Механизм взаимодействия культур
В литературе по проблемам аккультурации раскрыт механизм и последствия взаимодействия различных культур. На этнографическом уровне выделяют как позитивные, так и негативные варианты, а именно: прибавление, усложнение и обеднение (эрозия). Прибавление в культуру Европы приносило почти каждое открытие заморских стран, из которых ввозились культурные растения и навыки их использования (картофель, кукуруза, табак, чай, какао, соя и т.д.). Но и позднее Восток постоянно обогащает Запад своими идеями и достижениями в духовных системах,психотехнике, воинских искусствах, орнаментике и т.д. На уровне массовой культуры этот процесс порождает многочисленные движения, центры, школы и группы, практикующие восточные системы медитации или духовного и физического саморазвития. На уровне высокой культуры влияние Востока сказывается в творчестве видных писателей, философов, композиторов и художников.
Такие процессы сами по себе еще не приводили к усложнению духовной жизни Европы, которая уже и без этого была достаточно разнообразной и перестраивала свою структуру в соответствии с внутренней динамикой, инициируя смену периодов, стилей, моды и т.д.
Усложнение происходило в культурной жизни Индии, арабских стран или Китая в период экспансии европейской культуры в XIX в., так как к уже имеющимся раз
витым системам социокультурной регуляции добавлялись новые, пришедшие из разных метрополий Европы.
Эрозии обычно подвергаются те этнические культуры, которые испытывают массированное воздействие извне и не имеют достаточно устойчивой и развитой собственной культуры, способной адекватно отвечать новым жизненным требованиям.
Убедительный пример такого процесса дает, как показал в своих работах С.А.Арутюнов, история айнов, которые оказались постепенно поглощенными культурой Японии. Подобные процессы происходили и с культурой американских индейцев, и лишь ценой создания искусственно поддерживаемых резерваций часть прежних этнических групп сохраняет прежний образ жизни.
Среди факторов, способствующих позитивному эффекту воздействия, следует выделить следующие:
а) степень дифференциации принимающей культуры. Общество, располагающее развитыми системами морали, права, художественной культуры, эстетики, философии, оказывается в состоянии адаптировать к себе функционально приемлемые нововведения, не подрывая основную духовную структуру;
б) длительность контакта, возникающая, например, на основе поддержания торговых путей между разными странами, гораздо результативнее, чем мощные, но кратковременные военные конфликты. Растянутое во времени воздействие вызывает не шоковое состояние и отторжение, а привыкание и постепенное принятие;
в) политические условия взаимодействия. Очевидно, что ситуация господства или зависимости во многом меняет и содержание культурного общения. Зависимость приводит к росту культурного протеста, к культурной интеграции угнетенных народов, в которой мобилизуются духовные силы общества для утверждения его единства и противостояния угнетению. Наглядное проявление эти процессы имели в период колониализма.
Колониализм и этнокультурные процессы. Колониальный раздел Азии и Африки оказал различное влияние на культурные процессы:
1. Расчленение сложившихся и складывающихся этнических общностей границами колониальных владений
нарушило этнические процессы, приведя к обособлению частей ранее единого народа и их дивергентному развитию (малайская общность, распавшаяся на две части в результате англо-голландских завоеваний; англо-французские захваты арабских территорий усилили тенденцию к атомизации этнических и языковых процессов в пределах отдельных колониальных владений).
2. Колонизация отдельных стран со сложившимися этносами, повлекшая за собой развитие экономических связей, путей сообщения, наоборот, стимулировала протекавшие этнические процессы (колонизация Вьетнама ускорила процесс формирования вьетнамской нации).
3. В результате колонизации произошло искусственное объединение различных этносов, далеких по языку и культуре (большинство стран Тропической Африки). Между этими этносами ранее не существовали прочные языковые контакты, и они стали осуществляться с помощью языка метрополии.
Колонизация не приостановила полностью процесса укрупнения существующих этнических общностей и распространения их культур, в частности, за счет ассимиляции крупными общностями более мелких. При этом ассимиляция через временное состояние билингвизма вела к монолингвизму и утрате родного языка.
Распространению некоторых культур способствовали также углубление экономических связей и усиление торгового обмена между разноязычными народами (малайская культура в обширном регионе Юго-Восточной Азии, суахили в Восточной Африке), потребность общения в районах сельскохозяйственного и промышленного производства, особенно в городах, прежде всего портовых, населенных разноязычным населением (волоф стал обиходным языком Дакара, где проживает более 30 этнических групп, а хиндустани — языком Калькутты, находящейся в бенгалоязычном районе Индии).
Распространение культуры, обусловленное торгово-экономическими контактами, как правило, не означало полную ассимиляцию и утрату родного языка целыми этническими общностями. Бикультурность формировалась лишь у отдельных представителей или узких со
циальных прослоек таких общностей и не имела тенденции к расширению.
Даже политика прямого управления не привела повсеместно к низведению широко распространенных культур до уровня семейно-бытовых. Культуры оказывали разную сопротивляемость, и это впоследствии проявилось в том, что в некоторых из них быстро и с большой легкостью язык метрополии был вытеснен из всех сфер общения и заменен автохтонными (вьетнамский, корейский). Другие языки не смогли так быстро заменить язык метрополии (Кампучия). Разная сопротивляемость культур не может быть объяснена только разной длительностью колониального господства (Корея — 36, Вьетнам — 60, а Кампучия — 67 лет). По-видимому, это зависит от того, что колониальные захваты совпали с различными стадиями национальной консолидации, становления национальных культур.
Политика прямого, а отчасти и косвенного управления накладывала ограничения на автохтонные культуры (запрещая применение местных языков в высших звеньях колониального управления), вела к сужению диапазона их функционирования и замедляла их развитие. В результате эти культуры после освобождения оказались не готовыми обеспечить совместное общение из-за бедности и недостаточной дифференциации. В период борьбы за национальную независимость в колониальных странах происходит консолидация антиколониальных сил, включающих все этнические общности и все их классы и социальные слои.
Обоснования духовной колонизации. Вплоть до XIX в. в духовных отношениях Запада с другими народами преобладали религиозные критерии. Нехристианские народы рассматривались как уступающие Европе н духовной иерархии. Индийский ученый К.М.Паниккар к книге “Азия и господство Запада” писал: “Деятельность христианских миссионеров был связана с экспансией империализма... Насаждавшаяся ими идея превосходства не только христианства, но и европейской цивилизации, их претензия на воплощение в учении христианской церкви полной и окончательной истины, исключающей правомерность других культур, вызывала от рицательную реакцию. Азиатские народы не приняли идею культурного превосходства Запада”*.
Секуляризация, охватившая Европу в XIX в., утверждает расовый критерий. Он был направлен против негроидных и азиатских народов и получил обоснование в “науке о расах”. Р.Киплинг и другие европейские литературные мэтры колониальной эпохи дали необходимое для формирования сознания колониальной буржуазии образное воплощение идеи превосходства белого человека над выходцами из неевропейских культур.
Но эволюция колониальных режимов допускала возможность европейски образованным представителям других рас и религий примкнуть к цивилизации. Под ней опять-таки подразумевалась именно европейская. Она считалась носительницей прогресса в отличие от всех других культур и независимо от степени их развития. Это подавалось так: цивилизованность не имеет своим критерием цвет кожи. Любые народы могут стать цивилизованными, если в процессе своего культурного развития откажутся от национальных традиций. Такая политика привела к созданию вестернизованной элиты, которая оказалась в духовном плену у Запада.
Критерии ^цивилизованности^. Вплоть до крушения колониальных режимов европейски понимаемая цивилизованность служила целям экспансии западных держав (к которым потом присоединились США и Япония) в “нецивилизованные” страны для обоснования получаемых преимуществ в торговой, политической и культурной сферах.
Важное обстоятельство заключалось еще и в том, что такая “цивилизованность” утверждалась вопреки принципам, которые долгое время существовали в Китае, Индии, Японии и Османской империи. К началу XX в. сложились следующие критерии принадлежности страны к цивилизованному обществу:
1. Государство должно гарантировать основные права:
на жизнь, достоинство, частную собственность, а также свободу передвижения, торговли и воспроизводства прежде всего для иностранцев европейского происхождения.
• Panikkar К. Asia and Western Dominance.- L., 1954.
2. Государство должно управлять своей территорией через достаточно эффективную административную систему.
3. Государство создает условия для регулярности дипломатических и информационных связей.
4. Цивилизованное общество утверждает гуманные нормы общественной жизни: не допускается самосожжение вдов, полигамия и рабство.
На первое место выдвигались свобода торговли и пе-редвижения. Именно к этим практическим соображениям сводился смысл европейского “универсализма” колониального периода. Хорошо известно, насколько решительно, всеми мерами (вплоть до войны) утверждали западные державы требование открыть “варварские” страны, т.е. обеспечить в них доступ товаров, которые были не только предметом потребления, но и средством при-* вязать эти страны к интересам метрополий. Товар стал воплощением рыночной цивилизации.
Второй критерий, вытекавший из первого, сводился к требованию соблюдения законов, обеспечению свободы и безопасности, прежде всего для торговцев. Он распространялся также на миссионеров, следовавших за ними по пятам и содействовавших обращению “варваров” в христианство, а соответственно и гарантированному потреблению новых товаров.
Остальные критерии утверждали универсализм европейских норм, их распространение в качестве законов на весь мир, на все “неразвитые” расы и народы. “Нецивилизованные” должны были постепенно приобщаться к новому образу жизни и его принципам, в чем и состояла “цивилизаторская миссия” Запада.
В начале XX в. Европа считалась политическим и культурным центром мира, и выдвинутые ею критерии цивилизованности стали основой принятия других стран в международное сообщество. Даже постепенное допущение в него некоторых неевропейских стран (Японии, Турции, Сиама) происходило при сохранении непререкаемости европейских критериев. По отношению к остальным признавалось вполне оправданным и законным вооруженное вмешательство, навязывание неравноправных договоров. Получила оправдание система протекторатов и колоний. Воздействие колониализма на культуру покоренных стран. Провозглашаемые колониализмом идейные принципы не соответствовали его же собственным реальным действиям. Внешний фасад колониализма украшали призывы приобщения к христианству, достижениям разума и цивилизации. Но за идеологизированной оболочкой скрывались грубые материальные интересы. Демагогия прикрывала насилие, алчность, расовое высокомерие по отношению к подчиненному населению. Реальность колониальных завоеваний, подавления освободительных движений, империалистических войн превращала понятие “цивилизация” в риторический оборот и дипломатический ритуал.
Разоблачение формализма колониального права как фактического бесправия стало важной задачей первых поколений азиатских и африканских национальных деятелей разных направлений. Но если умеренные стремились способствовать преодолению негативных сторон колониализма и утверждению цивилизации в рамках правосудия, то радикально настроенные повели решительную борьбу не только против колониализма, но и за национальное возрождение.
Колониальная эпоха в целом оказывала противоречивое воздействие на все сферы общественной жизни, в том числе на общественное сознание. Вводя прямо или косвенно элементы современности, колониализм вместе с тем приводил к разрушению прежних перспективных социальных и духовных начал в самих колониях или же к прямому насаждению традиционализма.
Так, в Индии с конца XVIII в. английские власти содействовали применению шариата для мусульман и кодекса норм, содержащихся в “Дхармашастрах”,—для индусов. Были призваны на помощь британские академические круги, которые переводили с санскрита “Законы Ману” и сборники древнеиндийских классических законов XI—XII вв. Контролируемые англичанами суды, обложив себя древними текстами, навязывали взятые из них законы в ущерб сложившемуся обычному праву. Даже там, где религиозные ученые пандиты и улемы проявляли гибкость и шли на компромисс, английские судьи, во всеоружии оксфордской индологии или исламистики, оказы-
пались гораздо более “последовательными”. Лишь в конце XIX в. было обнаружено, что древние “Законы Ману” не отвечают принятым среди массы населения нормам и приводят к опасному усилению традиционной элиты.
Позднее академическое востоковедение и культурная антропология, исследуя изолированные традиционные общности, рекомендуют оставить их в прежних рамках, тем самым утверждая их структурно-функциональную целостность. Заповедным полем таких исследований стали наименее затронутые модернизацией общества в африканской и азиатской глубинке. В 50—60-х гг. XX в. начинается кризис в культурной антропологии, оказавшейся слишком тесно связанной с интересами колониальных режимов как в выводах, так и по исходным предпосылкам.
Но помимо поддержки традиционализма, духовное воздействие колониализма велось также через утверждение идеалов и ценностей западной культуры, как воплощения безусловного прогресса. Колониальные режимы создавали видимость приобщения к развитым формам духовной жизни и достижениям западной цивилизации. Именно в этом заключалась убеждающая сила колониальной идеологии, воздействовавшей на умы, по крайней мере, образованных слоев на протяжении раннего периода колониального господства. Для буржуазного просветительства характерны установки на рост знаний и промышленное развитие, что должно привести к устранению традиционных, сковывающих человека форм мышления, поведения, застойных социальных структур и т.п.
Однако в колониальных условиях с особой остротой проявились социокультурные противоречия, присущие буржуазному обществу. Здесь происходит отчуждение новых производительных сил от народа. Ценностные ориентации, получившие высокую санкцию в буржуазном сознании, оказываются лишь уловками для затушевывания подлинных отношений, процессов разрушения основ существования широких масс. Преодоление колониальных взглядов и установок было необходимой предпосылкой борьбы за политическую независимость.
Просветительство и реформаторство. Важным фактором, определившим характер социально-поли тического и духовного развития стран Востока в конце XIX—XX в., стало движение за политическую и культурную модернизацию, получившее выражение прежде всего в просветительстве и реформаторстве. Это положило начало долгому и сложному процессу перестройки культурной жизни восточных и африканских обществ.
Огромное превосходство Запада в технике, военном деле и политической организации заставляло общественное сознание традиционных обществ признавать важное значение этих факторов сначала в международных отношениях, а затем и во внутренних делах.
Первоначально просветительство, в значительной степени формировавшееся под влиянием европейского Просвещения, оставалось элитарным течением и выступало в светской одежде. Отвергая традиционные формы жизни, его сторонники ратовали за распространение в своих странах общественных институтов Запада и за прямое усвоение западных форм сознания. Однако просветительство не смогло решить две основные, тесно связанные между собой социально-политические задачи, которые возникли перед странами Востока на новом этапе их развития, национальной консолидации и национального освобождения. Противоречивость его социально-политического содержания раскрывалась как при столкновении с монархическими режимами, на разумность которых оно продолжало уповать, так и в отношениях к колониализму. Выход из этих противоречий был возможен только за рамками просветительской идеологии и программы деятельности.
Но было бы неверно полагать, что просветительство сходит со сцены. Просветительская ориентация воспроизводится прежде всего растущей потребностью общества в развитии научных знаний. И в дальнейшем она вступает в сложное взаимодействие с другими течениями в культурной жизни, прежде всего с религиозным ре-форматорством.
Соединение просветительских идей с реформаторст-вом затронуло более широкие пласты общественного сознания, стало важным этапом формирования новых идейных течений. В центре внимания просветителей и реформаторов были проблемы преодоления феодальной
отсталости, изживания пережитков, устранения кастовой, расовой и религиозной дискриминации. Развитие образования, распространение научных знаний, создание новой литературы на живых языках в немалой степени способствовали пробуждению общественного самосознания. Реформаторы стремились избавить общество от слепого фанатизма, расширить права человеческого разума и возможности критического отношения личности к условиям своего существования.
Невежественность, скованность и пассивность народа были для них бесспорными фактами. У многих мыслителей возникают опасения перед массовой стихией. Власть, по их мнению, должна стать силой, которая способна вывести общество из прежнего состояния застоя. Без верховной власти, распоряжающейся судьбами всех подопечных, увеличивается раскол между богатыми и бедными, возникают рознь и вражда, подрывающие основы существования общества.
На практике реформаторам, как и просветителям, приходилось также вести длительную обременительную тяжбу с традиционными лидерами общества —духовенством, феодальными и дворцовыми кругами, имевшими устоявшиеся каналы влияния как на народ,так и на власть. Поэтому у реформаторов надолго сохраняется представление о необходимости сильной, но разумной власти, способной преодолеть местную ограниченность. Столкнувшись с упорным сопротивлением традиционных элементов и колониальных режимов, реформаторство становится более критическим и радикальным, перерастая в движения за национальное возрождение и самоопределение. Постепенно вступает в свои права национализм, и не только как противостояние западному империализму, но и как стремление к самоопределению общества на культурно-этнической и политической основе.
Национализм придает качественно новое содержание общественному сознанию. Он вырастает на том этапе, когда монархо-этатистские или религиозные формы сопротивления и регуляции общества утрачивают прежнее значение и усиливается тенденция собственно национальной интеграции. Его основные характеристики мы рассматривали выше, в гл. VIII.
Современная культурная экспансия Запада. Влияние западного мира (а также и Японии) на освободившиеся страны в области культуры глубоко противоречиво. Оно способствует закреплению подчиненного положения этих стран на мировом рынке, приводит нередко к разрушению прежних форм культуры, моральных норм и ценностей без полноценной замены их новыми, к подрыву духовного потенциала общества. Поэтому экспансия Запада встречает отрицательное отношение общественности освободившихся стран, а политика многих государств направлена на отпор культурной экспансии Запада или, по крайней мере, на ее ограничение. Эта экспансия все чаще определяется в международных документах как культурный империализм.
В новейших исследованиях подчеркивается, что империализм принимает разные формы и способен действовать в разных сферах. Обычно перечисляется пять форм империализма: экономический, политический, военный, коммуникационный и культурный. Понятие “культурный империализм” раскрывается обычно как использование политической и экономической власти для возвышения и распространения ценностей и обычаев иностранной культуры за счет культуры другой нации. Перечисленные виды империализма присутствуют постоянно, но роль, отводимая каждому из них, может меняться, что приводит к перестройке методов воздействия в зависимости как от глобальной ситуации, так и от возможностей, к которым империализм может прибегать в данной конкретной стране.
В сфере самой культуры характерными чертами культурного империализма считаются следующие*:
1) перенесение образа жизни и потребительских ориентации, присущих западному обществу;
2) насаждение западной культуры как универсальной, исключающей вклад других культур;
3) стремление достичь путем культурных связей политических целей;
* Здесь воспроизводится перечень, приведенный в статье Cultural Imperialism из американского словаря •“The Harper's Dictionary of Modern Thought” (N.Y„ 1976.- P. 303).
4) односторонний поток информации от “центра” к “периферии” (т.е. от крупнейших западных компаний в области индустрии развлечений и средств массовой информации и коммуникации к многочисленной аудитории в других странах);
5) формирование социально-культурной элиты, которая должна способствовать утверждению прозападных ориентации и служить, тем самым, опорой влияния буржуазного Запада.
Транснациональные корпорации и культурная экспансия. Культурная экспансия — важная составная часть и необходимая предпосылка деятельности транснациональных корпораций (ТИК), подчиняющих себе различные сферы общественной жизни в развивающихся странах. Их деятельность не ограничивается экономикой. Она дополняется как политическим давлением на правительства или же на оппозиционные силы, так и интенсивным социальным и культурным влиянием. Для успешного функционирования ТНК внедряют соответствующие социальные и духовные механизмы в принимающее общество. В результате происходит не только изменение моделей потребления, но и перестройка всей системы ценностных ориентации, в которой доминирующей становится установка на потребление.
ТНК придают значение социокультурным инвестициям, чтобы обеспечить интересы своего производства. Они обеспечивают производство такой масскультуры, которая ведет к идеализации образа жизни, идеологии, ценностей, мировоззрения и искусства метрополий, к их некритическому принятию, порождая чувство неполноценности в отношении к собственным культурам.
ТНК претендуют на деидеологизацию своей деятельности, сводящейся якобы только к производству и продаже товаров, обеспечению культуры бизнеса и культуры потребления, что будто бы и означает ориентацию на материальные интересы. На самом деле вместо прежних мифов, в которые облекались человеческие отношения в доиндустриальных обществах, капитализм утверждает товарный фетишизм. Товар не только продается. Он функционирует в огромной степени как часть соответствующего образа жизни, предполагаемого всей системой средств массовой коммуникации, массовой культуры и рекламы. Здесь опять-таки существует высокая степень монополизации. Крупнейшие корпорации по производству культуры: кинофильмов, телевизионных программ, музыкальных записей, журналов, газет, книг, игр и т.д.— принадлежат США, хотя с ними в острую конкуренцию вступают японские, английские и французские компании.
Реклама способствует внедрению завышенных потребностей, непригодных для данного общества. Она отвечает коммерческим интересам, а не подлинным потребностям населения в поддержании здоровья, питании, одежде. Система внушения должна заменять подлинные потребности в питье и спрос на кока-колу или пепси, натуральное молоко — на порошковое, продающееся в яркой упаковке, и т.д. Потребность в еде превращается в спрос на широко рекламируемые “шоколадные батончики”, потребность в транспорте — в спрос на автомашины модных марок, потребность в жилище — в спрос на особняк с приспособлениями для высокого комфорта. Ломка прежних потребностей, тесно связанных с обычаями и этническими культурами, приводит к разрушительным последствиям во всей системе привычных ориентации и стремлений. Впрочем, подчас в культуру потребления с большой готовностью включается местная экзотика, также служащая целям престижного потребления и досуга. “Чудеса” Востока и Африки входят в реестр коммерческих доходных предприятий.
Если интересы самих ТНК оказываются вполне удовлетворенными видимым расширением потребления производимого ими продукта, то этого нельзя сказать ни об интересах широких слоев населения, ни об интересах общества в целом. Предлагаемый образ жизни дорого стоит в прямом и переносном смысле. За него надо расплачиваться подчинением своей жизни и труда законам капиталистического производства, которые оказываются гораздо более безжалостными, чем прежние тотемы, табу и религиозные запреты.
Распространяясь на различные сферы образа жизни, такого рода потребительские ориентации нередко сказываются весьма драматично не только на социальном, но и прямо в экономическом плане. Широко известный
пример пагубности такого потребительства, навязываемый массовой рекламой с использованием социально-психологических факторов, деятельность швейцарской фирмы “Нестле”, пропагандирующей во многих странах мира искусственное кормление младенцев с использо-ианием продуктов этой фирмы. Замена естественного вскармливания бутылочным приводит к значительному росту расходов на импорт, превышающих в ряде африканских и азиатских стран бюджет органов здравоохранения. Другим результатом такого навязанного потребления в условиях низкого уровня жизни становится повышение уровня детских заболеваний. По ориентировочным подсчетам, все это обходится развивающимся странам в сотни миллионов долларов. И это лишь один пример того, как культурно-психологические средства используются для усиления экономической зависимости.
Реклама новейших товаров направлена на различные слои населения. Она разрабатывается весьма дифференцирование и с использованием всякого рода мимикрии, в том числе так называемой культурной экзотики. Ведь она должна привлечь прежде всего состоятельные, платежеспособные слои населения.
Моссовет культура в системе воздействия. В слаборазвитых странах влияние массовой культуры оказывается еще более противоречивым, чем в тех, где достигнут высокий уровень развития. Оно создает видимость доступности для индивида иного, более легкого существования, что должно способствовать подсознательному убеждению в преимуществах западного образа жизни, его некритическому принятию и идеализации, порождая чувство неполноценности в отношении к собственной культуре.
Распространяемая с Запада массовая культура тесно связана с консьюмеризмом, т.е. с погоней за теми вещами, модами, услугами, знаниями, которые будто бы определяют принадлежность человека к высшим слоям общества. Приспосабливаясь к поощрению таких взглядов, массовая культура внушает мысль о первостепенной значимости индивидуальных нужд, личных интересов по сравнению со всеми общественными.
Массовая культура, выражающаяся в широком распространении развлекательной литературы, кинофильмов и телепрограмм легкого содержания, приводит к разрушению существующих норм поведения и потребления, прежде устоявшихся представлений и ориентации, заменяя их новыми мифами и фетишами, привязанными к запросам того рынка, на котором местному населению часто нечего продать.
Роль средств массовой информации. Ведущие капиталистические державы интенсивно используют огромные возможности современных средств массовой коммуникации для усиления своего влияния во внешнем мире. Термин “информационный империализм” давно устоялся как в политической, так и в научной литературе.
Западные информационные агентства, прежде всего четыре таких “кита”, как АП, ЮПИ, Рейтер и Франс Пресс, навязывают свое восприятие мира. Значимость новостей и информации, вырабатываемых этими агентствами, отражает запросы развития капиталистических держав, для которых реальные жизненные проблемы огромных масс населения других стран не имеют особого значения. Эти проблемы менее важны, чем различного рода крупные или мелкие сенсации, будоражащие умы западной публики. Достижения же развивающихся стран в экономическом, социальном или культурном отношениях не могут проникнуть на рынок информации. Система массовых коммуникаций не столько способствует свободному распространению информации, сколько извращает представления о действительно важных событиях, происходящих в мире. И дело не только в том, что поток информации, например, из ведущих капиталистических стран в развивающийся мир в 100 раз превосходит обратный поток. Дело, прежде всего, в содержании этого потока, в характере информации, отражающей потребности ведущих капиталистических держав.
Более того, ТНК, действующие в сфере информации, стали дополнением и продолжением промышленных ТНК. Информация и идеи, распространяемые через сеть массовых изданий, радио, телевидение, кино, рекламу и т.п., проникают в сознание человека и его психологию, создают предпосылки для принятия ценностей и норм,
отвечающих потребностям развития постиндустриальных общественных систем. Формы выражения и содержание информации, распространяемой через сеть массовых коммуникаций, отражают идеологические и ценностные установки общества, находящегося на “технотронной” стадии, но они во многом резко расходятся как с возможностями менее развитых стран, так и с их перспективными путями развития.
Борьба за культурную независимость. Развивающиеся страны ведут решительную борьбу за решительную перестройку международных отношений в области культуры. Культурная политика, разрабатываемая большинством развивающихся стран, все более включает в себя решительные требования устранения пагубных последствий засилья Запада в сфере культуры и средств массовой информации, поддержания суверенитета и обеспечения самостоятельного развития. Это неприятие сопровождается утверждением соответствующих позитивных ценностей (солидарность, всеобщность, гармония, преемственность), облекаемых в специфическую симво^ лику и семантические конструкции, сложившиеся в рамках каждой из цивилизаций и трансформируемые в соответствии с требованиями современности.