95 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:
1) самостоятельность – каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены, отсутствует подчиненность;
2) неодинаковая компетенция – к их ведению относятся, в основном, разные вопросы;
3) различен порядок формирования палат.
Совет Федерации выражает интересы субъектов Российской Федерации. Государственная Дума – признана представлять интересы населения страны в целом. Обе палаты организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Единственным совместным органом двух палат является согласительная комиссия, которая образуется палатами в случае возникновения разногласий при принятии закона.
|
|
В Совет Федерации в соответствии с ч.2 ст.95 Конституции России входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В настоящий момент в составе Российской Федерации 89 субъектов. Соответственно Совет Федерации должен состоять из 178 членов.
Членом Совета Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти[1].
Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов - 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ и 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками[2].
Право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки на выборах депутатов в Государственную Думу по одномандатному избирательному округу имеет каждый гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года, а также избиратели по месту работы, учёбы и жительства на территории данного избирательного округа.
|
|
Дума может быть распущена Президентом РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через месяц с момента её роспуска.
Палаты Федерального Собрания самостоятельно формируют свое руководство. Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы Федерального Собрания избираются на первом заседании каждой палаты тайным голосованием.
Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы ведут заседания палат, ведают внутренним распорядком их деятельности, координируют работу комитетов и комиссий палат, депутатов, решают другие вопросы. Они удостоверяют своей подписью подлинность правовых актов, которые принимают соответствующие палаты. Заместители Председателя каждой палаты помогают Председателю в его работе, по поручению Председателя ведут заседания палаты, в отсутствие Председателя осуществляют его полномочия.
В соответствии со ст. 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума из числа своих депутатов образуют постоянно действующие комитеты и комиссии, которые являются вспомогательными органами палат Федерального Собрания. Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат. Кроме того, комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам и способствуют реализации положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов (приложение 2), а комитеты Государственной Думы осуществляют функции контроля за реализацией законодательства и дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета (приложение 3).
Статус комитетов и комиссий палат Федерального Собрания регулируются Регламентом палат. В соответствии с Конституцией каждая из палат принимает свой регламент, т.е. свод процедурных правил, которые устанавливают порядок ведения заседания сессий, это своего рода внутренний закон парламента. В Федеральном Собрании РФ действуют два регламента: Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы.
ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
В связи с тем, что территория Федерации охватывает территорию ее субъектов, устанавливается особая процедура согласования территориальных изменений. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены лишь по их взаимному согласию, но с обязательным утверждением решения Советом Федерации[3].
Территория России может быть изменена в результате присоединения к ней иностранного государства или его части в статусе республики, края, области, автономного округа. Территория субъекта Федерации может быть изменена в связи с образованием нового субъекта в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов. Эта процедура урегулирована Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г.
Такой порядок изменения границ между субъектами Федерации является гарантией целостности государственной территории России.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации.
|
|
Вопрос об изменении границ между субъектами Российской Федерации рассматривается Советом Федерации по взаимному согласию субъектов Российской Федерации, границы между которыми предполагается изменить. Такая конструкция обусловлена тем, что вопрос о границах может выйти за рамки интересов договаривающихся субъектов РФ и затронуть интересы самой Федерации или других ее субъектов.
Вопрос об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации рассматривается на заседании Совета Федерации после принятия Комитетом Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике соответствующего заключения. Решение об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. В случае неутверждения изменения границ между субъектами Российской Федерации по инициативе Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Совет Федерации может принять решение о проведении консультаций по рассматриваемому вопросу с последующим внесением его на заседание Совета Федерации.[4] Совет Федерации может повторно рассмотреть вопрос об изменении границ между субъектами Российской Федерации.[5]
Утверждение изменения границ оформляется постановлением Совета Федерации, которое в недельный срок направляется в законодательные и исполнительные органы субъектов Федерации, а также в федеральные органы исполнительной власти для исполнения.
Соответствующие постановления Совет Федерации принимал дважды: в 1994 году были утверждены изменения границ между Ивановской и Нижегородской и между Костромской и Вологодской областями.