Глава II. Личность экскурсовода

 

Человек как гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Каждая личность имеет свои особенности. Таких особенностей три:

1. Устойчивость свойств личности.

2. Единство личности как единство определенных свойств и качеств.

3. Активность личности, которая находит отражение в многосторонней деятельности.

Моральные требования к личности — соблюдение общих принципов и норм поведения, следование определенным идеалам.

Основные черты личности: разумность — способность совершать разумные, осмысленные действия; ответствен­ность — понимание результатов своих поступков; личное достоинство — поведение, связанное с охраной своих прав; индивидуальность — неповторимость, особенность лично­сти; совокупность черт, отличающих данного человека от других.

Активная жизненная позиция — способ участия человека в деятельности общества. Жизненная позиция человека нахо­дит выражение в его отношении к обществу, труду, государ­ственной и частной собственности, другим людям и к само­му себе. При оценке степени активности жизненной пози­ции человека рассматривают не единичные факты, а сово­купность всех возможных видов активности: общественной, трудовой, нравственной, идейно-познавательной. Исследования социологов и повседневная практика пока­зывают, что существуют различные уровни активности жиз­ненной позиции людей: высокий, средний и низкий. Уро­вень активной позиции находится в зависимости от форми­рования взглядов личности, воспитания мировоззрения и убежденности, выработки профессиональных умений. Уро­вень активности жизненной позиции зависит от качества конкретной личности, ее стремлений и желаний, умения проводить ту или иную работу.

Воспитательный процесс направлен на становление внутреннего мира личности, формирования качеств, кото­рые лежат в основе активности жизненной позиции: вер­ность своему долгу, высокая ответственность за порученное дело, коллективизм, единство слова и дела.

Экскурсовод, в силу особенности своей профессии, по­ставлен в условия, способствующие проявлению активной жизненной позиции. Его задача — наиболее полно исполь­зовать эти условия для своей повседневной деятельности.

В деятельности экскурсовода имеют место все три уровня жизненной позиции. Высокий уровень жизненной позиции характеризуется социальной активностью, творческой деятель­ностью, хорошей работой, чувством моральной ответственно­сти. Средний или низкий уровень активности жизненной по­зиции работника не позволяет ему качественно вести экскур­сионную работу. Вот как характеризуются эти уровни: жизнен­ная позиция среднего уровня активности носит односторонний характер, не выходит за пределы нормативных заданий — «от» и «до». Жизненная позиция низкого уровня активности харак­теризуется, пассивностью, неопытностью личности, недостат­ком знаний, навыков, умений.

Кроме трех уровней активности жизненной позиции личности, существуют и другие: пассивная и негативная жизненная позиция. Пассивная жизненная позиция форми­руется на основе жизненных неудач и срывов в работе, нравственной неустойчивости. Негативная жизненная пози­ция характеризуется активностью в интересах не коллекти­ва, а личности, карьеризмом, необъективной критикой, на­рушением трудовой и производственной дисциплины, амо­ральным поведением.

Развитие задатков и способностей личности. Большую роль в формировании личности экскурсовода играют задатки.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические осо­бенности нервной системы, мозга. Задатки составляют при­родную основу развития способностей человека.

Постоянное развитие задатков является одной из важных основ совершенствования профессионального мастерства экскурсовода. Задатки любого человека — память, наблюда­тельность, воображение, сообразительность — при их разви­тии могут стать основой незаурядных способностей. Харак­терно, что на основе одних и тех же задатков, в зависимости от вида избранной деятельности, могут развиваться разные способности — учителя, лектора, экскурсовода. Следует иметь в виду, что у одного и того же человека могут быть развиты способности, которые характерны для нескольких сходных профессий. Например, каждый экскурсовод должен иметь способности методиста. Не случайно и обратное: большинство методистов экскурсионных учреждений явля­ются хорошими экскурсоводами.

У экскурсовода под воздействием практической деятель­ности формируются специальные способности. Способности определяются как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осущест­вления определенного рода деятельности. Они обнаружива­ются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.

Способности человека делятся на две группы: общие и специальные. Общие способности, необходимые для овла­дения всеми видами деятельности (умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание). Специальные спо­собности являются основой для овладения навыками и уме­ниями конкретной профессии, обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности. Это особенности — музыкальные, литератур­ные, художественные, математические, технические и др.

Все, что положительно характеризует экскурсовода (знания, умения, навыки), прежде всего основано на его способностях выполнять порученную ему работу. О чем бы ни шла речь — о разработке новой темы, подготовке рефе­рата, чтении лекции на курсах, прослушивании экскурсии на маршруте, подборе методических приемов — методист и руководитель методической секции исходят из того, сумеет ли данный экскурсовод качественно выполнить эту работу, т. е. принимают во внимание наличие у него определенных способностей, которые для этого необходимы. Важный уча­сток работы экскурсовода — подготовка и проведение очеред­ной экскурсии.

Подготовка экскурсии делится на три части:

1. Повторение индивидуального текста.

2. Припоминание требований методической разработки.

3. Восстановление в памяти маршрута. Заканчивается подготовка самопроверкой, в ходе которой

экскурсовод задает себе несколько контрольных вопросов: С чего начать рассказ у памятника? Как, например, будет зву­чать логический переход от под темы «Театральная жизнь города» к под теме «Спортом занимаются все»? Как наилуч­шим образом использовать зрительную реконструкцию при раскрытии под темы «Город в дни фашистской оккупации»?

Независимо от того, насколько экскурсовод усвоил тему, он к ней готовится каждый раз. Успех подготовки зависит от способностей экскурсовода, т. е. индивидуальных осо­бенностей личности (быстроты и организованности при выполнении всех необходимых операций). В понятие «подготовка» входит и психологическая подготовка — укре­пление уверенности в своих силах, в том, что очередная экскурсия будет проведена на достаточно высоком уровне, что экскурсанты останутся довольны увиденным и услы­шанным.

Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей: конструктивные, организатор­ские, коммуникативные и аналитические.

Конструктивные способности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в слу­чае необходимости перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

Организаторские способности выражаются в умении осу­ществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также в умении обеспечить выполнение программы туристов и экс­курсантов, прибывших из другого города.

Коммуникативные способности выражаются в умении ус­тановить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работ­никами музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем методической секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.

Аналитические способности служат основанием для само­критичного анализа своей работы, объективной оценки ка­чества проведенной экскурсии, эффективности использова­ния методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными способностями.

Важную роль в развитии способностей экскурсовода иг­рают учеба на курсах, работа в методических секциях, само­стоятельные занятия около объектов, глубокое усвоение методики и техники проведения экскурсий.

Тенденциозность экскурсовода. Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является убежденность. При проведении экскурсии, изложении темы экскурсовод дол­жен проявлять тенденциозность: четко и направленно фор­мулировать мысли, правильно, с позиции науки раскрывать события и явления, проявлять настойчивость при их толко­вании. Тенденциозность экскурсовода — это четкая направ­ленность в его взглядах и действиях, стремление довести свою точку зрения до экскурсантов и не только довести, но и убедить их в ее правильности. Он помогает экскурсантам увидеть то, что видит сам, настойчиво направляет их вни­мание на те стороны событий и явлений, которые должны быть отражены в их сознании. Важную роль в этом играет убежденность экскурсовода. Она основана на его знаниях, идейности и активности жизненной позиции. Его убежден­ность — это твердая вера в истинность сообщаемых знаний, уверенность в правильности их толкования и верности из­бранного им пути следования к цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: