Острый анализ характера культуры современного западного (и буржуазного) общества дал видный канадский социолог Г.Маркузе. Технологические достижения “информационного” века привели к духовному обесцениванию прежней культуры, ее отстранению от основных сфер общественной жизни. Некоторые построения, казавшиеся мифическими и идеальными, на практике реализовались. В современном обществе человек может совершить больше, чем прежние культурные герои и полубоги. Реальность как бы превзошла в ряде отношений культурные идеалы, отодвинув большей частью высшие ценности, которые прежде были объектом безумных и напрасных стремлений. Десакрализация отношения к миру и обществу, упадок идеальной, возвышенной, романтической стороны жизни сопровождаются ее банали-зацией, обуржуазиванием, подчинением законам рынка, превращением в товар. Прежняя символика и образность, выражавшие высокие и часто недостижимые идеалы, превращаются в продукт массового духовного освоения, но освоения мнимого, ограниченного аудиовизуальным знакомством. Идеалы превращаются в продукт массового духовного потребления, но не освоения. Происходит “материализация идеалов”, их превращение либо в средство пропаганды, поддержания дисциплины, либо в повод для досуга. Прежняя критическая и возвышающая функция этого искусства и литературы, “несчастное сознание” и “утраченные грезы”, преданы забвению, и такой ценой они превращены в предмет повседневного, заурядного потребления, средство стилизации деловых и светских отношений, никоим образом не вносящих разлад в эти отношения. Капиталистическое общество обнаруживает способность к поглощению прежних ценностей, их перевариванию и адаптации к потребностям поддержания статус-кво. Прежние жизненные конфликты и несбывшиеся надежды или возвышенные стремления, приводившие к трагедии, которые постигали Ромео и Джульетту, Отелло и Дездемону, мадам Бовари или Анну Каренину, подлежат “вытеснению” через различные формы “принятия действительности” в процессе расширенного потребления или курса психоаналитического лечения. Тем самым подрывается не только значение стиля прежнего искусства, но и сама сущность прежней культуры.
Критики буржуазного стиля в культуре настаивают на том, что всеобщее образование, дешевые издания классиков, долгоиграющие пластинки и компактные диски или видеоплееры действительно приближают высокое искусство к широким массам, однако ценой превращения его в придаток рыночно-технологической регуляции человеческих отношения.
Контркулыпура устойчиво расширяет число своих последователей, начиная с послевоенного поколения битников и хиппи. Ими движет неприятие действительности буржуазного мира, тех пагубных последствий, которые сопровождают его “победное шествие”. Отсутствие реального прогресса в отчуждающем характере труда, глобальное разрушение природной среды, совершенствование оружия массового уничтожения, возрастание жестокости и равнодушия в отношениях между людьми, бессилие парламентской демократии в устранении господства политической олигархии, продолжающиеся национальные и религиозные конфликты — все это заставляет сторонников контркультуры искать иной, альтернативный путь, основанный прежде всего на подлинно человеческих ценностях. Альтернативные движения выступают как “практическая критика” современных общественных систем, за самостоятельное участие каждого сторонника такого движения, налаживание постоянных форм солидарности, предполагающей уважение к внутренней свободе и плюрализму мнений, за новые формы кооперации в труде и человеческих отношениях, осмысленному соединению труда и досуга, пренебрежительному отношению к материальному успеху, вещизму и чрезмерному потребительству.
Альтернативные формы жизнеустройства весьма различны: 1) утопические коммуны, построенные на принципах общего бюджета, отрицания парной семьи, коллективном воспитании детей; 2) организации, возникающие на основе различных импортированных восточных мистических учений (дзен-буддисты, общества трансцендентной медитации, кришнаиты, группы йоги, последователи Раджнеша и т.д.); 3) авангардные течения, связанные с поклонением музыкально-эстрадным типам массовой культуры.
Приверженцы контркультуры — обычно молодежь, главным образом из числа среднего класса, которая отрицает культурные аспекты буржуазного образа жизни. В 50—60-х гг. немалая часть молодежи предпочитала мирный эскапизм, отход от нормативного и еще представлявшегося функциональным буржуазного порядка. Позднее альтернативные движения стали оказывать заметное воздействие на западное общество. Социологи по-разному оценивают эти течения. Некоторые склоняются к их критике, обвиняя молодежь в стремлении продлить беспечное инфантильное существование, отказываясь от “взрослых” обязанностей и обязательств. Эта линия обычно смыкается с неоконсервативными тенденциями, направленными на стабилизацию общественного сознания, потерпевшего заметный ущерб в период расцвета контркультуры. Другие исследователи указывают на то, что в среде контркультуры возникают и позитивные направления: в защиту окружающей среды (движение “зеленых”), за демилитаризацию и дебюрократизацию общества, за создание более человеческих отношений между людьми, гуманизацию образования и воспитания, внедрение более здорового образа жизни, питания, психической тренировки и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ИЛИ РЕФЕРАТОВ С ПРИМЕРНЫМИ ВОПРОСАМИ К НИМ И ЛИТЕРАТУРОЙ
Темы, помеченные звездочкой, не получили развернутого, подробного освещения в тексте учебника и предлагаются для самостоятельного изучения.
ЧАСТЬ III
Тема XXXIII. Социокулыпурные принципы ^индустриального общества
Различие типов социальности: межличностные отношения и товарно-денежные связи. Соотношение принципов солидарности и антагонизма в доиндустриальном обществе. Культурные основы социальной иерархии. Представления о богатстве, труде и власти в доиндустриальном обществе.
ЛИТЕРАТУРА
См. ниже.