Критика новейших тенденций в культуре

Острый анализ характера культуры современного за­падного (и буржуазного) общества дал видный канад­ский социолог Г.Маркузе. Технологические достижения “информационного” века привели к духовному обесце­ниванию прежней культуры, ее отстранению от основных сфер общественной жизни. Некоторые построения, ка­завшиеся мифическими и идеальными, на практике реа­лизовались. В современном обществе человек может со­вершить больше, чем прежние культурные герои и пол­убоги. Реальность как бы превзошла в ряде отношений культурные идеалы, отодвинув большей частью высшие ценности, которые прежде были объектом безумных и напрасных стремлений. Десакрализация отношения к миру и обществу, упадок идеальной, возвышенной, ро­мантической стороны жизни сопровождаются ее банали-зацией, обуржуазиванием, подчинением законам рынка, превращением в товар. Прежняя символика и образность, выражавшие высокие и часто недостижимые идеалы, превращаются в продукт массового духовного освоения, но освоения мнимого, ограниченного аудиовизуальным знакомством. Идеалы превращаются в продукт массового духовного потребления, но не освоения. Происходит “материализация идеалов”, их превращение либо в сред­ство пропаганды, поддержания дисциплины, либо в по­вод для досуга. Прежняя критическая и возвышающая функция этого искусства и литературы, “несчастное со­знание” и “утраченные грезы”, преданы забвению, и та­кой ценой они превращены в предмет повседневного, за­урядного потребления, средство стилизации деловых и светских отношений, никоим образом не вносящих раз­лад в эти отношения. Капиталистическое общество обна­руживает способность к поглощению прежних ценностей, их перевариванию и адаптации к потребностям поддер­жания статус-кво. Прежние жизненные конфликты и не­сбывшиеся надежды или возвышенные стремления, при­водившие к трагедии, которые постигали Ромео и Джуль­етту, Отелло и Дездемону, мадам Бовари или Анну Ка­ренину, подлежат “вытеснению” через различные формы “принятия действительности” в процессе расширенного потребления или курса психоаналитического лечения. Тем самым подрывается не только значение стиля преж­него искусства, но и сама сущность прежней культуры.

Критики буржуазного стиля в культуре настаивают на том, что всеобщее образование, дешевые издания клас­сиков, долгоиграющие пластинки и компактные диски или видеоплееры действительно приближают высокое ис­кусство к широким массам, однако ценой превращения его в придаток рыночно-технологической регуляции че­ловеческих отношения.

Контркулыпура устойчиво расширяет число своих последователей, начиная с послевоенного поколения бит­ников и хиппи. Ими движет неприятие действительности буржуазного мира, тех пагубных последствий, которые сопровождают его “победное шествие”. Отсутствие ре­ального прогресса в отчуждающем характере труда, гло­бальное разрушение природной среды, совершенствова­ние оружия массового уничтожения, возрастание жесто­кости и равнодушия в отношениях между людьми, бес­силие парламентской демократии в устранении господ­ства политической олигархии, продолжающиеся нацио­нальные и религиозные конфликты — все это заставляет сторонников контркультуры искать иной, альтернатив­ный путь, основанный прежде всего на подлинно чело­веческих ценностях. Альтернативные движения выступа­ют как “практическая критика” современных обществен­ных систем, за самостоятельное участие каждого сторон­ника такого движения, налаживание постоянных форм солидарности, предполагающей уважение к внутренней свободе и плюрализму мнений, за новые формы коопе­рации в труде и человеческих отношениях, осмысленно­му соединению труда и досуга, пренебрежительному от­ношению к материальному успеху, вещизму и чрезмер­ному потребительству.

Альтернативные формы жизнеустройства весьма раз­личны: 1) утопические коммуны, построенные на прин­ципах общего бюджета, отрицания парной семьи, коллек­тивном воспитании детей; 2) организации, возникающие на основе различных импортированных восточных мис­тических учений (дзен-буддисты, общества трансценден­тной медитации, кришнаиты, группы йоги, последователи Раджнеша и т.д.); 3) авангардные течения, связанные с поклонением музыкально-эстрадным типам массовой культуры.

Приверженцы контркультуры — обычно молодежь, главным образом из числа среднего класса, которая от­рицает культурные аспекты буржуазного образа жизни. В 50—60-х гг. немалая часть молодежи предпочитала мирный эскапизм, отход от нормативного и еще пред­ставлявшегося функциональным буржуазного порядка. Позднее альтернативные движения стали оказывать за­метное воздействие на западное общество. Социологи по-разному оценивают эти течения. Некоторые склоня­ются к их критике, обвиняя молодежь в стремлении про­длить беспечное инфантильное существование, отказыва­ясь от “взрослых” обязанностей и обязательств. Эта ли­ния обычно смыкается с неоконсервативными тенденци­ями, направленными на стабилизацию общественного со­знания, потерпевшего заметный ущерб в период расцвета контркультуры. Другие исследователи указывают на то, что в среде контркультуры возникают и позитивные на­правления: в защиту окружающей среды (движение “зе­леных”), за демилитаризацию и дебюрократизацию об­щества, за создание более человеческих отношений меж­ду людьми, гуманизацию образования и воспитания, внедрение более здорового образа жизни, питания, пси­хической тренировки и т.д.


ПРИЛОЖЕНИЕ


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ИЛИ РЕФЕРАТОВ С ПРИМЕРНЫМИ ВОПРОСАМИ К НИМ И ЛИТЕРАТУРОЙ

Темы, помеченные звездочкой, не получили разверну­того, подробного освещения в тексте учебника и предла­гаются для самостоятельного изучения.

ЧАСТЬ III

Тема XXXIII. Социокулыпурные принципы ^индустриального общества

Различие типов социальности: межличностные отно­шения и товарно-денежные связи. Соотношение принци­пов солидарности и антагонизма в доиндустриальном об­ществе. Культурные основы социальной иерархии. Пред­ставления о богатстве, труде и власти в доиндустриаль­ном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

См. ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: