Глава XI. Доиндустриальный тип социальности и культурная регуляция 8 страница
Опыт развивающихся стран за последние десятилетия свидетельствует, что социокультурная система буржуазного Запада встречает сопротивление других культур, лишающее ее в этих странах органичности и устойчивости. Это, конечно, не исключает тенденций проникновения западной культуры и довольно широкого ее распространения. Но существуют несомненные объективные пределы такого распространения, а нередко динамика взаимодействия культур приводит к тому, что инородная культура сталкивается с нарастающим неприятием, ограничением и вытеснением.
Современные тенденции межкультурного взаимодействия
Помимо культуры, обнаруживающей вполне определенную принадлежность к буржуазному Западу, выделяют мировую межнациональную и индустриально-городскую культуру. В общем плане к ней относят как высокую художественную культуру различных регионов, так и продукцию массовой культуры, формы бытовой культуры (одежда, пища, утварь, жилище), формы досуга (туризм), спорта и психофизической тренировки (футбол, гимнастика, йога, каратэ и т.п.), элементы социального поведения и организации (формы брака и семьи), политическую культуру и т.п.
В этой культуре соединяются достижения разных народов. Однако ее формирование происходит преимущественно в западной среде. Произведения высокой культуры обычно получают признание через ЮНЕСКО, на западных фестивалях и конкурсах (или через присуждение международной премии), а уже затем в остальном мире. Аналогичные процессы происходят и в общественной мысли, так как философские и идеологические течения, порожденные на Западе, интенсивно проникают в сознание интеллигенции других стран, вступая в сложный синтез и симбиоз с автохтонными течениями.
Важным компонентом общемировой политической культуры является международное право, которое регулирует политические отношения между государствами, межгосударственными организациями (прежде всего ООН), а также внутри национально-освободительных движений. Важнейшим принципом этого права является мирное сосуществование, в условиях которого и были выработаны структура и механизм международных отношений, охватывающие разные сферы. В области сотрудничества по социальным, культурным и гуманитарным вопросам осуществляются такие основные принципы: содействие социальному прогрессу всех народов, соблюдение прав человека и основных свобод, уважение прав национальных меньшинств, запрещение расовой дискриминации, ликвидация социальных последствий колониализма и неоколониализма,взаимное обогащение духовными ценностями, культурой, искусством.
Важным следствием международной правовой культуры, признающей принцип национального суверенитета, является утверждение принципов культурного плюрализма. Появление десятков “новых” государств в дополнение к
116
ужг существовавшим создало сложное поле взаимодейст-кия культур, получивших право на признание.
Настойчивые усилия молодых государств привели к кардинальному изменению содержания международного права в том числе и в плане признания принципов культурной самобытности и независимости всех суверенных государств.
Важным компонентом современной мировой культуры стала также наука как сумма знаний и как мировоззрение. Несомненно, что в своих интеллектуальных и технологических достижениях наука выходит не только за национальные рамки, но и за пределы локальных цивилизаций и именно поэтому провозглашается всеобщим достоянием, основой для коммуникации, взаимного общения и взаимодействия. И в освободившихся странах она стала неизменным достоянием образовательных программ, ее популярные элементы вошли в повседневные ориентации населения. И все же, пожалуй, в еще большей степени, чем это имело место в истории международного права, в общественной мысли этих стран сложилось двойственное отношение к науке. С одной стороны, в ее принятии усматривается не только приобщение к достижениям мирового значения, но и источник национального усиления, что превращает ее подчас в объект национального соперничества. Но с другой стороны, наука в существенных отношениях рассматривается как средство подчинения различных сторон бытия давлению империализма. Многие мыслители видят в науке двойственное начало в духовном плане, так как она неорганична структуре духовного производства и ценностям, сложившимся в незападных обществах.
Развернутое правовое изложение, а также практическая реализация принципов международного культурного сотрудничества даны в документах и деятельности ООН и ЮНЕСКО. Общая декларация этих принципов была принята на конференции ЮНЕСКО в 1966 г. в лень двадцатой годовщины создания этой организации. В этой декларации прежде всего констатировалось, что следует уважать и сохранять самобытность каждой культуры, так как все они обладают своим достоинством и ценностью, являясь частью общего достояния человечества. Цели сотрудничества в сфере культуры составляют взаимное обогащение и укрепление дружбы между нациями и взаимное понимание образа жизни каждого народа. Особенно подчеркивалось, что культурное сотрудничество должно выявлять идеи и ценности, способствующие созданию обстановки мира.
Высокая роль культуры и укрепления взаимопонима-. ния и дружбы между народами постоянная тема официальных деклараций и всех материалов ЮНЕСКО и других международных организаций. Всемирная конференция по политике в области культуры, состоявшаяся в Мехико в 1982 г., в частности, призвала все страны к ^“культурному и научному сотрудничеству на основе ра-/венства и взаимного интереса как важных факторов укрепления мира, дружбы и взаимопонимания между народами”. Именно культура порождает те духовные достижения, которые способствуют гармонизации отношений между народами. В культуре выявляется и находит свое разрешение та взаимозависимость, в которую вступают между собой различные народы. Именно поэтому необходимо содействовать созданию нового мирового культурного порядка, основанного на признании и утверждении единства и разнообразия его народов и культур.
Принцип культурного плюрализма в международном плане означает самоопределение в той или иной степени различных самостоятельных культурных общностей (локальных этносов, наций, регионов, цивилизаций), сохраняющих некоторую специфику в духовной жизни. Право на культурное самоопределение, на обеспечение самостоятельности в деле развития национальной культуры в той или иной форме выражено во всех конституциях и официальных программах правительств освободившихся стран.
Несомненно,что усиление разнообразия культур,тенденции к самоопределению на основе не только политических факторов, но и культурной общности объективная закономерность нашего времени, обусловленная вовлечением широких масс в активную деятельность, участие во всей жизни своего общества. И духовная культура естественная сфера их самовыражения. Тем не менее гипертрофия плюрализма может привести к обост
рению тех сложностей, с которыми сталкиваются в своем < 1 ановлении и развитии освободившиеся страны. При-шание естественности и неизбежности самоопределения каждой культурной общности чревато ослаблением или расколом, подрывом тех тенденций к объединению, на основе которого эти страны стремятся решить свои проблемы.
Для многих полиэтнических африканских обществ усугубление плюрализма означало бы закрепление этнической разделенности, что столь пагубно отражается на всей жизни общества. В маленькой Малави четыре миллиона жителей делятся на 13 этнических групп, и общение между ними в рамках производства еще недостаточно, чтобы породить постоянство связей в других сферах.
Защита культурного плюрализма нередко встречает отпор со стороны многих национальных лидеров. Подобный плюрализм, доводимый до уровня этноса и племени, явно идет вразрез как с тенденциями национальной консолидации, так и с общим стремлением многих стран Азии и Африки выступать сообща в защиту своих ин-icpecoB. Неизбежным спутником такого рода плюрализма становится тенденция к дезинтеграции крупных политико-культурных объединений и возникновению острых конфликтов от племенных до межрегиональных. Но дело еще и в том, что основное выражение такого плюрализма усматривается в сферах, мало в чем ущемляющих “универсализм'” мирового капиталистического рынка.
В самих освободившихся странах такие тенденции, несомненно, имеющие место, подвергаются нередко осуждению со стороны сторонников национального и паннационального единства, отрицательно относящихся ко всему, что может его подорвать или ослабить. Возникающая при этом дилемма звучит достаточно напряженно: как преодолеть дезинтеграцию первичных ячеек и создать устойчивые культурные общности, не порождая при этом межгрупповых, межэтнических и межнациональных конфликтов и не снижая жизненных потенций первичных ячеек?
Демонстрируя не только одобрение культурного плюрализма, но и признавая его за всеобщую реальность, сторонники ускоренной модернизации выдвигают именно экономику как основу взаимосвязи, которая снимает негативные последствия культурного плюрализма. Последнему при этом оставляется функция поддержания жизнеспособности различных этнических групп, наций и даже цивилизационных комплексов, при условии, что они не будут сдерживать экономическую интеграцию.
Как в Индии, в рамках единого государства, так и в странах АСЕАН в рамках межгосударственного союза существуют многочисленные и глубокие различия между национальными, языковыми, религиозными, хозяйственными общностями, что крайне осложняет создание культурного единства. Поэтому большей частью проблема культурного плюрализма решается через принцип “единство в разнообразии”, означающий сохранение и автономное сосуществование различных общностей и вариантов культуры, при создании устойчивой общей сети культурных обменов, дополняемой общеполитическими и административными структурами. Вспомогательная роль при этом отводится элементам культурной общности: религии, языку, праву, системе образования, средствам массовой коммуникации.
Таким образом, принцип самоопределения культурных общностей не может служить безусловным критерием в подходе к проблемам культуры, так как он оказывается условным, зависимым от других факторов общественного бытия. Самостоятельность культур различных общностей дополняется их взаимодействием либо на основе общей духовной жизни, либо через налаженную систему взаимопонимания.
Глава XIV. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
Основные темы. Формирование теории модернизации и пути преодоления западоцентризма в оценке духовных аспектов развития. Вклад М. Вебера и позднейших социологов в создание сравнительной теории модернизации. Пересмотр ранних концепций “вестернизации” как неизбежности подражания Западу в основных сферах социокультурной регуляции.
Сущность модернизации. Социально-экономические, политические и социокультурные аспекты модернизации. Основные факторы модернизации: усиление разнообразия общест-иснной жизни, рост разделения труда, освоение новых типов производства, накопление средств производства. Исходное противоречие модернизационного процесса: наложение и взаимодействие принципиально различных типов социокультурной регуляции. Социокультурные проявления этого противоречия: между традициями и современностью, между собственным достоянием и инородной культурой, между потребностью в развитии и сохранением стабильности. Социокультурная^ многоукладность как отражение этих противоречий.
Варианты взаимодействия традиций и современности:
1. Симбиоз как сосуществование разных укладов во взаимно изолированных сферах. Анклавы современности и “море традиционности”. Границы прямого переноса элементов западной культуры в другие страны. 2. Модернизация против традиционности и конфликт культур. Разрушение прежних форм культуры и форсированное проведение “вестернизации”. Индивидуализация отношений, разрыв или деформация прежних форм социальной связи и духовных ориентации. Социальные и межэтнические противоречия. 3. Синтез как приспосабливание современных элементов культуры к прежнему социо-культурному достоянию и преобразование этого достояния. Перенос прежних солидаристских ориентации на новые формы деятельности и духовная трансформация общества.
Социальные разрезы культуры переходного общества. Роль социально активных слоев, элиты, буржуазии, рабочего класса и крестьянства в процессах модернизации. Противоречия между вестернизованными группами и традиционными слоями населения. Интеллигенция и культура в условиях модернизации общества. Интеллигенция как носитель новых форм духовности и как выразитель настроений протеста против пагубных последствий модернизации. Противоречивость положения интеллигенции между старым и новым, своим и чужим достоянием в культуре.
Структурная модернизация как путь компромиссного, постепенного изменения общества, предполагающего сохранение его специфики. Эндогенные и экзогенные факторы модернизации. Фабрика, школа и масс-медиа как средства социокультурного обновления. Семья и этно-национальные связи как средство поддержания социальной устойчивости. Межэтнические конфликты и способы их урегулирования.
Модернизация и идеология. Культурный национализм и факторы межэтнической напряженности. Религия и национализм в процессах самоопределения. Социалистические течения. Основные тенденции в религиозной жизни. Консервативный традиционализм, реформаторство как осовременивание религии и приспосабливание ее к новым условиям и формам деятельности. Радикальный фундаментализм как возрождение интегративных принципов религии и консолидация общества в противостоянии прозападной модернизации.
Формирование теории модернизации
Еще и в наше время достаточно часто в широкой околонаучной публицистике можно встретить взгляды на модернизацию, как бы продолжающие идеи просветительства, столько раз подвергнутые критике и даже осмеянию (начиная, может быть, с романа-памфлета Вольтера “Кандид”). Согласно этим взглядам, модернизация состоит в том, что в обществе происходит постепенное изживание прежних, традиционных форм поведения и регуляции общества, преодоление деспотизма и авторитаризма, заменяемых новыми, основанными на принципах разума, науки и правильного управления. От неизменного, косного порядка общество переходит к процессу постоянного изменения и совершенствования. Такого рода принципы в разных вариантах можно встретить в учениях либерального, реформаторского или социалистического направления. Существуют и крайние сторонники “тотальной перестройки” как разрушения порядков, “доставшихся от царя Гороха”, хотя большинство идеологов все же допускают те или иные ограничения на темпы перемен и сохранение некоторых элементов предшествующего состояния общества.
На протяжении 50-х — начала 70-х гг. теория модернизации в целом разрабатывалась в рамках концепции “вестернизации”, основанной на идее универсальности западного либерализма, полагавшего, что все страны и народы в своем развитии проходят одни и те же “стадии роста”, определяемые прежде всего объемом валового национального продукта (ВНП), совокупного дохода и
накоплений. Инициатором, моделью и постоянным стимулирующим началом выступал Запад. Поэтому последователи теории “вестернизации” полагали, что как исторически, так и логически процесс осовременивания подразумевает, во-первых, принятие капиталистических методов ведения хозяйства, а во-вторых, экспансии Запада как “мировой цивилизации”.
Эти взгляды были подвергнуты основательной критике теорией модернизации, сформированной в результате долгого и трудного переосмысления опыта реального развития и неадекватности рекомендаций различного рода экспертов. Как уже упоминалось в гл. II, в ходе поисков нужной парадигмы пришлось отказаться от терминов “европеизация” или “вестернизация” как обозначения всестороннего уподобления общества западным образцам. А сохранившийся термин “американизация” приобрел явный критический и негативный смысл. Многочисленные и тяжелые провалы курса на интенсивную “вестернизацию”, острая реакция общества на ее пагубные последствия заставили пересмотреть прежние поверхностные рекомендации. Впрочем, это касается серьезной социологии или культурологии. В публицистике и политике, как известно, слишком часто еще используются формулы типа “открыть двери Западу” или “войти в мировую цивилизацию”. Такого рода идеологические крайности неизбежно порождают ответные призывы к “утверждению самобытности”, “возрождению ислама”, “возрождению России” и т.д. Однако и то и другое в полной степени неосуществимо, не соответствует реальным принципам регуляции общества и мировым взаимоотношениям.
В сущности, еще Маркс и Энгельс дали глубокий теоретический анализ своеобразия и особенностей становления западного капитализма как особого варианта общественного устройства, принципиально отличающегося от того, что составляет основы азиатских или восточных обществ. Именно им мы обязаны, как уже упоминалось, разведением двух различных типов социальности, порождающих и иные отличия в обществе. Хотя у самих основоположников марксизма не содержится концепции самостоятельного развития незападных обществ. Как они предполагали, созревание индустриального общества на Западе приведет к втягиванию в буржуазные отношения и “цивилизацию” остального мира, устраняя все национальные перегородки. Дискуссии об “азиатском способе производства” помогли многое понять в различии структуры динамики западных и восточных обществ, однако за рамками рассмотрения остались важные компоненты социальной регуляции. Сосредоточенный на выявлении роли экономических факторов в социальной регуляции, марксизм оставлял в стороне собственно культурные аспекты, относя их к вторичным, надстроечным. Как мы видели, именно М.Веберу принадлежит заслуга сравнительного изучения духовных факторов роста капитализма в Европе и негативного влияния этих факторов на динамику восточных обществ.
Как для К. Маркса, так и для М.Вебера проблема модернизации отсталых обществ еще в должной степени не вставала, однако их подходы давали достаточно оснований для сопоставительного анализа роста капитализма и динамики различных обществ. Однако на протяжении более половины XX в. проблематика специфики выпала из внимания большинства исследователей и в концепциях развития возобладала идея универсальности западной цивилизации, порождением которой и является капитализм, гражданское общество, секуляризация и практическая рациональность деятельности.
В XIX или начале XX в. лишь в некоторых научных и идеологических течениях выявлялась специфика собственного развития незападных стран. Этому препятствовала и колониальная система, движущей силой которой была идея уникальности западной цивилизации и ее права на господство над другими народами. Однако в 60 — 70-х гг. XX в. многочисленные трудности, срывы модернизации и застойные явления в большинстве стран заставили исследователей пересмотреть прежние универсальные модели и обратиться к сравнительному изучению процессов развития. Огромное внимание стало уделяться сопоставлению как политических, так и соц-иокультурных систем, прежде всего религии как фактора, формирующего такие системы. На этом, более зрелом этапе теории модернизации формировались через обра
щение к наследию как К.Маркса, так и М.Вебера, хотя их концепции подверглись значительному переосмыслен пию.
Современная социологическая мысль выработала основательную теорию модернизации, в которой выявляются многообразные и противоречивые процессы, возникающие в русле общих перемен, дифференциации обществ, проявляющейся в ходе модернизации, а также место и роль каждого компонента социальной регуляции, включая социокультурные аспекты. Как пишет известный западный ученый в области теории модернизации С.Эйзенштадт, “крушение классической модели и представления об универсальном современном обществе” сопровождалось следующими важными выводами:
1. В прямолинейном виде политика модернизации ведет к дезорганизации, разрушению и хаосу в обществе, социальным потрясениям, срывам и откату от реформ.
2. В процессах модернизации особую роль играют сложившиеся в обществе духовные ценности, трудовые ориентации, менталитет, “символические структуры” и тип сложившихся элит.
3. Модернизация сопровождается оживлением прежнего духовного достояния, имеющего жизненно важное значение для сохранения стабильности общества.
Мы видели уже в гл. II, как происходило осмысление характера культурных изменений в общественной мысли освободившихся стран. Специфика культурного достояния и складывающееся в обществе положение накладывают отпечаток на духовные изменения. Тем не менее можно выделить и общие закономерности, которые так или иначе сказываются в развитии стран Запада и Востока.
Исходная закономерность развития незападных стран заключается в том, что в этих странах осовременивание происходит как “вторичный” процесс, “индуцированный” прежде всего извне, как наложение на внутренние, собственные закономерности и структуры. Однако другой стороной в этом процессе является та социокультурная система, которая воплощена в самобытности данного общества, своеобразии его характеристик, складывавшихся на протяжении длительного времени.
Сущность модернизации
Модернизация — это процесс движения доиндустри-альных обществ, основанных на традиционных (комму-нитарных) типах социальности, к тем экономическим и политическим системам, а также массовой культуре, которые характерны для развитых стран капитализма. Таким образом, модернизация означает прежде всего рост возможностей применять современную технологию в важнейших сферах материального и духовного производства, расширение современных форм потребления, но вместе с тем создание условий (социальных, политических и культурных) для развития нового производства.
К числу важнейших факторов модернизации относятся следующие:
— в экономике — расширение индустриальных технологий, основанных на использовании капитала и научного знания, широком освоении природных ресурсов, расширении вторичного (переработка, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, развитие рынков товаров, капиталов и труда;
— в социальной сфере — ослабление прежних предписанных (аскриптивных) типов социальности и расширение сферы новых целерациональных связей, основанных на профессиональных или рыночных критериях, что сопровождается ростом социальной и профессиональной дифференциации, в особенности классовой и имущественной, разделением между производством, политической и общественной деятельностью, ростом урбанизации и вовлечением деревни в рыночные отношения с “большим миром”;
— в политической — образование централизованных национальных государств, в рамках которых формируются различные социально-политические движения и группы, отстаивающие свои интересы;
— в культурной — дифференциация духовных систем и ценностных ориентации, секуляризация и плюрализа-ция общественного сознания и образования, распространение грамотности, формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологических течений, развитие масс-медиа и систем коммуникации.
В духовной жизни получает признание ориентация на перемены (реформы) и отказ от прежних запретов на нововведения, от приверженности косным традициям. Однако перемены не охватывают всей совокупности соц-иокультурной регуляции, а признаются лишь в функционально необходимых сферах, связанных с новыми ожиданиями. Важным изменением в духовной сфере становится расширение секуляризации через рост автономности хозяйственной и политической деятельности, расширение практических и целерациональных сфер деятельности, где определяющим критерием становятся не моральные, духовные или эстетические соображения, а эф-фективость и практическая польза.
Важными параметрами этих изменений (которые можно измерить эмпирически), являются степень мобильно" сти населения, мера его участия в социальном и политическом управлении, приобщенность различных социальных групп к современной культуре. Модернизация охватывает все более широкие слои населения, выводя их из прежних застойных форм быта и производства. Однако в структуре модернизационных процессов всегда происходит усиление предпринимательских слоев и разрастание наемного труда, что и означает оформление классовой структуры общества.
В институциональном плане модернизация означает рост дифференциации институтов, принимающих на себя функцию регуляции новых форм деятельности. Все сферы жизни, включая религиозную, приобретают большее разнообразие, нарушающее и ломающее прежние рамки.
В культурном плане особое значение имеют также и такие обстоятельства: этническая, религиозная, идейно-политическая и социально-культурная ситуации в стране или в конкретной территориальной общности; уровень, широта и доступность системы образования; степень развитости средств массовой информации; правовая регуляция отношений и т.д.
Принципиальное значение имеет и вопрос о том, какие силы приводят в действие процесс модернизации:
происходит ли она в условиях прямого колониального подчинения или при сохранении государственной независимости; вводится ли она “сверху”, действиями властей или же под влиянием каких-то социальных слоев и групп, созревших к освоению новых технологий и образа жизни.
На поверхностном уровне рассмотрения социальных процессов может возникать впечатление, что основой модернизации является преобразование техники и технологии производства, перемены в экономических отношениях, что должно вести за собой и перемены в поведении населения, а значит — и изменения в социальных отношениях, политике, праве, идеологии и культуре. Попытки такого порядка введения преобразований неизменно заканчивались неудачей. Всякий процесс экономических преобразований должен быть обеспечен соответствующими социальными и культурными основаниями. В социальном плане движущей силой модернизации выступают большей частью активные слои, занимающие как бы стороннюю, промежуточную позицию по отношению к прежним основным классам. Такими были буржуа по отношению к крестьянам, ремесленникам и феодалам в эпоху раннего промышленного переворота. Такую же роль играли городские средние слои и технократы по отношению к пролетариату и буржуазии в период развертывания зрелого индустриального общества с массовым производством. На новом этапе модернизации активную роль играет новый рабочий класс, состоящий из высококвалифицированных работников, массовые движения типа “зеленых” и т.п. Тем не менее успешная модернизация всегда отличалась “центризмом” как соединением модернизаторских слоев, органически выраставших из недр общества, с влиятельными частями других классов при “отсечении” крайних течений и достижении положительного социального консенсуса.
Модернизация — процесс противоречивый. Она включает в себя борьбу старого и нового, разрушение и созидание, столкновение интересов различных социальных и политических сил, которые борются за получение наибольших выгод в новом социальном устроении или же просто за выживание. Эти противоречия усиливаются, накладываясь на разнородность социальной среды.
Основное исходное противоречие — наложение и столкновение крайне несходных типов социокультурного
устроения, которые мы уже рассматривали в гл. III, XI и XII. Общность и система взаимодействия, возникающие на основе коммунитарных связей и оформляемые | акрализованными нормами, моральными ориентациями и смыслами, объединяющими ритуалами и авторитетами, утрачивают свое прежнее значение и сталкиваются с новым типом социальных отношений, основанных на товарно-денежных связях. Прежние тотальные системы аск-риптивной социальности, в которой каждому индивиду было отведено определенное место, утрачивают свое прежнее значение, разрываются на различные фрагменты, происходит сложная “перетасовка” прежних отношений, а наряду с ними растущее значение приобретают новые, основанные на функциональных и достижительных критериях.
Как в социально-политическом плане, так и в духовно-психологической жизни общества возникают самые разнородные тенденции. Процессы роста переплетаются i тенденциями застоя. Хотя значительные сферы общественной жизни подчиняются новым принципам и целям, связанным с индустриализацией и коммерциализацией,:”то происходит во многом в уродливых формах разложения и крушения жизненных основ широких масс населения.
В идеологической сфере это столкновение порождает острую борьбу между “модернизаторами” и “консерваторами”, “реформаторами” и “реакционерами”, “западниками” и “национал-патриотами”, “либералами” и “фундаменталистами” и т.д. Но социокультурный анализ выявляет наличие сложного переплетения различных групп, тенденций и сил в обществе, которое принято называть многоукладным. Оно означает наличие, сосуществование и взаимодействие различных экономических, социальных, культурных компонентов, не сводимых в единую систему регуляции. Многоукладность приводит к значительной дробности общества, совмещающего i радиционные, современные и переходные элементы в самых разных сочетаниях и вариациях. Разнообразие холя йственных структур раскалывает классы на многие страты, национально-этнические и конфессиональные факторы во многом перекрывают социально-экономические структуры, но и сами оказываются частичными, подверженными новым политическим и экономическим интересам.
Многоукладность — важная определяющая черта как социально-экономической, так и социокультурной жизни, что означает далеко идущее изменение всей системы духовного производства.
Таким образом, основное противоречие, указанное выше, претворяется в тройное противостояние, проявляющееся постоянно, хотя и в разной степени.
I. Столкновение традиций и современности, т.е. между сложившимся в обществе достоянием, мало отвечающим требованиям “вхождения в мировую цивилизацию”, обремененным устарелыми структурами, принципами и нормами, и новым, означающим открытие путей развития, оживление общественной жизни, устремленность к переменам, освоение новых форм деятельности и мышления.
II. Столкновение между привносимой западными со-циокультурными и политическими принципами, приспособленными к развитой буржуазной цивилизации, и собственным достоянием, обеспечивающим выживание огромных масс населения. В этом измерении Запад предстает как носитель пагубного и разрушительного начала, а свое сложившееся национальное и религиозное достояние — как основа существования общества.