Разгосударствление - преобразование государственных предприятий и организаций в хозяйственные товарищества и общества, другие предприятия и организации, не находящиеся в публичной собственности.
Приватизация - приобретение у государства физическими лицами и негосударственными юридическими лицами объектов публичной собственности или акций государственных акционерных обществ.
Основными принципами разгосударствления и приватизации являются:
определение форм разгосударствления и приватизации с учетом интересов трудового коллектива;
сочетание возмездного и безвозмездного характера передачи собственности при разгосударствлении и приватизации;
равенство прав граждан на получение доли собственности, подлежащей безвозмездной и возмездной приватизации;
обеспечение социальной защищенности всех граждан в условиях разгосударствления и приватизации;
гласность, государственный и общественный контроль за реализацией мероприятий по разгосударствлению и приватизации;
|
|
соблюдение требований антимонопольного законодательства.
Разгосударствлению и приватизации подлежат (полностью или частично) объекты публичной собственности Республики Узбекистан.
Не подлежат разгосударствлению и приватизации следующие объекты: земля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, ее недра, внутренние воды, воздушный бассейн, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности.
Перечень видов и групп предприятий и имущества, не подлежащих разгосударствлению, приватизации и выкупу, а также перечень объектов и предприятий, разгосударствление и приватизация которых осуществляется по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан, устанавливаются Олий Мажлисом.
При осуществлении разгосударствления и приватизации субъектами, приобретающими публичную собственность, могут быть:
граждане Республики Узбекистан, других государств, лица без гражданства;
негосударственные юридические лица;
иностранные юридические лица и граждане.
Не могут приобретать объекты разгосударствления и приватизации, участвовать в конкурсах и аукционах в качестве покупателей, приобретать акции приватизируемых предприятий, за исключением открытых акционерных обществ, лица, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.
Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан могут осуществляться в формах:
преобразования государственного предприятия в хозяйственное товарищество или общество;
продажи государственного имущества негосударственным юридическим лицам и физическим лицам по конкурсу и на аукционе, а также в других формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.
|
|
Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан проводятся с соблюдением следующих условий:
физические и юридические лица других государств приобретают объекты разгосударствления и приватизации, их акции в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом;
физические и юридические лица других республик и иностранных государств приобретают объекты разгосударствления и приватизации, их акции по квотам, устанавливаемым Кабинетом министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом.
Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности Республики Узбекистан наделяются Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные им органы государственного управления.
Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов муниципальной собственности наделяются местные органы власти и управления.
Органы, наделенные правом принимать указанные решения, именуются в дальнейшем "распорядителями объектов публичной собственности".
Разделение публичной собственности Республики Узбекистан на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальная собственность) осуществляется Олий Мажлисом Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Право выступать с инициативой проведения разгосударствления и приватизации предприятия имеют граждане, негосударственные юридические лица Республики Узбекистан и юридические лица других государств, трудовой коллектив, распорядитель объектов публичной собственности.
Заявка подается распорядителю объектов публичной собственности в порядке, установленном законодательством.
Решение о проведении разгосударствления, приватизации или об отказе в них принимается распорядителем объектов публичной собственности в течение десяти дней с момента поступления заявки и в письменной форме доводится до заявителя и трудового коллектива разгосударствляемого или приватизируемого предприятия.
Решение о преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество принимается Госкомимуществом Республики Узбекистан или его территориальным органом.
Отказ в разгосударствлении или приватизации может последовать в случаях:
если предприятие входит в перечень не подлежащих разгосударствлению и приватизации предприятий;
если не учитываются особенности разгосударствления и приватизации, предусмотренные для данного вида предприятий.
Распорядитель объектов публичной собственности наряду с обоснованием отказа должен указать условия и сроки, при которых разгосударствление или приватизация могут быть осуществлены.
Подготовка предприятия к разгосударствлению и приватизации включает определение состава имущества, подлежащего разгосударствлению и приватизации, инвентаризацию его производственных и непроизводственных фондов, оценку активов и пассивов, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе, решение других вопросов, в том числе с учетом требований антимонопольного законодательства.
После принятия решения о разгосударствлении или приватизации предприятия-распорядители объектов публичной собственности создают комиссии, которые организуют всю необходимую работу. В состав комиссии включаются представители распорядителей объектов публичной собственности, администрации, трудового коллектива предприятия, общественных организаций, финансового органа, банка, местного Совета народных депутатов, другие специалисты.
|
|
Комиссия по разгосударствлению может формировать группы экспертов по отдельным направлениям работы, привлекать консультативные, аудиторские и другие организации с оплатой за счет средств разгосударствляемого или приватизируемого предприятия.
Комиссия совместно с администрацией предприятия готовит по установленной форме необходимую информацию о разгосударствляемом или приватизируемом предприятии для субъектов, участвующих в разгосударствлении или приватизации, а также для общественности.
При преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество руководитель предприятия создает рабочую комиссию для подготовки документов по разгосударствлению и приватизации. Комиссия в месячный срок разрабатывает и представляет распорядителю объекта публичной собственности необходимые документы. Перечень необходимых документов устанавливается Кабинетом Министров.
Комиссия разрабатывает и представляет на утверждение распорядителю объектов публичной собственности план мероприятий по разгосударствлению или приватизации предприятия, который включает:
сроки проведения разгосударствления или приватизации;
стоимость объекта;
проект реорганизации предприятия, предусматривающий сохранение в случае необходимости существующего порядка и условий использования объектов производственной и социальной инфраструктур;
рекомендуемую форму и сроки расчетов;
возможность предоставления льгот, в том числе безвозмездную передачу части разгосударствляемого или приватизируемого имущества, в порядке, установленном законодательством.
В план разгосударствления или приватизации могут быть включены и другие вопросы.
Цена продажи объекта разгосударствления и приватизации устанавливается распорядителем объектов публичной собственности. Она базируется на стоимости объекта на дату разгосударствления и приватизации и должна учитывать реально складывающиеся цены на момент разгосударствления и приватизации.
|
|
Первоначальная оценка стоимости объекта публичной собственности производится в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Арендатор с согласия распорядителя объектов публичной собственности может выкупить (полностью или частично) арендованное им имущество.
Порядок преобразования государственного предприятия в хозяйственное общество или товарищество определяется законодательством Республики Узбекистан.
В качестве учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также держателей акций (долей, паев) могут выступать:
члены трудового коллектива, другие граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства;
юридические лица Республики Узбекистан и других государств;
республиканские и местные органы государственного управления в лице Госкомимущества Республики Узбекистан или его территориальных органов.
Объекты публичной собственности могут продаваться по конкурсу.
Условия, порядок и сроки проведения конкурса определяются конкурсной комиссией, назначаемой соответствующим распорядителем объектов публичной собственности.
Решение о внесении на аукционную продажу предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации, принимает распорядитель объектов публичной собственности.
Для проведения аукционной продажи объектов разгосударствления и приватизации распорядители объектов публичной собственности создают аукционные службы, действующие в соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Объект, который не приобретен покупателями, остается в республиканской или муниципальной собственности. В этих случаях распорядитель объекта собственности может принять решение о ликвидации предприятия с распродажей его имущества по частям.
Распорядитель объектов публичной собственности при передаче имущества новому собственнику выдает ему ордер, удостоверяющий право собственности. Форма ордера, размер государственной пошлины и порядок ее уплаты устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
При выкупе государственных предприятий в рассрочку ордер, удостоверяющий право собственности, выдается после внесения первого выкупного взноса. До выплаты полной стоимости предприятия распорядителем объектов публичной собственности могут устанавливаться ограничения права распоряжения имуществом, включая запрещение продажи или безвозмездной передачи этого имущества без согласия распорядителя объектов публичной собственности.
Источниками средств для приобретения имущества являются:
личные средства физических лиц, собственные средства негосударственных юридических лиц, кредиты, другие финансовые средства, приобретенные способами, не противоречащими законодательству Республики Узбекистан.
Члены трудового коллектива государственного предприятия, подлежащего разгосударствлению и приватизации, могут осуществлять выкуп за счет следующих источников:
части чистой прибыли, являющейся собственностью членов трудового коллектива;
амортизационных отчислений и выручки от реализации имущества, используемого на государственном предприятии и находящегося в собственности членов трудового коллектива;
кредитов банка и других заемных средств;
личных средств членов трудового коллектива;
иных средств, не являющихся собственностью государства.
В качестве источников приобретения государственного имущества не могут использоваться средства, выделенные из государственного бюджета.
Средства, полученные от разгосударствления и приватизации, являются публичной собственностью Республики Узбекистан и местных Советов народных депутатов.
Доходы от разгосударствления и приватизации накапливаются в специальных фондах разгосударствления и приватизации. Порядок образования и использования фондов разгосударствления и приватизации определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
При разгосударствлении и приватизации между распорядителем объектов публичной собственности и новым собственником может заключаться соглашение о взаимных обязательствах и условиях деятельности разгосударствляемого или приватизируемого объекта на определенный период, включая:
сохранение на определенный период профиля предприятия, объемов производства;
сохранение или изменение числа рабочих мест;
поставку продукции определенным потребителям;
осуществление мероприятий по улучшению условий труда работающих, экологической безопасности и защите окружающей среды;
содержание объектов социально-бытового назначения, сохранение условий их функционирования;
особенности социально-бытового обеспечения работников;
другие обязательства.
Условия соглашения определяются в период подготовки предприятия к разгосударствлению и приватизации и сообщаются субъектам разгосударствления и приватизации вместе с объявлением цены продажи.
При разгосударствлении и приватизации государственных предприятий ветеранам труда, лицам, ушедшим на пенсию с данного предприятия, и членам трудового коллектива, проработавшим на нем не менее 10 лет, акции и другое имущество могут продаваться в рассрочку.
При выкупе имущества государственных предприятий члены трудового коллектива, созданные ими хозяйственные общества и товарищества при прочих равных условиях имеют приоритет по сравнению с другими гражданами и юридическими лицами, а граждане Республики Узбекистан - по сравнению с другими покупателями.
При выкупе имущества государственного предприятия его трудовым коллективом в цену продажи объекта не включается стоимость объектов социальной инфраструктуры и охраны окружающей среды, находящихся на балансе предприятия.
Преобразованным в результате разгосударствления и приватизации предприятиям могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Членам трудовых коллективов разгосударствляемых и приватизируемых предприятий предоставляются следующие гарантии:
в период осуществления разгосударствления и приватизации администрация предприятия обязана соблюдать все положения заключенного ранее коллективного договора;
в течение шести месяцев с момента перехода права собственности к новому владельцу между ним и трудовым коллективом предприятия заключается новый коллективный договор.
Трудоустройство высвобождаемых работников осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о труде и занятости.
Распорядители объектов публичной собственности совместно с общественностью и с органами государственной власти и управления обеспечивают государственный и общественный контроль за процессами разгосударствления и приватизации, включая контроль за происхождением используемых при разгосударствлении и приватизации денежных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Разрешение споров по вопросам, связанным с разгосударствлением и приватизацией, осуществляется в судебном порядке.
Заключение
В заключении остается суммировать все выше сказанное. Во-первых, право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право. Сущность права собственности проявляется в том, что собственник может пользоваться своим имуществом в своих интересах по своему усмотрению для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законодательством.
Во-вторых, публичная собственность - есть государственная собственность, которая состоит из республиканской собственности и собственности административно-территориальных образований (муниципальная собственность)
В-третьих, в республиканской собственности находятся земля, недра, вода, воздушное пространство, растительный и животный мир и другие природные ресурсы, имущество республиканских органов государственной власти и управления, культурные и исторические ценности государственного значения, средства республиканского бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды, а также могут находиться предприятия и иные имущественные комплексы, учебные, научные, научно-исследовательские учреждения и организации, результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы или приобретены за счет бюджетных или иных средств государства, другое имущество. В муниципальной собственности находятся имущество местных органов государственной власти, средства местного бюджета, муниципальный жилищный фонд и коммунальное хозяйство, предприятия и иные имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения, а также другое имущество.
В-четвертых, национализация представляет собой возмездный переход права собственности на национализируемое имущество, принадлежащее гражданам и юридическим лицам, к государству в соответствии с законом.
В-пятых, разгосударствление - преобразование государственных предприятий и организаций в хозяйственные товарищества и общества, другие предприятия и организации, не находящиеся в публичной собственности.
Приватизация - приобретение у государства физическими лицами и негосударственными юридическими лицами объектов публичной собственности или акций государственных акционерных обществ.
Гражданский Кодекс Республики Узбекистан целиком определяет все стороны права собственности: от приобретения до прекращения права собственности.
Право собственности создает фундамент правового обеспечения проводимой в стране реконструкции экономической системы. Отношения собственности представляют собой правовую основу экономических отношений в период социально-экономических изменений и перехода к использованию рыночных отношений в нашей стране.
Список использованной литературы:
1. Конституция Республики Узбекистан. Т.: «Узбекистан» 2003 г.
2. Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.
3. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Узбекистан. (1 книга).под. ред. Рахмонкулова Х.А. Т.: «Адолат» 1997 г.
4. Ю.К.Толстой, Сергеев А.П. Гражданское право. Санкт-Петербург., 1996г. «Таис» 1996г.(в трех томах)
5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 1992г. «О мерах по организации разгосударствления и приватизации предприятий и организаций местной промышленности, бытового обслуживания населения, государственной торговли и общественного питания»
6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 1992г. «Порядок разделения государственной собственности Республики на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальную собственность)».
7. Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон «О собственности» от 7 мая 1993г.
8. Закон Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации» от 19.11.1991г.
9. Закон Республики Узбекистан «О государственном земельном кадастре» от 28 августа 1998г. №666-1
10. Закон Республики Узбекистан «О недрах» от 23 сентября 1994г.
11. Закон Республики Узбекистан «О соглашениях о разделе продукции» от 07.12.2001г. №312-II
12. Положение «О порядке выявления, учета и обращения в государственную собственность бесхозяйных жилых помещений», утвержденное Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан 21.01.2006г.
13. Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» от 2 сентября 1993г. №913-XII
14. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О реализации объектов муниципальной собственности хокимията города Ташкента» от 9 августа 2002г. №287