Интуиция экскурсовода

Экскурсовод имеет дело с груп­пами, разными по запросам и интересам, по своему отно­шению к данной теме, настроению, уровню внимания и т. д. Это требует от него изменений речи в зависимости от кон­кретных ситуаций, использования более действенных средств выражения своих мыслей. Здесь на помощь ему приходит интуиция — способность постижения истины пу­тем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств и формулирования на этой основе своих мыс­лей. Интуиция приходит к экскурсоводу после нескольких лет работы и находит свое выражение: в умении быстро определить состав и запросы экскурсантов; использовать в рассказе неожиданное явление, действие, факт, а также бы­стро сделать выводы при возникновении интереса экскур­сантов к чему-либо; в правильной реакции на реплики экс­курсантов; умении найти правильный выход при возникно­вении конфликтной ситуации и дать нужный совет и оцен­ку возникшим у экскурсантов ассоциациям и т. д.

Опытный экскурсовод, опираясь на свою интуицию, мо­жет без предварительных опросов экскурсантов определить их интересы и на этой основе сократить или удлинить всту­пительную часть рассказа, изменить содержание логиче­ского перехода от подтемы к подтеме. Интуиция экскурсо­вода подсказывает ему, какой методический прием наиболее

эффективен в данной аудитории. Не меньшую роль играет интуиция в определении настроения экскурсантов, их от­ношения к наблюдаемым объектам. Она позволяет экскур­соводу избежать стандарта «усредненной» экскурсии и диф­ференцированно подойти к изложению материала.

Работа экскурсовода носит творческий характер. Творче­ство в деятельности экскурсовода находит свое выражение не только в работе его воображения, но и в повседневной работе при использовании методических приемов, подборе пословиц, поговорок, литературных изречений, различных форм оживления речи, в поисках новых логических перехо­дов между подтемами, в совершенствовании техники веде­ния экскурсий. Однако творчество экскурсовода в ходе ве­дения экскурсии не должно выходить за рамки контроль­ного текста и методической разработки.

Важно, чтобы методические работники и руководители методических секций замечали и поддерживали разумную инициативу экскурсоводов, поощряли их стремление к ак­тивным действиям, направленным на совершенствование экскурсионного дела. Некоторые экскурсии, подготовлен­ные и проводимые экскурсоводами, творчески относящими­ся к порученному делу, являются подлинными уроками профессионального мастерства.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСКУРСОВОДЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Важным участком работы любого экскурсионного учреж­дения является постоянное совершенствование профессио­нального мастерства экскурсоводов. Для достижения этой цели могут быть рекомендованы разные пути:

1) улучшение организации методической работы всех ее звеньев: методиста, менеджеров методического отдела, ме­тодической секции экскурсоводов, методического кабинета и методического совета;

2) подготовка качественной методической документации, своевременное внесение необходимых дополнений и изме­нений в контрольный текст экскурсии, корректирование экскурсионного маршрута;

3) разработка технологии методических приемов рассказа и показа с учетом особенностей экскурсионных тем;

4) отработка техники ведения экскурсии и организаци­онных вопросов;

5) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами на всем протяжении экскурсии, что определяется владением основами психологии, педагогики и логики.

Вся работа по повышению профессионального мастерст­ва носит плановый и организованный характер. Большую помощь экскурсоводам (особенно начинающим) может ока­зать специальная методическая литература.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: