Прочтите текст и выполните задания С1-С6

 

  Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это весьма существенно влияет на жизнь общества, его ячеек. Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества. Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля — общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений — эти и подобные природные явления универсальны, они не знают границ государств, не знают классовых и иных различий, они одинаково воздействуют на всех. (Барулин В. С.)    

 


 

С1

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) роль природы в жизни общества – природа как источник средств жизни; – природа как среда обитания; 2) особенности воздействия природы на развитие и совершенствование общества; 3) глобальный характер воздействия природы на общество. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.  
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным. 2
Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. 1
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2

 

№ п/п Ответы учащихся Баллы
1  
2  
3  
4  
5    

 

6  
7  
8  
9  
10  

 

С2

Найдите в тексте и выпишите два объяснения глобального характера воздействия природы на развитие общества.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть приведены следующие объяснения: 1) природные явления универсальны; 2) природные явления не знают границ государств; 3) природные явления не знают классовых и иных различий; 4) природные явления одинаково воздействуют на всех. Объяснения могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.  
Приведены два объяснения. 2
Приведено одно объяснение. 1
Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2
№ п/п Ответы учащихся Баллы
1  
2  

 

3  
4  
5  
6  
7  

 

8    
9  
10  

 

С3

Как природа влияет на развитие общества? Найдите в тексте три направления влияния.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть приведены следующие направления влияния: 1) природа – источник средств жизни; 2) природа – источник средств труда; 3) природа – среда обитания; 4) природа побуждает человека к развитию и совершенствованию. Направления влияния могут быть приведены в иных, близких по содержанию формулировках.  
Приведены три направления влияния. 2
Приведены два направления влияния. 1
Приведено одно направление влияния ИЛИ ответ неверный. 0
Максимальный балл 2

 

 

№ п/п Ответы учащихся Баллы
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  

 

С4

В чем проявилось природное влияние на жизнь общества в вашем регионе России? Используя факты общественной жизни и личный опыт, назовите три проявления.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть приведены проявления: 1) влияния природных условий на хозяйственные занятия людей; 2) влияния природных условий на быт людей (жилища, одежда, питание и т.п.); 3) влияния природных условий на возможности профессионального самоопределения, выбор жизненных целей; 4) влияния природных условий на верования и обычаи. Могут быть приведены другие проявления.  
Приведены три проявления. 3
Приведены два проявления. 2
Приведено одно проявление. 1
Ответ неверный. 0
Максимальный балл 3
№ п/п Ответы учащихся Баллы
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  

 


С5

В стране М мало земли, пригодной для земледелия, и практически отсутствуют минеральные ресурсы. Правитель основал в стране несколько крупных развлекательных центров, жители открыли гостиницы, рестораны, магазины. Все это привлекло множество туристов – государство разбогатело.

Найдите в тексте два объяснения подобной политики правителя.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
С опорой на текст могут быть приведены следующие объяснения: 1) «природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет»; 2) «дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах»; 3) «Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества». Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.  
С опорой на текст приведены два объяснения. 2
С опорой на текст приведено одно объяснение. 1
Объяснения (-е) даны (-о) без опоры на текст. ИЛИ Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2

 

№ п/п Ответы учащихся Баллы
1  
2  
3  

 

4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  

 

С6

Есть мнение, что влияние природы на развитие общества уменьшается в процессе совершенствования науки и техники. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным мнением; 2) приведены два объяснения (аргумента), например: в случае согласия может быть указано, что - наука и техника расширяют возможности человека, помогают преодолеть дефицит природных ресурсов; - наука и техника позволяют человеку вмешиваться в функционирование природной среды, существенно преобразовывать ее в своих интересах; в случае несогласия может быть указано, что - несмотря на высокий уровень развития науки и техники человеку не удалось полностью подчинить себе природу; - глобальные экологические процессы показывают, что воздействие человека на природу вызывает последствия катастрофического характера, эффективно бороться с которыми человек не способен. Могут быть приведены другие объяснения (аргументы).  
Выражено мнение учащегося, приведены два объяснения (аргумента). 2
Выражено мнение учащегося, приведено одно объяснение (аргумент). ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два объяснения (аргумента). 1
Выражено мнение учащегося, объяснения не приведены. ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведено одно объяснение (аргумент).  ИЛИ Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2

 


 

№ п/п Ответы учащихся Баллы
1  
2  
3    
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  

 


 











Тренировочные варианты

Вариант 1.

 

Прочтите текст и выполните задания С1 – С6.
В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика — это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика — уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм. Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести четкую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, ее составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, экономическая политика правительства оказывает существенное влияние на работу фирм. Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли (Япония, США, страны Западной Европы), в других, например, в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт (валовой национальный продукт) — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведенных экономикой страны за определенный период, как правило, за год. Еще один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает то, как происходит распределение и потребление товаров и услуг внутри общества, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин. Наконец, существуют показатели общей экономической эффективности: производительность труда — то есть количество продукции, приходящееся на одного работающего за единицу времени, отдача основных фондов — количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды (здания, оборудование и т.д.). (По материалам энциклопедии для школьников)

 

С1

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) макро- и микроэкономика; 2) взаимосвязь макро- и микроэкономики; 3) показатели экономического развития: - отраслевая структура; - ВВП (ВНП); - уровень и качество жизни; - показатели общей экономической эффективности. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.  
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным. 2
Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. 1
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.  ИЛИ Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2

 


 

С2

Какие уровни экономики государства названы в тексте? Как вы понимаете их взаимосвязь?

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) уровни экономики государства: макро- и микроуровень (макроэкономика и микроэкономика); 2) объяснение их взаимосвязи, например: макроэкономические показатели влияют на деятельность фирм и домохозяйств, а те, в свою очередь, более или менее результативно работают, соблюдают законы, уплачивают налоги, являются потребителями и т.п., т.е. влияют на экономическое развитие государства в целом. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.  
Названы два уровня, дано объяснение. 2
Названы два уровня, объяснение отсутствует. ИЛИ Назван один уровень, дано объяснение. ИЛИ Уровни явно не названы, но из объяснения ясно, что ученик понимает суть задания. 1
Назван один уровень без объяснения. ИЛИ Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2

 

С3

Какие из приведенных в тексте показателей относятся только к оценке состояния экономики государства в целом, а какие применимы к оценке эффективности фирмы?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе должны быть указаны два вида показателей: 1) применимые только к оценке экономического состояния государства: отраслевая структура экономики, ВВП (ВНП), уровень и качество жизни населения; 2) применимые к оценке эффективности фирмы: производительность труда, отдача основных фондов (т.е. показатели общей экономической эффективности).  
Указаны все показатели двух видов. 2
Указаны не все показатели каждого вида. 1
Указаны показатели одного вида. ИЛИ Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2

 


 

С4

Зачем каждому из участников экономической жизни (правительству, производителям, потребителям) нужна информация об экономическом состоянии государства? Используя содержание текста, знания курса и факты общественной жизни, дайте ответ по каждому названному участнику экономической жизни.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть даны следующие объяснения: 1) правительство государства может использовать эту информацию для определения или корректировки основных направлений экономической политики государства, регулирования налоговой системы и т.п.; 2) производители могут использовать эту информацию для эффективного распоряжения свободными средствами предприятия, определения собственной кредитной стратегии, составления бизнес плана на следующие годы и т.п.; 3) потребители могут использовать эту информацию для решения вопроса о приобретении/продаже дорогостоящих товаров или недвижимости, инвестировании сбережений, при планировании бюджета, продаже собственных трудовых услуг и т.п. Могут быть даны другие объяснения.  
Даны объяснения по каждому из трех названных участников экономической жизни. 3
Даны объяснения по любым двум участникам экономической жизни. 2
Дано объяснение по одному любому участнику экономической жизни. 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.  ИЛИ Ответ неверный. 0
Максимальный балл 3

 

С5

В стране Z в течение нескольких лет разорилось значительное количество мелких и средних фирм, сократилось производство многих крупных предприятий. В то же время резко возрос дефицит государственного бюджета. Объясните, как связаны эти факты. Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) объяснение взаимосвязи приведенных в задании фактов, например: разорение или сокращение производства фирм приводит к снижению налоговых отчислений, что может объяснить рост дефицита государственного бюджета. Может быть дано другое объяснение взаимосвязи приведенных в задании фактов. 2) фрагмент текста, например: «Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, ее составляющих».  
Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста. 2
Дано правильное объяснение. ИЛИ Приведен фрагмент текста. 1
Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2

С6

Известный политик высказал мнение, что уровень и качество жизни населения не отражают уровень экономического развития страны. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения; 2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например: в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что - история знает примеры стран с авторитарными и тоталитарными режимами, в которых уровень и качество жизни населения не зависели от уровня экономического развития страны; - известны страны с командной экономикой, в которых хорошее качество жизни сочеталось с невысокими доходами населения и непростым экономическим положением страны; в случае несогласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что - ученые-экономисты установили связь между увеличением доходов населения и ростом затрат на приобретение более качественных товаров и услуг, а также отказом от приобретения товаров и услуг низшей категории; - наиболее экономически развитые государства вкладывают намного больше средств в развитие инфраструктуры и социальной сферы, нежели менее развитые страны. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).  
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента. 2
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент. ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента. 1
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены. ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент. ИЛИ Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2















Работа 1.

Работа 2



Работа 3





Работа 4



Работа 5.




Вариант 2.

 

Прочтите текст и выполните задания С1 – С6.

 

  Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции. Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие. К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определенным образом структуру. К неформальным группам относят стихийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп. В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой группой можно называть объединение не более 5-7 человек). К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Главное же в малой группе - это сила, с которой группа действует на своего члена. (Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников)  

 

 


 

C1

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) что такое социальная группа; 2) основания классификации социальных групп; 3) формальные и неформальные группы; 4) малая группа Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.  
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным. 2
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. 1
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2

 

C2

Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? Назовите четыре фактора.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе должны быть названы следующие факторы: 1) общие признаки; 2) общие интересы; 3) ценности; 4) традиции. Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.  
Указаны четыре фактора. 2
Указаны два-три фактора. 1
Указан один фактор. ИЛИ Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2

 

C3

Что отличает формальную группу от неформальной? Используя содержание текста, укажите два отличия.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе должны быть указаны отличия: 1) формальные группы построены на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях, а неформальные скалываются стихийно, не имеют документов, регламентирующих их деятельность 2) члены формальных групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определенным образом структуру, неформальные, как правило, нацелены на удовлетворение потребности человека в общении. Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.  
Указаны два отличия. 2
Указано одно отличие. 1
Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2

 

C4

С опорой на текст и обществоведческие знания предположите, почему ученые уделяют большое внимание изучению малой группы. Выскажите три предположения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ может содержать следующие предположения: ученые уделяют большое внимание изучению малой группы, потому что 1) малая группа не является просто суммой отдельно взятых индивидов, она живет и развивается по своим законам, которые необходимо знать для правильного понимания социальных процессов. 2) как правило, человек принадлежит к разным социальным группам, каждая из которых оказывает определенное влияние на его личность; 3) принадлежность к той или иной малой группе означает, что человек принимает на себя определенные права и обязанности, выполняет соответствующие социальные роли; это позволяет прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Могут быть высказаны другие предположения.  
Высказаны три предположения. 3
Высказаны два предположения. 2
Высказано одно предположение. 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неверный. 0
Максимальный балл 3

 

C5

Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки Они проживают вместе в собственном доме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка забирает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.

Какие указанные в тексте признаки малой группы проявляются в данном примере?

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие признаки: 1) прямой контакт между индивидами, 2) межличностное взаимовлияние, 3) внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, 4) определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Указанные признаки могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.  
Указаны три-четыре признака. 2
Указаны любые два признака. 1
Указан один любой признак. ИЛИ Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2

C6

Автор текста утверждает, что главное «в малой группе – это сила, с которой группа действует на своего члена». С опорой на текст и личный социальный опыт укажите по два «плюса» и «минуса» такого воздействия.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать элементы: 1) два «плюса», например: - в трудной ситуации, когда необходимо принять какое-то ответственное решение, человек поступает, как правило, в соответствии с традициями и обычаями своей малой группы; - малая группа помогает человеку в процессе социализации; 2) два «минуса», например: - бывают ситуации, когда человек принимает решение, которые противоречит его интересам, но продиктовано его принадлежностью к его группе; - иногда человеку приходится общаться с людьми, которые интересны не ему, а его малой группе. Могут быть указаны иные «плюсы» и «минусы».  
Указаны два «плюса» и «минуса». 2
Указаны два «плюса» и один «минус». ИЛИ Указаны два «минуса» и один «плюс».  ИЛИ Указаны один «плюс» и один «минус». 1
Указаны только один – два «плюса» или только один – два «минуса». ИЛИ Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2

 
















Работа 6.

 



Работа 7



Работа 8



Работа 9




Работа 10.




Экспертные оценки выполнения заданий и тренировочных вариантов

 

Экспертные оценки заданий

 

№ задания С1 С2 С3 С4 С5 С6
1 2 0 2 1(0) 1 0
2 2(1) 2 0 0 2 0(1)
3 2 2 1 0 0 1
4 1 0 1 1 2 2
5 2 2 0 0 1 1
6 0 1 0 1(0) 1 2
7 1 0 1(0) 0 0 1
8 0 1 2 0 0(1) 0
9 1 0 0 2(1) 0 2
10 2(1) 2 1 0 1 2

 

 

Экспертные оценки заданий тренировочных вариантов

 

Работа С1 С2 С3 С4 С5 С6
№1 2(1) 2 0 3 1 1
№2 2 2 0 2 2 2
№3 1(2) 0 0 3 1 1
№4 1 0(1) 0 1 0 0
№5 1(2) 2 2 N (X) 0 1
№6 2 2 2 2 0 0(1)
№7 2 2 1 2(1) 0 2
№8 2 2 1 0 2 1
№9 2 0 1 0 2 0
№10 2 2 2 3(2) 0 1

 

 



Памятка для эксперта

 

При проверке и оценке экзаменационных работ эксперту необходимо обращать внимание на соблюдение определенных правил и технологии проверки выполнения заданий с развернутым ответом.

1. Проверка экзаменационных работ учащихся по предмету осуществляется на основе системы оценивания, разработанной Федеральной предметной комиссией.

2. Во всех предметах, кроме русского языка, проверка осуществляется по линиям заданий: сначала в выданных на проверку экзаменационных работах эксперт проверяет все задания С1, затем С2, С3 и т.д. Аналогичным образом в работах со сквозной нумерацией заданий по предметам, например, в физике, сначала проверяются во всех работах все задания 23, затем все задания 24, 25, 26; в географии задания 15, 21, 24. Это позволяет существенно повысить качество экспертной оценки и оптимально использовать время проверки.

3. Отдельные элементы технологии, например, назначение третьего эксперта, а также форма бланков-протоколов проверки определяются на региональном уровне.

На региональном уровне определяется, каким символом в протоколе проверки отмечаются задания, которые были не выполнены экзаменуемым, не зависимо от того, пропустил ли участник экзамена задание или не успел его выполнить. Данная информация важна для определения качества заданий. По технологии ЕГЭ отсутствие ответа на задание отмечается символом «N». Наличие на месте ответа непонятных записей, знаков, рисунков или пометок может быть расценено как ответ на задание или подтверждение того, что экзаменуемый приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине. В этом случае выставляется 0 баллов.

4. Экспертам необходимо обратить внимание на наличие в системах оценивания по предметам указаний на возможность иного верного решения или ответа, который должен оцениваться, как и те, что повторяют логику примерного ответа в критериях оценивания заданий. Если ответ экзаменуемого отличается от варианта, предложенного в рекомендациях по оцениванию, эксперт должен оценить, понял ли экзаменуемый суть задания или поставленного вопроса и в какой степени продемонстрировал свою способность выполнить данное задание или ответить на данный вопрос. Эксперту не рекомендуется снижать баллы за какие-либо недочеты в ответе ученика, которые, по мнению эксперта, не отвечают идеальному ответу.

5. При проверке и оценке экзаменационных работ не учитываются особенности почерка и наличие грамматических ошибок в работах учащихся (кроме работы по русскому языку), если они не искажают сути ответа.

       6. Если ответ ученика содержит значительно больше информации, чем требуется по заданию, или ответ является частично «правильным», но содержит дополнительные элементы, то необходимо придерживаться следующих правил:

- прежде всего, следует установить, противоречат ли элементы ответа друг другу;

- если элементы противоречат друг другу (один правильный, а другой – неправильный), то выставляется 0 баллов;

- если элементы ответа не противоречат друг другу, то наличие дополнительного элемента не учитывается при оценке ответа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: