Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии

Характер проводимой экскурсии, ее особенности зависят от темперамента экскурсовода, который проявляется в его по­ведении и характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. В зависимости от типа темпера­мента человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхо­лик) его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, раз­личной реакцией на раздражители.

Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого может и должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Это важно во взаимоотношениях с экс­курсантами при проведении экскурсии. Эмоции, возни­кающие у него под воздействием внешних и внутренних раздражителей, его плохое настроение (излишне приподнятое или подавленное), не должны оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью экскурсо­водческого мастерства.

Важное место в учебно-воспитательной работе методиче­ских секций, курсов повышения квалификации, в самостоя­тельной работе экскурсовода должны занять формирование необходимых качеств, преодоление тех черт характера, ко­торые мешают правильно организовать работу с экскурсан­тами. Работу по совершенствованию профессионального мастерства экскурсоводов следует строить с учетом особен­ностей того или иного темперамента. Для экскурсовода-сангвиника, например, характерен быстрый темп речи, час­тая смена настроения, быстрая реакция на действия экскур­сантов. Холерик при отсутствии должного контроля неурав­новешен, вспыльчив, обидчив, тороплив в рассказе. Флег­матик, наоборот, медлителен, мало общителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Меланхолик характе­ризуется замкнутостью, недостаточной активностью, вяло­стью движений.

Каждому экскурсоводу необходимо иметь ясное пред­ставление о типах темперамента, его проявлениях, о сущно­сти и характере эмоций, источнике их рождения, роли их в формировании убежденности у экскурсантов. Понимание этого позволяет ему вызвать у своих слушателей эмоции, влияющие на эффективность восприятия экскурсионного материала. Подобно тому, как драматург и режиссер забо­тятся о том, чтобы зритель все время оставался захваченным развивающимся действием, так и организатор экскурсии должен всегда заботиться о том, чтобы у экскурсантов в течение всей экскурсии сохранялись интерес и эмоциональ­ный подъем.

Эмоции и чувства экскурсовода должны носить объек­тивный характер. Экскурсовод добивается, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной сопричастности к событиям, которые показываются и ха­рактеризуются в процессе раскрытия темы.

Наиболее высокий уровень восприятия экскурсионного материала достигается в тех случаях, когда сопереживание представляет собой нечто общее в эмоциях экскурсантов. Нередко экскурсовод встречается с тем, что в группе, неод­нородной по своему составу, не у всех участников экскур­сии будет одинаковая реакция на одно и то же сообщение. Так происходит потому, что возникающие эмоции зависят от индивидуальных особенностей людей, типа темперамен­та, их настроения, интереса к теме, мотивов, которые побу­дили их принять участие в экскурсии.

В зависимости от рассматриваемой темы экскурсоводу необходимо учитывать уровень общеобразовательной подго­товки людей и их эстетическую развитость. Появлению эмоций у экскурсантов вредят излишнее пояснение мате­риала и попытки упростить его. Облегчая мыслительную деятельность своих слушателей, экскурсовод теряет контакт с ними и тем самым губит тему. Упрощенный материал, избитые примеры, отсутствие новизны в сообщаемых зна­ниях никаких эмоций не вызывают даже в тех случаях, ко­гда экскурсовод старается своими личными эмоциями спа­сти дело.

Уровень проведения экскурсии, эффективность воспри­ятия материала экскурсантами зависят от психического со­стояния личности, которое проявляется в повышении или понижении активности (внимание, эмоции, воля) и нахо­дится в прямой зависимости от конкретных условий жизни и труда, микроклимата в коллективе, состояния здоровья, атмосферных процессов (погода, давление и др.).

Различают несколько видов психического состояния личности — общее психическое состояние, эмоциональное состояние (настроение), интеллектуальное творческое со­стояние, волевое состояние (готовность к активным дейст­виям). Для успеха экскурсии важно обеспечить необходимое психическое состояние личности экскурсовода. При обра­щении экскурсовода к аудитории равно недопустимы как состояние вялости, неуверенности, так и повышенная воз­будимость, раздражительность, напряженность в голосе, мимике, жестах. Тон рассказа должен быть бодрым, убеди­тельным, увлекающим.

Восприятие материала на экскурсии основано на сочета­нии трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмо­циональных (переживания); волевых (усилия для сохранения внимания, работы памяти и др.). Эти психические процессы тесно связаны между собой и определяются свойствами личности, психическим состоянием ее, а также внешними воздействиями, которым она подвергается в данный момент.

Свойства личности.

Свойства личностиявляются главным регулятором психи­ческой деятельности человека. Свойства личности и психи­ческие процессы группируются по одинаковым признакам: интеллектуальные (наблюдательность, гибкость ума); эмоциональные (чуткость, нежность, страстность, эффектив­ность); волевые (настойчивость, решительность, самообла­дание). Все эти свойства определенным образом сочетаются и на их основе формируется характер человека.

Экскурсовод не может быть снисходительным к самому себе, своей работе, взаимоотношениям с людьми, своему и их поведению. Он не должен прощать себе плохо проведен­ной экскурсии, любых отступлений от требований методи­ки. Экскурсовод постоянно контролирует себя, свои дейст­вия. Например, в ходе проведения экскурсии он задает себе вопросы: «Так ли я это делаю? Хорошо ли показываю объ­ект? Достаточно ли убедительно рассказываю о нем?». За­кончив экскурсию и расставшись с группой, он подспудно спрашивает себя: «Получилось ли? Все ли требования к экс­курсии были соблюдены?».

На курсах подготовки и повышения квалификации, в ме­тодических секциях и повседневной работе с экскурсовода­ми необходимо прививать им навыки самоконтроля, т. е. умение организовать самостоятельное регулирование своего поведения, его мотивов и побуждений.

Самоконтроль, будучи внутренней стороной деятельно­сти личности, объединяет такие ступени в ее действиях, как самоанализ, самокритика и самоограничение в поведении. Уровень самоконтроля, постоянство и результативность его действия зависят от развития таких качеств личности, как мировоззрение, идейная убежденность, сознательность, культура.

Самооценка экскурсоводом достигнутых результатов представляет собой сопоставление своей деятельности и самого трудового процесса с определенными нормами, ко­торые установлены инструкциями, положениями, методиче­скими разработками и другими директивными документами. В основу самооценки экскурсоводом своей деятельности должно быть положено сравнение достигнутых им результа­тов с результатами других опытных работников. При этом важно избегать завышенной оценки результатов своей дея­тельности, так как такая оценка приводит к высокому са­момнению и чванству, нетерпимому отношению к критике своих недостатков. У каждого экскурсовода необходимо укрепить чувство заинтересованности в выявлении своих недостатков в процессе подготовки и проведения экскурсий и мероприятий, включенных в индивидуальный план. Он должен не только видеть имеющиеся недостатки и ошибки в своей повседневной работе, но и выявлять и устранять их причины, способствовать тем самым совершенствованию своего индивидуального мастерства.

Становление личности экскурсовода. Формирование лич­ности экскурсовода происходит на всем протяжении ста­новления профессии экскурсовода. Процесс становления личности начинается задолго до поступления экскурсовода на работу в туристскую фирму, музей, на выставку. Форми­рование всесторонне и гармонически развитой личности происходит на протяжении всей жизни человека: во время учебы в общеобразовательной школе, техникуме или вузе; в коллективе, где протекает его трудовая и общественная дея­тельность; в быту; на курсах подготовки экскурсоводов, в ходе взаимоотношений с экскурсантами.

Оптимизм экскурсовода. Обязательным качеством лично­сти экскурсовода является оптимизм, жизнерадостность, бодрость, желание и умение видеть в окружающем хорошие, светлые стороны. Оптимизм экскурсовода находит выраже­ние в доброжелательности, приветливости, доброй улыбке, внимании к людям, умении создать нужный микроклимат в коллективе экскурсантов, внести своим присутствием дух праздничности в аудиторию, исправить плохое настроение слушателей. Этому в немалой степени способствуют звуча­ние рассказа (тон голоса экскурсовода), его убежденность в пользе сообщаемых знаний, владение чувством юмора, вера в успех проводимой экскурсии.

Моральное удовлетворение личности. Одним из качеств экскурсовода является умение получать моральное удовле­творение при выполнении своих служебных обязанностей. Он должен работать так, чтобы выполняемое дело было ис­точником радости, чтобы каждая вновь подготовленная те­ма, реферат, лекция, проведенная экскурсия доставляли моральное удовлетворение. Подводя итоги проделанной работы, он смотрит на себя как бы со стороны и критически оценивает качество сделанного. Эти короткие мгновения «довольства» собой вселяют в человека уверенность в своих силах, наталкивают на новые мысли, способствуют разви­тию творческих начал в его деятельности. В тех случаях, когда, оценив свою деятельность в данный момент, экскур­совод не испытывает морального удовлетворения, видит упущения, недосказанность при характеристике объекта, вспоминает забытые детали в показе памятника, он делает важные для себя выводы и совершенствует свою последую­щую деятельность.

Индивидуальность экскурсовода.   Каждый человек имеет

свои индивидуальные особенности, отличающие его от других людей (речь, стиль изложения материала, жесты, мимика). Слушая рассказ экскурсовода на маршруте, можно уловить, что он по-своему излагает те или иные детали, примеры, использует другие поговорки, вносит определен­ную специфику в использование жестов и улыбки. Могут быть и другие отличия. Один экскурсовод любит ссылаться на мемуары, другой — читает на экскурсии стихи, третий — зачитывает документы, четвертый — умело использует пау­зы. У экскурсоводов, имеющих большой стаж работы, выра­батывается своя индивидуальная манера ведения экскурсий. Она состоит в том, что каждый из них имеет свои излюб­ленные приемы, которыми владеет в совершенстве и с удо­вольствием их использует как отдельно, так и в сочетании с другими приемами.

Индивидуальность экскурсовода характеризуется но­менклатурой методических приемов, которыми он владеет. Эта номенклатура не у всех одинакова. Одни используют на практике все или почти все известные приемы, другие огра­ничиваются двумя-тремя наиболее популярными приемами, третьи — начинающие, а также экскурсоводы, плохо вла­деющие профессиональным мастерством, — в экскурсиях приемов не используют, что снижает качество проводимых экскурсий.

3. Авторитет экскурсовода — этот вопрос имеет прямое от­ношение к проблеме личности. Авторитет экскурсовода ос­нован на его знаниях, умениях, навыках, нравственных достоинствах, практическом опыте. Авторитет представляет собой совокупность нескольких сторон: а) авторитет поло­жения, который определяется тем, что экскурсовод является руководителем экскурсии, возглавляет группу экскурсантов и руководит их деятельностью; б) авторитет его знаний. В подавляющем большинстве случаев он знает тему экскурсии более глубоко, чем любой из ее участников, и это укрепляет его авторитет; в) авторитет умения. Его создает опыт экс­курсовода в проведении экскурсий (навыки в использова­нии методики и техники их ведения); г) одна из важных основ авторитета экскурсовода — культура речи и внеречевые средства воздействия; д) взаимоотношения с экскурсан­тами, умение создать нужный микроклимат в группе. Осно­ва авторитета экскурсовода в этом плане — высокая культу­ра поведения и речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: