Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 года




В главе 9 Конституции регулируются порядок ее текстуального изменения, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей. Обозначенной части Конституции РФ свойственна рефлексивность, в некотором смысле это глава Конституции о самой Конституции, т.е. о том, каким образом возможно ее текстуальное изменение[9]. Обоснованно задать вопрос, все ли аспекты процесса пересмотра Конституции и внесения поправок она освещает и какие проблемы могут возникнуть при реализации норм, регламентирующих процесс ее пересмотра и внесения в нее изменений и поправок?

В Конституции Российской Федерации в главе 9 употребляется несколько понятий, призванных обозначить различные способы текстуального изменения Основного закона: «конституционные поправки», «пересмотр Конституции» и «изменения в статью 65 Конституции РФ». Первые категориальные обозначения содержатся в самом наименовании главы 9 основного закона «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Данное наименование позволяет говорить о различении двух способов текстуального изменения Конституции. Оба эти способа должны рассматриваться как самостоятельные, объем одного не должен поглощать объем другого.

Первая статья главы 9 - статья 134 перечисляет субъекты, обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Основного закона. Следует подчеркнуть, что в их число входят не только органы государственной власти (Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы субъектов РФ), но и группы депутатов обеих палат Федерального Собрания.

В период временного исполнения обязанностей Президента Председателем Правительства последний не вправе выступать с предложениями о поправках и пересмотре положений Конституции (часть 3 статьи 92), хотя Правительство (а, значит, и действующий от его имени Председатель Правительства) и упомянуто в перечне субъектов, обладающих такими полномочиями. По всей видимости, законодатель связал это с особым статусом Президента как лица, избираемого всем населением, и с тем, что пересмотр Конституции может повлечь серьезные изменения в государственном устройстве страны.

Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов (например, постановлений Государственной Думы и т.д.). Конституционная инициатива групп депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания оформляется в виде законопроекта или предложения о конституционном пересмотре, которые подписываются не менее чем одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.




Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены в соответствии с требованиями, которые установлены Регламентами соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Так, например, в Государственной Думе необходимыми условиями внесения законопроекта являются: представление текста законопроекта; обоснование необходимости его принятия; перечень законов и иных нормативных актов, отмены, изменения или дополнения которых, потребует принятие данного законопроекта; финансово-экономическое обоснование, если реализация законопроекта потребует дополнительных материальных затрат (статья 96 Регламента Государственной Думы).

Часть 1 статьи 135 Конституции Российской Федерации устанавливает в отношении пересмотра положений Конституции следующее правило: «Положение глав 1, 2, 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием» [10].

Необходимо здесь учесть, что вопрос о поправках к главам 1,2, 9 Конституции РФ не может быть поднят, поскольку подобная возможность не установлена Конституцией РФ. Но есть часть 2 статьи 135 Конституции РФ, допускающая рассмотрение вопроса об изменении глав 1, 2, 9 Конституции РФ, внесенного в качестве пересмотра положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ. В этом значении термин «пересмотр положений Конституции» выступает самостоятельно, имеет право на существование в конституционном тексте.

Рассмотрим вопрос о соотношении таких понятий, как «пересмотр Конституции», обозначенного в наименовании главы 9, и «пересмотр положений Конституции», содержащегося в статьях 134, 135 основного закона. Термин «пересмотр Конституции» является общим и в его объем помимо понятия «пересмотр положений Конституции» входят и другие понятия того же вида, обозначенные в главе 9 основного закона РФ. Речь идет о таком способе обновления текста, как принятие новой Конституции. Оно имеет место в случае существенных изменений характера общественных отношений, когда действующий основной закон не отвечает требованиям сложившихся обстоятельств по принципиальным вопросам государственной организации власти в стране.



В соответствии с частью 2 статьи 135 Конституции РФ возможность принятия нового основного закона возникает с момента поддержания 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы предложения о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ, после чего в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. положение об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы здесь следует понимать как предусматривающее голосование раздельно по палатам и определение его результатов соответственно численности каждой палаты, установленной части 2, 3 статьи 95 Конституции РФ[11].

На сегодняшний день федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании еще не принят. Но, представляется, что в нем должны быть определены состав, статус, полномочия, порядок формирования и деятельности данного органа. В самом общем виде функции Конституционного Собрания зафиксированы в части 3 статьи 135: оно «либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование».

Возникает вопрос: зачем разрабатывать проект новой Конституции, если достаточно внести изменения в статьи, требующие новой редакции? Сколь весома незыблемость действующей Конституции, если она может быть заменена новой только из-за одной фразы, которая, вероятно, улучшит качество старой? Внесение поправок в главу 9, в соответствии с процедурой, закрепленной в основной законе, приведет к принятию новой Конституции.

Возможно, Конституционное Собрание должно быть тем органом, который был бы вправе вносить поправки в главы 1,2,9 Основного закона. Полагаем, что отсутствие норм, закрепляющих конституционно-правовой статус данного органа в самом Основном законе, является значительным упущением при разработке Конституции России.

Статья 136 Конституции Российской Федерации определяет процессуальные вопросы, связанные с принятием поправок к Конституции, а также определяет пределы поправок к Конституции - поправки могут быть приняты исключительно в отношении глав 3-8 Конституции РФ. Данная статья закрепила положение о том, что конституционные поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Эта четко и однозначно установленная процедура, как ни странно, стала камнем преткновения на пути изменения Конституции. Совершенно очевидно, что конституционная норма «поправка принимается в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона», вовсе не означает принятие федерального конституционного закона как такового. «Для принятия» это не «посредством принятия»[12].

Государственная Дума, обнаружив неопределенность в понимании данной статьи, обратилась в Конституционный Суд РФ за ее толкованием. В своем Постановлении от 31 октября 1995 г. Конституционный Суд указал, что поправки в смысле статьи 136 Конституции принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправках к ее Конституции[13].

Вся эта процедура в соответствии с федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституцию Российской Федерации», достаточна сложна и растягивается более чем на год, что не позволяет быстро реагировать на изменения в общественно-политической жизни страны. Зато побуждает тщательнее подходить к проблеме поправок к Конституции и начинать процедуру их внесения только при реальной необходимости. Кроме этого, в принятии поправок участвуют как центральные законодательные органы, так и органы субъектов Федерации: это соответствует международной практике и не нарушает принцип федерализма.

Еще одна модель внесения поправок - это изменения, вносимые в статью 65, посвященную составу субъектов Федерации. Они могут касаться образования нового субъекта в составе РФ, изменения конституционно-правового статуса субъекта и принятия нового субъекта в состав Российской Федерации. В соответствии с юридической природой, вносимые в данную статью изменения не устанавливают новых положений в федеративном устройстве, речь идет лишь о корректировке количества субъектов, их статусе. Поэтому изменения статьи 65 не нуждаются в особой процедуре оформления, регулируются федеральным конституционным законом.

Следует отметить, что с момента принятия Конституции 1993 г. часть 1 статьи 65 претерпела определенные преобразования, в частности, изменили свои наименования Республика Северная Осетия, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия. В связи с этим текст статьи был уточнен в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ[14], где сказано, что изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа подлежит включению в статью 65 Конституции РФ указом Президента РФ. На данном примере мы видим, что толкование положений Конституции РФ является средством восполнения пробелов, содержащихся в ней.

В соответствии с частью 1 статьи 137 основного закона Российской Федерации изменения в статью 65, «определяющую состав Российской Федерации», вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 2 федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта»: 1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральным конституционным законом, а также федеральным конституционным законом о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. 2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта».

В современных условиях преобразование Основного закона без вторжения в ее текст объясняется необходимостью обеспечения политической и экономической стабильности в обществе, упрочения конституционного строя и реализации демократического потенциала Конституции. Юридически этому способствует и «жесткость» Основного закона, усложненность процедуры его пересмотра и внесения в него поправок.

Необходимо отметить, что важнейшую роль в восполнении пробелов в Конституции выполняет толкование текста Основного закона Конституционным Судом, то есть толкование официальное, общеобязательное, обладающее высшей юридической силой для всех субъектов применения права, и издание актов, конкретизирующих конституционные нормы и одновременно устраняющих неясности в тексте Конституции.

Тема 1.3. Основы конституционного строя





Дата добавления: 2014-09-04; просмотров: 2201; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10291 - | 7258 - или читать все...

Читайте также:

  1. B) последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору»
  2. I. Изменения капитала
  3. V Непараметрическая процедура
  4. V Параметрическая процедура
  5. VIII съезд Советов. Принятие новой Конституции СССР
  6. XVIII век. XVIII век в России принес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию
  7. А) Обучающийся должен знать, что. - Ангина - общее острое полиэтиологичное инфекционное заболевание, при котором местные воспалительные изменения наиболее выражены в лимфоидной ткани
  8. Административные правонарушения, связанные с уклонением от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах
  9. Алгоритм введения и изменения заряда точки привязки
  10. Анализ выпуска продукции с учетом изменения ее трудоемкости
  11. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТАТЕЙ БАЛАНСА
  12. Анализ причины изменения собственных оборотных средств


 

18.206.48.142 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.