Глава IV. Умения и навыки экскурсовода

 

Основу профессионального мастерства экскурсовода со­ставляют его умения и навыки. «Умения — освоенный субъ­ектом способ выполнения действий, обеспечиваемый сово­купностью приобретенных знаний и навыков»1.

Для формирования профессионального умения необхо­димы глубокие знания и умение владеть методическими приемами (т. е. умение воспользоваться конкретными прак­тическими навыками для приведения приема в действие). Известны различные пути приобретения умений экскурсоводами: при повторении опыта других экскурсоводов, вы­полнении учебных упражнений, прослушивании экскурсий и др. Одним из важных умений экскурсовода является ком­поновка преподносимых экскурсантам знаний в любой ком­бинации, в том сочетании, в каком они необходимы для данной аудитории.

Навыком называют умение выполнять определенное дей­ствие. Это умение достигается неоднократным повторением одного и того же упражнения. В результате у работника приобретаются привычки, позволяющие ему выполнять эту работу более качественно. Для экскурсовода такими дейст­виями являются процессы подготовки и проведения экскур­сий. Его привычками становятся образ действий, порядок и последовательность «операций» в ходе проведения экскур­сий. На основе приобретенных привычек формируются и совершенствуются навыки. Таким образом, навык — это отработанные практикой действия экскурсовода, которые производятся по одной и той же схеме (направленность, последовательность, одинаковые затраты времени и др.). Навык может быть определен как более высокая степень умения. Навык является действием, совершаемым автомати­чески. Сознательный контроль самого исполнителя работы за такими действиями сведен до минимума. Приобрести навык означает не только сделать работу более быстрой и точной, но и выполнять ее более уверенно.

Навыки экскурсовода можно разделить на несколько групп: навыки разработки новой темы экскурсии; навыки показа объектов в экскурсии; навыки экскурсионного рас­сказа; навыки техники ведения экскурсии; навыки демонст­рации экспонатов «портфеля экскурсовода»; навыки работы с экскурсионной аудиторией; навыки речевого этикета; на­выки работы с книгой, в музее, на выставке, в архиве; на­выки подготовки к ведению экскурсии; навыки рекламы экскурсий; навыки после экскурсионной работы; навыки прослушивания экскурсии. Они могут быть подразделены по степени сложности, уровню автоматичности, наличию творческих элементов и т. д.

В ходе практической деятельности имеет место процесс взаимодействия различных навыков (например, навыков речи и демонстрации объектов, показа памятников и использования наглядных пособий). Взаимодействие навыков выражается в комплексном использовании методических приемов, в их влиянии друг на друга.

Повышение эффективности экскурсии связано с форми­рованием экскурсионных навыков и постоянным их совер­шенствованием.

В усвоении методических приемов и совершенствовании навыков их использования существуют два основных пути.

Первый из них — стихийный путь проб и ошибок, он более длителен и менее эффективен. Экскурсовод использует приемы, самостоятельно анализирует уровень их действен­ности, совершенствует навыки, вносит изменения в процесс их применения, обнаруживает и исправляет просчеты и ошибки. Второй — управляемый путь предполагает поста­новку и решение конкретных задач — усвоение определен­ных навыков и в определенной последовательности. При этом происходит формирование навыков, обладающих свой­ствами, которые необходимы для практической деятельно­сти экскурсовода как специалиста определенной отрасли знаний (историка, филолога, ботаника, инженера-механика, архитектора). При управляемом пути формирования навы­ков используются различные формы обучения: учебные уп­ражнения на маршруте около экскурсионного объекта, изу­чение методической литературы, посещение экскурсий, прослушивание магнитофонных записей экскурсий, усвое­ние методической документации и т. д.

1. Система учебных упражнений. В ходе своеобразных репе­тиций без участия экскурсионной группы многократно по­вторяются определенные элементы конкретной экскурсии. Обычно это методические приемы показа объектов и рас­сказа, в основе которых лежит тот или иной методический прием преподнесения словесного материала. Занятия про­водят методисты или опытные экскурсоводы. При этом происходит, например, отработка приема использования экспонатов из «портфеля экскурсовода» или вариантов рас­становки экскурсантов на месте показа объекта наблюдения. В ходе подобных упражнений усваиваются, уточняются и автоматизируются действия экскурсовода.

Не менее важное место занимают упражнения в ходе ра­боты экскурсоводов, при которых используется определенная методика. Сначала они проводятся в замедленном темпе. Затем темп ускоряется по мере усвоения навыков экскурсо­водом. Многократное повторение одного и того же упраж­нения ведет к выработке им автоматизма в своих действиях.

Существуют разные формы организации этой работы — учебные экскурсии, выездные занятия у объекта, деловые игры. На учебной экскурсии ставится задача вычленить от­дельные навыки, которые использует экскурсовод при из­ложении материала в конкретной экскурсии. Участникам занятия предлагаются вопросы: Какие навыки при показе объектов использовал экскурсовод? Какова эффективность использования навыков? Какой из навыков, по вашему мнению, более сложен для усвоения? Какова степень авто­матичности в использовании навыков? Могут ли заметить экскурсанты определенные приемы, используемые экскур­соводом?

Совершенствование навыков позволяет экскурсоводу ис­пользовать варианты ведения экскурсий для людей с раз­личным уровнем подготовки.

Определенную сложность представляет развитие навыков наблюдательности у экскурсоводов. Цель упражнения — выработка быстроты восприятия наблюдаемого объекта. Вот содержание одного из таких упражнений: экскурсоводам на 20—30 секунд показывается несколько предметов. Затем задаются вопросы: Что каждый из вас увидел? Как показан­ные предметы выглядят? Какой из них наиболее интересен? Упражнение повторяется несколько раз. Время его проведе­ния (в секундах) с каждым повторением сокращается, а ко­личество увиденных деталей увеличивается.

Другая группа упражнений направляет внимание экскур­соводов на сравнение схожих друг с другом предметов. Пе­ред началом упражнения дается задание назвать признаки, детали, отличающие наблюдаемые предметы. Участники упражнений, сравнивая наблюдаемые объекты, формулиру­ют,' что именно отличает один предмет от другого. Таким образом формируются навыки наблюдательности. В зависи­мости от содержания экскурсий, характера и особенностей объектов для экскурсоводов организуются и другие упраж­нения. Однако цель их остается неизменной — формирова­ние практических навыков ведения экскурсий.

Домашние задания.

Большое место в повышении профес­сионального мастерства экскурсовода, формировании и за­креплении навыков занимает выполнение домашних зада­ний. Характерная черта этого вида занятий — конкретность. Экскурсоводу, например, дается задание отрепетировать технику использования приема реконструкции при показе памятника в городской экскурсии, прием использования жестов и т. д.

Эффективность экскурсии зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от умений экскурсантов владеть навыками наблюдения объектов, от их внимания к рассказу экскурсовода, умения воспринимать фактический материал, делать необходимые выводы. Поэтому важной задачей экс­курсии является научить экскурсантов видеть и восприни­мать объекты, т. е. привить им определенные навыки на­блюдения и изучения объектов.

                       

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: