Разгосударствление и приватизация

Разгосударствление - преобразование государственных предп­риятий и организаций в хо­зяйственные товарищества и общества, другие предприятия и орга­низации, не находящиеся в публичной собственности.

Приватизация - приобретение у государства физическими ли­цами и негосударственными юридическими лицами объектов публич­ной собственности или акций государственных акционерных об­ществ.

Основными принципами разгосударствления и приватизации яв­ляются:

определение форм разгосударствления и приватизации с уче­том интересов трудового коллектива;

сочетание возмездного и безвозмездного характера передачи собственности при разгосударствлении и приватизации;

равенство прав граждан на получение доли собственности, подлежащей безвозмездной и возмездной приватизации;

обеспечение социальной защищенности всех граждан в услови­ях разгосударствления и приватизации;

гласность, государственный и общественный контроль за реа­лизацией мероприятий по разгосударствлению и приватизации;

соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Разгосударствлению и приватизации подлежат (полностью или частично) объекты публичной собственности Республики Узбе­кистан.

Не подлежат разгосударствлению и приватизации следующие объекты: земля, за исключением случаев, предусмотренных законо­дательством, ее недра, внутренние воды, воздушный бассейн, рас­тительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности.

Перечень видов и групп предприятий и имущества, не под­лежащих разгосударствлению, приватизации и выкупу, а также пе­речень объектов и предприятий, разгосударствление и приватиза­ция которых осуществляется по решению Кабинета Министров Респуб­лики Узбекистан, устанавливаются Олий Мажлисом.

При осуществлении разгосударствления и приватизации субъ­ектами, приобретающими публичную собственность, могут быть:

граждане Республики Узбекистан, других государств, лица без гражданства;

негосударственные юридические лица;

иностранные юридические лица и граждане.

Не могут приобретать объекты разгосударствления и привати­зации, участвовать в конкурсах и аукционах в качестве покупате­лей, приобретать акции приватизируемых предприятий, за исключе­нием открытых акционерных обществ, лица, которым запрещено за­ниматься предпринимательской деятельностью.

Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан могут осуществляться в формах:

преобразования государственного предприятия в хозяйственное товарищество или общество;

продажи государственного имущества негосударственным юридическим лицам и физическим лицам по конкурсу и на аукционе, а также в других формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.

Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекис­тан проводятся с соблюдением следующих условий:

физические и юридические лица других государств приобретают объекты разгосударствления и приватизации, их акции в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом;

физические и юридические лица других республик и иностранных государств приобретают объекты разгосударствления и приватизации, их акции по квотам, устанавливаемым Кабинетом министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом.

Правом принимать решения о разгосударствлении и прива­тизации объектов республиканской собственности Республики Узбе­кистан наделяются Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные им органы государственного управления.

Правом принимать решения о разгосударствлении и приватиза­ции объектов муниципальной собственности наделяются местные ор­ганы власти и управления.

Органы, наделенные правом принимать указанные решения, именуются в дальнейшем "распорядителями объектов публичной собственности".

Разделение публичной собственности Республики Узбекистан на республиканскую собственность и собственность административ­но-территориальных образований (муниципальная собственность) осуществляется Олий Мажлисом Республики Узбекистан по предложе­нию Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Право выступать с инициативой проведения разгосударс­твления и приватизации предприятия имеют граждане, негосударс­твенные юридические лица Республики Узбекистан и юридические лица других государств, трудовой коллектив, распорядитель объ­ектов публичной собственности.

Заявка подается распорядителю объектов публичной собственности в порядке, установленном законодательством.

Решение о проведении разгосударствления, приватизации или об отказе в них принимается распорядителем объектов публич­ной собственности в течение десяти дней с момента поступления заявки и в письменной форме доводится до заявителя и трудового коллектива разгосударствляемого или приватизируемого предприя­тия.

Решение о преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество принимается Госкомимуществом Республики Узбекистан или его территориальным органом.

Отказ в разгосударствлении или приватизации может пос­ледовать в случаях:

если предприятие входит в перечень не подлежащих разгосу­дарствлению и приватизации предприятий;

если не учитываются особенности разгосударствления и при­ватизации, предусмотренные для данного вида предприятий.

Распорядитель объектов публичной собственности наряду с обоснованием отказа должен указать условия и сроки, при которых разгосударствление или приватизация могут быть осуществлены.

Подготовка предприятия к разгосударствлению и привати­зации включает определение состава имущества, подлежащего раз­государствлению и приватизации, инвентаризацию его производс­твенных и непроизводственных фондов, оценку активов и пассивов, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе, реше­ние других вопросов, в том числе с учетом требований антимоно­польного законодательства.

После принятия решения о разгосударствлении или прива­тизации предприятия-распорядители объектов публичной собствен­ности создают комиссии, которые организуют всю необходимую ра­боту. В состав комиссии включаются представители распорядителей объектов публичной собственности, администрации, трудового кол­лектива предприятия, общественных организаций, финансового ор­гана, банка, местного Совета народных депутатов, другие специа­листы.

Комиссия по разгосударствлению может формировать группы экспертов по отдельным направлениям работы, привлекать консуль­тативные, аудиторские и другие организации с оплатой за счет средств разгосударствляемого или приватизируемого предприятия.

Комиссия совместно с администрацией предприятия готовит по установленной форме необходимую информацию о разгосударствляе­мом или приватизируемом предприятии для субъектов, участвующих в разгосударствлении или приватизации, а также для обществен­ности.

При преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество руководитель предприятия создает рабочую комиссию для подготовки документов по разгосударствлению и при­ватизации. Комиссия в месячный срок разрабатывает и представля­ет распорядителю объекта публичной собственности необходимые документы. Перечень необходимых документов устанавливается Ка­бинетом Министров.

Комиссия разрабатывает и представляет на утверждение распорядителю объектов публичной собственности план мероприятий по разгосударствлению или приватизации предприятия, который включает:

сроки проведения разгосударствления или приватизации;

стоимость объекта;

проект реорганизации предприятия, предусматривающий сохра­нение в случае необходимости существующего порядка и условий использования объектов производственной и социальной инфраст­руктур;

рекомендуемую форму и сроки расчетов;

возможность предоставления льгот, в том числе безвозмезд­ную передачу части разгосударствляемого или приватизируемого имущества, в порядке, установленном законодательством.

В план разгосударствления или приватизации могут быть включены и другие вопросы.

Цена продажи объекта разгосударствления и приватизации устанавливается распорядителем объектов публичной собственнос­ти. Она базируется на стоимости объекта на дату разгосударс­твления и приватизации и должна учитывать реально складывающие­ся цены на момент разгосударствления и приватизации.

Первоначальная оценка стоимости объекта публичной собс­твенности производится в порядке, определяемом Кабинетом Ми­нистров Республики Узбекистан.

Арендатор с согласия распорядителя объектов публичной собственности может выкупить (полностью или частично) арендо­ванное им имущество.

Порядок преобразования государственного предприятия в хозяйственное общество или товарищество определяется законода­тельством Республики Узбекистан.

В качестве учредителей хозяйственных обществ и товари­ществ, а также держателей акций (долей, паев) могут выступать:

члены трудового коллектива, другие граждане Республики Уз­бекистан, иностранные граждане и лица без гражданства;

юридические лица Республики Узбекистан и других госу­дарств;

республиканские и местные органы государственного управле­ния в лице Госкомимущества Республики Узбекистан или его терри­ториальных органов.

Объекты публичной собственности могут продаваться по конкурсу.

Условия, порядок и сроки проведения конкурса определя­ются конкурсной комиссией, назначаемой соответствующим распоря­дителем объектов публичной собственности.

Решение о внесении на аукционную продажу предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации, принимает распо­рядитель объектов публичной собственности.

Для проведения аукционной продажи объектов разгосударс­твления и приватизации распорядители объектов публичной собс­твенности создают аукционные службы, действующие в соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбе­кистан.

Объект, который не приобретен покупателями, остается в республиканской или муниципальной собственности. В этих случаях распорядитель объекта собственности может принять решение о ликвидации предприятия с распродажей его имущества по частям.

Распорядитель объектов публичной собственности при пе­редаче имущества новому собственнику выдает ему ордер, удосто­веряющий право собственности. Форма ордера, размер государс­твенной пошлины и порядок ее уплаты устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

При выкупе государственных предприятий в рассрочку ор­дер, удостоверяющий право собственности, выдается после внесе­ния первого выкупного взноса. До выплаты полной стоимости предприятия распорядителем объектов публичной собственности мо­гут устанавливаться ограничения права распоряжения имуществом, включая запрещение продажи или безвозмездной передачи этого имущества без согласия распорядителя объектов публичной собс­твенности.

Источниками средств для приобретения имущества являют­ся:

личные средства физических лиц, собственные средства него­сударственных юридических лиц, кредиты, другие финансовые средства, приобретенные способами, не противоречащими законода­тельству Республики Узбекистан.

Члены трудового коллектива государственного предприя­тия, подлежащего разгосударствлению и приватизации, могут осу­ществлять выкуп за счет следующих источников:

части чистой прибыли, являющейся собственностью членов трудового коллектива;

амортизационных отчислений и выручки от реализации иму­щества, используемого на государственном предприятии и находя­щегося в собственности членов трудового коллектива;

кредитов банка и других заемных средств;

личных средств членов трудового коллектива;

иных средств, не являющихся собственностью государства.

В качестве источников приобретения государственного имущества не могут использоваться средства, выделенные из госу­дарственного бюджета.

Средства, полученные от разгосударствления и приватиза­ции, являются публичной собственностью Республики Узбекистан и местных Советов народных депутатов.

Доходы от разгосударствления и приватизации накаплива­ются в специальных фондах разгосударствления и приватизации. Порядок образования и использования фондов разгосударствления и приватизации определяется Кабинетом Министров Республики Узбе­кистан.

При разгосударствлении и приватизации между распоряди­телем объектов публичной собственности и новым собственником может заключаться соглашение о взаимных обязательствах и усло­виях деятельности разгосударствляемого или приватизируемого объекта на определенный период, включая:

сохранение на определенный период профиля предприятия, объемов производства;

сохранение или изменение числа рабочих мест;

поставку продукции определенным потребителям;

осуществление мероприятий по улучшению условий труда рабо­тающих, экологической безопасности и защите окружающей среды;

содержание объектов социально-бытового назначения, сохра­нение условий их функционирования;

особенности социально-бытового обеспечения работников;

другие обязательства.

Условия соглашения определяются в период подготовки предприятия к разгосударствлению и приватизации и сообщаются субъектам разгосударствления и приватизации вместе с объявлени­ем цены продажи.

При разгосударствлении и приватизации государственных предприятий ветеранам труда, лицам, ушедшим на пенсию с данного предприятия, и членам трудового коллектива, проработавшим на нем не менее 10 лет, акции и другое имущество могут продаваться в рассрочку.

При выкупе имущества государственных предприятий члены трудового коллектива, созданные ими хозяйственные общества и товарищества при прочих равных условиях имеют приоритет по сравнению с другими гражданами и юридическими лицами, а гражда­не Республики Узбекистан - по сравнению с другими покупателями.

При выкупе имущества государственного предприятия его тру­довым коллективом в цену продажи объекта не включается стои­мость объектов социальной инфраструктуры и охраны окружающей среды, находящихся на балансе предприятия.

Преобразованным в результате разгосударствления и при­ватизации предприятиям могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Членам трудовых коллективов разгосударствляемых и при­ватизируемых предприятий предоставляются следующие гарантии:

в период осуществления разгосударствления и приватизации администрация предприятия обязана соблюдать все положения зак­люченного ранее коллективного договора;

в течение шести месяцев с момента перехода права собствен­ности к новому владельцу между ним и трудовым коллективом предприятия заключается новый коллективный договор.

Трудоустройство высвобождаемых работников осуществляет­ся в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о труде и занятости.

Распорядители объектов публичной собственности совместно с общественностью и с органами государственной власти и управле­ния обеспечивают государственный и общественный контроль за процессами разгосударствления и приватизации, включая контроль за происхождением используемых при разгосударствлении и прива­тизации денежных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Разрешение споров по вопросам, связанным с разгосударс­твлением и приватизацией, осуществляется в судебном порядке.

 

 

Заключение

В заключении остается суммировать все выше сказанное. Во-первых, право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право. Сущность права собственности проявляется в том, что собственник может пользоваться своим имуществом в своих интересах по своему усмотрению для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законодательством.

Во-вторых, публичная собственность - есть государственная собственность, которая состоит из республиканской собственности и собственности административно-территориальных образований (муниципальная собственность)

В-третьих, в республиканской собственности находятся земля, недра, вода, воздушное пространство, растительный и животный мир и другие природные ресурсы, имущество республиканских органов государственной власти и управления, культурные и исторические ценности государственного значения, средства республиканского бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды, а также могут находиться предприятия и иные имущественные комплексы, учебные, научные, научно-исследовательские учреждения и организации, результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы или приобретены за счет бюджетных или иных средств государства, другое имущество. В муниципальной собственности находятся имущество местных органов государственной власти, средства местного бюджета, муниципальный жилищный фонд и коммунальное хозяйство, предприятия и иные имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения, а также другое имущество.

В-четвертых, национализация представляет собой возмездный переход права собственности на национализируемое имущество, принадлежащее гражданам и юридическим лицам, к государству в соответствии с законом.

В-пятых, разгосударствление - преобразование государственных предп­риятий и организаций в хо­зяйственные товарищества и общества, другие предприятия и орга­низации, не находящиеся в публичной собственности.

Приватизация - приобретение у государства физическими ли­цами и негосударственными юридическими лицами объектов публич­ной собственности или акций государственных акционерных об­ществ.

Гражданский Кодекс Республики Узбекистан целиком определяет все стороны права собственности: от приобретения до прекращения права собственности.

Право собственности создает фундамент правового обеспечения проводимой в стране реконструкции экономической системы. Отношения собственности представляют собой правовую основу экономических отношений в период социально-экономических изменений и перехода к использованию рыночных отношений в нашей стране.

 

Список использованной литературы:

1. Конституция Республики Узбекистан. Т.: «Узбекистан» 2003 г.                     

2. Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.

3. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Узбекистан. (1 книга).под. ред. Рахмонкулова Х.А. Т.: «Адолат» 1997 г.           

4. Ю.К.Толстой, Сергеев А.П. Гражданское право. Санкт-Петербург., 1996г. «Таис» 1996г.(в трех томах)

5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 1992г. «О мерах по организации разгосударствления и приватизации предприятий и организаций местной промышленности, бытового обслуживания населения, государственной торговли и общественного питания»

6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 1992г. «Порядок разделения государственной собственности Республики на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальную собственность)».

7. Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон «О собственности» от 7 мая 1993г.

8. Закон Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации» от 19.11.1991г.

9. Закон Республики Узбекистан «О государственном земельном кадастре» от 28 августа 1998г. №666-1

10. Закон Республики Узбекистан «О недрах» от 23 сентября 1994г.

11. Закон Республики Узбекистан «О соглашениях о разделе продукции» от 07.12.2001г. №312-II

12. Положение «О порядке выявления, учета и обращения в государственную собственность бесхозяйных жилых помещений», утвержденное Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан 21.01.2006г.

13. Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» от 2 сентября 1993г. №913-XII

14. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О реализации объектов муниципальной собственности хокимията города Ташкента» от 9 августа 2002г. №287


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: