Общие подходы к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом в экзаменационной работе по обществознанию

При оценке ответов экзаменуемых или еще на этапе предварительного ознакомления с заданиями и критериями их оценивания необходимо внимательно прочитать текст и разобрать задания к нему (в ряде случаев целесообразно отметить в тексте соответствующие фрагменты).

По типу используемых критериев оценивания все задания с развернутым ответом можно сгруппировать следующим образом:

– задания, которые имеют универсальные, обобщенные критерии оценивания, не зависящие от конкретного содержания того или иного текстового источника и задания к нему (С1, С5 и С6);

– задания с оригинальными критериями оценивания (С2- С4).

Так в любом варианте КИМ задание С1, предполагающее составление плана текста, будет оцениваться по общим критериям, отражающим полноту, четкость, логическую последовательность отражения содержания в пунктах плана.

В то же время задания С2 или С3, связанные с извлечением и интерпретацией содержащейся в тексте информации, различаются в предложенных вариантах по своей структуре и каждое из них имеет свои критерии оценивания.

Выделяют также задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа.

1) Задания с однозначно определенными элементами правильного ответа.

Система оценивания выполнения заданий с однозначно определенными элементами правильного ответа содержит эталон правильного ответа и основана на строгом учете содержащихся в нем элементов. Критерии ориентируют эксперта на поиск в работе экзаменуемого приведенных в эталоне элементов ответа. Подобные задания, как правило, связаны с извлечением информации из текстового фрагмента. Требуемые единицы информации непосредственно определяются содержанием текста.

2) Задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа

Критерии оценивания подобных заданий отличаются от критериев предыдущей группы. В качестве эталона дается примерный, не завершенный ряд верных элементов ответа. Как правило, даются примеры выполнения задания или возможные подходы к его выполнению - своеобразный «ключ» к оценке ответа экзаменуемого. Это служит для эксперта лишь ориентиром правильного направления «развертывания» мысли в ответе, при этом сами формулировки экзаменующегося могут иными, чем те, что приведены в критериях. Задача экспертов заключается в том, чтобы, используя предложенный ключ-критерий, определить корректность этих формулировок, их соответствие поставленному вопросу. К этой группе относятся, например, задания на применение контекстных знаний (С4), где невозможно предусмотреть все вероятные примеры социальных объектов, которые могут привести выпускники.

Максимальная оценка за выполнение заданий С1-С3, С5 и С6 – два балла. При неполном правильном ответе выставляется 1 балл.

За полное и правильное выполнение задания С4 выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе в зависимости от представленности и/или качества требуемых компонентов ответа оценка будет в 2 или 1 балл.

Неправильный ответ, который содержит рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания – 0 баллов.

Таким образом, за выполнение мини-теста с текстовым фрагментом (правильную и полную формулировку ответов по всем шести заданиям) экзаменуемый может получить 13 баллов.

Каждый из шести вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе и направлен на проверку определенной группы умений.

Рассмотрим пример текста с заданиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: