Проверки на стендах и в дорожных условиях должны проводиться при работающем и отсоединенном от трансмиссии двигателе, а также отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и разблокированных трансмиссионных дифференциалах. Общая масса средств диагностирования, размещенных на автомобиле, не должна превышать 25 кг.
Испытания должны проводиться в безопасных условиях.
Погрешность измерений должна находиться в следующих пределах для:
• тормозного пути - ±5 %;
• начальной скорости торможения - ±1 км/ч;
• установившегося замедления - ±4 %;
• продольного уклона площадки для торможения - ±1 %;
• тормозной силы - ±3 %;
• усилия на органе управления - ±7 %;
•времени срабатывания тормозной системы - ±0,03 с;
• времени запаздывания тормозной системы - ±0,03 с;
• времени нарастания замедления - ±0,03 с;
• давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе - ±5 %.
Проверка рабочей тормозной системы при дорожных испытаниях должна осуществляться в соответствии с нижеприведенными требованиями:
|
|
• начальная скорость - 40 км/ч;
• корректировка траектории движения автомобиля не допускается (рулевое управление находится в неприкосновенном состоянии);
• экстренное, однократное, полное торможение.
При испытании устойчивости автомобиля на площадку должны быть нанесены три полосы, обозначающие ось движения, правую и левую границы коридора. Автомобиль должен двигаться прямолинейно с установленной скоростью по оси коридора. Положение автомобиля после завершения торможения определяется визуально по его проекции на опорную поверхность. В случае образования двух и более точек пересечения полученной проекции автомобиля и границ коридора значение параметра устойчивости не может быть признано удовлетворительным.
Дорожные испытания можно проводить с использованием универсальных средств измерения линейно-угловых величии и деселерометра - механического прибора для замера установившегося замедления. Кроме того, в настоящее время существуют специализированные электронные приборы. К ним может быть отнесен прибор «Эффект». Этот прибор может комплексно определим ряд параметров (табл. 3.17). Стендовые испытания тормозных систем на роликовых стендах проводят при наличии на переднем сиденье автомобилей категорий M1 и N1 водителя и пассажира. При испытаниях важно состояние роликов стенда. Не допускается их износ до полногоистирания рифленой поверхности или разрушения абразивного покрытия. Стендовые испытания проводят с помощью тормозных стендов различных моделей. Номенклатура этих устройств достаточно разнообразна.
|
|
Поэтому при выборе тормозного стенда необходимо руководствоваться технической характеристикой испытываемогоавтомобиля.
Тормозной стенд модели СТС-2 предназначен для контроля эффективности тормозных систем и устойчивости при торможении легковых автомобилей, автобусов малого класса, минигрузовиков с нагрузкой на ось, не превышающей 19 600 Н, с ширимой колеи 1200... 1820 мм. Его технические данные приведены в табл. 3.18.
Тормозной стенд СТС-10 предназначен для диагностирования тормозных систем грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, прицепов в составе автопоездов с шириной колеи 1500...2160 мм, диаметром колес автомобиля 968...1300 мм. Его технические данные приведены в табл. 3.19.
Значения тормозных сил на колесах грузовых автомобилей и автобусов, требуемые для определения работоспособного состояния тормозной системы, приведены в «Руководстве по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта» (РД 200 РСФСР 15-0150-81). Их значения содержит табл. 3.20.
Значения тормозных сил на колесах легковых автомобилей для диагностирования состояния тормозных систем приведены и «Руководстве по организации диагностирования легковых автомобилей на СТО системы «Автотехобслуживание» (РД 37.009.010-85), Их значения для автомобилей в снаряженном состоянии приведены в табл. 3.21.
Вышеприведенные значения параметров тормозных систем автомобилей удобны для использования, существенно экономят время и повышают производительность диагностических работ. Однако существующая литература содержит далеко не исчерпывающий перечень автомобилей с подобными показателями. В случае их отсутствия необходимо пользоваться стандартной (ГОСТ Р 51709-2001) методикой для определения значений показателей эффективности торможения и устойчивости автомобилей Но результатам испытаний. Некоторые элементы этой методики применительно к одиночному автомобилю приведены ниже.
Значение общей удельной тормозной силы γт определяют по зависимости
где Р т - сумма максимальных тормозных сил на колесах автомобиля, Н; М-полная масса автомобиля, кг; g- ускорение свободного падения, м/с2.
Относительную разность F, %, тормозных сил колес оси рассчитывают по результатам проверок тормозных сил на колесах автомобиля по формуле:
где Р т.пр, Рт.лев - максимальные тормозные силы соответственно на правом и левом колесах проверяемой оси автомобиля, Н.
Тормозная система автомобиля признается выдержавшей испытания, если номенклатура диагностических параметров соответствует требуемой, а их значения соответствуют приведенным нормативам.
Рассмотрим пример.
Дорожному испытанию в снаряженном состоянии подвергнут грузовой автомобиль ГАЗ-33021 («Газель»). Масса снаряженного автомобиля - 1850 кг.
Результаты испытаний:
• тормозной путь - 12,3 м;
• усилие на тормозной педали - 520 Н;
• проекция автомобиля находится в пределах коридора шириной 3 м;
• неподвижное положение автомобиля на дороге с уклоном 32 %.
Идентификация испытаний.
Грузовой автомобиль с полной массой до 3500 кг по классификации автотранспортных средств принадлежит к категории N1. В соответствии с нормативными значениями параметров (см. табл. 3.14) автомобиль этой категории в снаряженном состоянии должен иметь тормозной путь не более 18,3 м при усилии на тормозную педаль не более 686 Н. Автомобиль в результате торможения не должен выходить за пределы коридора. Автомобиль в снаряженном состоянии должен удерживаться в неподвижном состоянии на дороге с уклоном не менее 31 %. Результаты проведенных испытаний удовлетворяют требованиям, что позволяет сделать заключение о приемлемом состоянии тормозного управления автомобиля.
|
|
Стендовым испытаниям подвергнут автобус ЛиАЗ-5256 в снаряженном состоянии. Исходные технические данные:
• масса снаряженного автомобиля - 9 600 кг;
• полная масса автомобиля - 15 727 кг. Результаты испытаний:
1. Сила при торможении рабочей тормозной системой:
• переднего правого колеса - 12 740 Н;
• переднего левого колеса - 12 367 Н;
• заднего правого колеса - 15 190 Н;
• заднего левого колеса - 18 032 Н.
2. Усилие на тормозную педаль - 470 Н.
3. Время срабатывания тормозной системы - 0,3 с. Рассчитываемые показатели:
1. Общая тормозная сила рабочей тормозной системы - 58 329 Н.
2. Относительная разность F тормозных сил колес передней оси-2,9%.
3. Относительная разность F тормозных сил колес задней оси-15,8%.
4. Общая удельная тормозная сила - 0,62. Идентификация испытаний.
Автобус полной массой свыше 5000 кг по классификации автотранспортных средств принадлежит к категории М3. В соответствии с нормативными значениями параметров (см. табл. 3.16) автомобиль этой категории в снаряженном состоянии должен иметь общую удельную тормозную силу не менее 0,51, относительную разность тормозных сил колес передней и задней оси не более 20 % при усилии на тормозную педаль не более 686 Н. Результаты проведенных испытаний удовлетворяют требованиям, что позволяет сделать заключение о приемлемом состоянии тормозного управления этого автобуса.