Как полагают многие исследователи, с середины 70-х гг. в духовной жизни развитых стран, вступивших в постиндустриальную эпоху, отчетливо проявляется направление, получившее название постмодернизма*. Это направление особенно заметно повлияло на идеологическую и религиозную жизнь, на литературу и искусство, на гуманитарное знание (постструктурализм). Постмодернистская ментальность складывается как преодоление модернистско-авангардных установок и ориентации, как адаптация духовной деятельности к условиям зрелого демократического общества, отличающегося плюрализмом в самых разнообразных сферах бытия.
Попытка системного анализа постмодернизма затрудняется его крайним принципиальным разнообразием, сосуществованием различных творческих парадигм и подчеркнутым отрицанием стиля как принципа духовности. Поэтому во многих работах подчеркивается его “антиэстетический” характер, его деструктивность по отношению ко всем сколько-нибудь принятым общим принципам, его стремление к выявлению частностей культурной жизни, не поддающихся регуляции. Постмодернизм претендует на то, чтобы преодолеть эстетическую или рефлексивную дистанцию между культурой и практической жизнью, что нередко ведет к его обвинению не только в разрушении модернизма, но и саморазрушении. Подчеркнутая “антистильность”, смешение жанров, фрагмен-
* Некоторые критики возводят появление постмодернизма в литературе к роману Д.Джойса “Поминки по Финнегану”, вышедшему в 1939 г.
тарность в образных средствах, ирония и “банализация” этих средств все это ведет к тому “дострою” или “де-конструированию”, который должен подорвать и любые нормативные или смысловые элементы культуры. Отвергая всякую внешнюю принудительность, постмодернизм стремится устранить и трансцендентные измерения духовного бытия. Рассматривая постмодернизм как последовательное преодоление буржуазного духа, Д.Белл видит в нем крайнее выражение тенденции к освобождению подсознательных инстинктов не только в сфере художественной культуры, но и в реальном поведении. Постмодернизм “освобождает” человека от какой-либо внешней регулирующей силы как в экономике или политике, так и в культуре.
В постмодернизме происходит и “освобождение от прогресса”, от установки на восходящую линию общественного и культурного развития, должного осуществить власть над природными и социальными процессами, установить порядок и рационализировать человеческую деятельность. Поэтому постмодернизм отвергает и интернациональные стили в искусстве (архитектуре), подвергает сомнению веру в науку и технику, отдавая предпочтение локальным, самобытным, многообразным формам жизнедеятельности. Отвергая правомерность универсальных форм рациональности, рожденных “духом индустриализма”, постмодернисты утверждают равноценность различных культурных моделей, реабилитируют те из них, которым ранее отводился статус “низших”, “примитивных”, “архаических”.
Постмодернизм не отвергает ни модернизм, ни любые другие культурные парадигмы, но ликвидирует ту статусную иерархию, вершину которой занимали творцы и эксперты, а массам приходилось “ютиться у подножья”. Отвергается и различие между центром и периферией, между создателем культурных произведений и аудиторией и даже между совершенным или высоким в искусстве и случайным или повседневным. В этом течении отвергается “диктатура новизны и прогресса”, отсутствует забота о чистоте художественного явления, допускается — и даже поощряется — сосуществование самых разнородных элементов. Как полагают постмодернисты,
такого рода преодоление всех принудительных проявлений в культуре и означает подлинно демократическое принятие ценности человека в его данности, самом факте его эмпирического существования.