Глава 2. Российское предпринимательство в эпоху создания централизованного государства

Глава 1. Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси

Зарождение предпринимательства

 

Формирование классовых отношений, укрепление княжеской власти привели к накоплению излишков натуральных продуктов в руках князей и их дружинников, которые собирали дань с местных племен. Существовало два вида дани - полюдье, когда с ноября по апрель князь с дружиной ходили по славянским землям и собирали меха (скору), мед, воск и другие товары. Второй вид дани назывался повози, когда крестьяне сами на лошадях привозили товары на княжеский двор.

Весной (пока была высокой вода) к Киеву приплывали огромные долбленые лодки из Смоленска, Чернигова, Новгорода дозагружались в Киеве товарами, и купцы плыли вниз по Днепру с вооруженной дружиной и княжескими послами к Константинополю и другим греческим городам. Этот путь стали называть "из варяг в греки". Он пролегал через Неву, Ладожское озеро, Волхов, Ловать и Днепр. Взаимоотношения с Византией не всегда были мирными. С IХ по середину ХI вв. киевские князья совершили шесть походов на Константинополь. Они большей частью вызывались стремлением Руси восстановить или поддержать торговые сношения с южным соседом. Походы завершались, как правило, подписанием торговых договоров. Об особенностях торговли русских купцов в Константинополе свидетельствует, например, договор 907г., заключенный князем Олегом с византийскими императорами (их было тогда два - Лев и Александр.). В нём прежде всего было оговорено, чтобы торговые люди, прибывавшие в Византию из Руси, не "творили пакости", не занимались вместо торговли грабежом и насилием. Видимо, в целях предосторожности приезжавшим купцам разрешалось жить только в предместье, у монастыря св. Мамы, но не в самой столице. Они предварительно переписывались греческими властями и могли войти в город только через одни, специально для этого выделенные, ворота. Ставилось также условие, чтобы купцы и их слуги были без оружия; входить в город они могли группой не более 50 человек, в сопровождении "царева мужа", т.е. местного чиновника. Наконец, русским купцам не разрешалось зимовать в пределах Византии. Вероятно, византийцы побаивались прибывших, даже приходивших на законных основаниях. Уже в этих договорах купцов, торговавших за границей, называли "гости". Эта была элита русского купечества, просуществовавшая до первой четверти XVIII в.

Наряду с Византией, русские купцы торговали с Хазарским каганатом, возникшим в VII в. (его власть простиралась от Крыма и Каспия до средней Волги; столицей Хазарии был город Итиль в устье Волги, рядом с современной Астраханью); со странами Востока.

Главными предметами торговли русского купца являлись хлеб, мед, воск, меха. Следует заметить, что меховая одежда была в большой моде при дворе халифов и у богатых арабов. Со своей стороны, восточные купцы предлагали украшения, вина и пряности, пользовавшиеся устойчивым спросом на Руси. Кроме того, через хазар на Русь поступало серебро и серебряные арабские деньги дирхемы, которые имели широкое распространение в Киевской Руси. Путь по Волге называли "из варяг в хазары".

Примерно в ХI в., ко времени уже довольно широких деловых операций с участием арабских, византийских и западноевропейских купцов, возрастает значение Киева как центра посреднической торговли между Западом и Востоком. Транзитная торговля через южную Русь еще более оживилась после того, как норманны и венгры перекрыли пути по Средиземноморью и Южной Европе.

В 988 г. Русь приняла православное христианство, это возвысило ее авторитет среди других народов Европы и Азии. Точно выбранной с экономических позиций религии впоследствии не потребовались реформы, как это произошло с католичеством, поскольку православие не подавляло, а развивало предпринимательский интерес. Русская церковь относилась к торговле покровительственно. Христианские храмы предпочитали строить в наиболее людных местах: в местах торгов у стен городов - на погостах (от слова "гостьба" - торговля). Туда сходились звероловы, смолокуры, ремесленники и прочие "промышленники". В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складировались товары, сберегались торговые договоры. Монастыри вели самостоятельную хозяйственную жизнь. Церковь брала на себя ответственность за поддержание порядка в торговле, провозглашая каждый обман в сделках грехом. На первых порах торговля проходила прямо в храмах. Позднее она была вынесена на обширные прицерковные площади. Торговля была как ярмарочная (обычно сезонная), так и базарная (регулярная, по выходным и праздничным дням). В самом Киеве насчитывалось 40 церквей и 8 рынков. Рынок - торг, торжище, торговище - занимал центральное место в русском городе. Здесь проходили народные собрания, делались все важнейшие сообщения (в том числе закликались распоряжения князя), узнавались новости. Торговые операции могли осуществляться на рынке только при свидетеле - весовщике, собиравшем весовой сбор в пользу местного князя. Пользоваться собственными весами торговцам не разрешалось. Официальные меры длины (локоть и т.д.), а также коромысловые весы хранились в церквях под надзором епископов. На социальной лестнице представители купечества стояли следом за боярством, дружинниками и чиновниками князей. Согласно "Русской Правде" Ярослава Мудрого их жизнь оценивалась в 40 гривен серебра либо в 10 гривен - по договору Новгорода с немецкими городами 1191-1192 гг.

Купеческая торговля

 

С середины XI в. характер купеческой торговли меняется. Половцы и турки - сельджуки перехватили пути на юг и на восток. Торговые связи Западной Европы и Ближнего Востока вновь перемещаются в Средиземноморье. Торговое значение Киева падает, на первое место с усилением значения деловых связей по Балтике и Волге выходят Новгород, Полоцк, Смоленск, Владимир-на-Клязьме. На изменение направлений торговой деятельности повлиял и подъем ремесленного производства в русских городах. Видное место в ассортименте купцов, в том числе и гостей, занимают изделия русских мастеров.

На зарубежные рынки вывозились главным образом меха, рабы, воск, мед, лен, полотно, серебряные изделия. Говоря о торговле в Киевской Руси, нельзя не указать на то, что наши предки пользовались в основном иностранными деньгами. В VIII-Х вв. это были арабские дирхемы, поступавшие из Хазарии, но в конце Х - начале XI вв. их поступление на Русь прекратилось. Причинами этого были, во-первых, прекращение торговли по Волге из-за разгрома Хазарского каганата, а во-вторых, прекращение чеканки серебра на Востоке в XI в. ("Серебряный кризис").

Крайне редкими в этот период были монеты Византийской империи - серебряные "милиарисии" и золотые "солиды". (Последние серьезно повлияли на создание древнейших русских монет.) Первая попытка создать русскую монету была предпринята

только в конце Х в. Первый рубль появился в ХIII веке. Это был удлиненный брусок серебра весом приблизительно в 200 грамм, грубо обрубленный по концам. Разрубленный пополам он стал называться полтина (половина), а деленный на 4 части - четверть. От слова "гривна" позднее образовалось слово "гривенник", т.е. одна десятая доля рубля.

К началу ХIII в. внешнеторговые операции русских купцов настолько укоренились, что их не смогли прервать даже вторжение монгольских орд и крестоносцев. После установления золотоордынского владычества на Руси резко возросло значение торгового пути через Балтику. Деловые связи новгородцев с немецкими купцами имели здесь давнюю историю. Еще в ХII в. в Новгороде появляются два иноземных гостиных двора: готский (Готландский) с церковью св. Олафа (построена 1152г.) и немецкий с церковью св. Петра (1184г.). К этому времени среди новгородских купцов существовали свои корпоративные объединения. Сохранился устав Ивановской общины, объединявшей крупных торговцев воском ("вощников"). Ивановская община была органом торгового управления и напоминала западноевропейскую гильдию. При церкви существовала дума по делам торговли и купеческого суда. Здесь же хранились меновые орудия: весы из двух чашек для воска, безмен для меда, локоть для сукна и рублевая гривенка для взвешивания благородных металлов. Ивановскому суду были подсудны все дела, возникавшие между иноземными и новгородскими купцами, в том числе и уголовного характера. С ХIII в. балтийский путь оказался в руках посредников - купцов Ганзейского союза. Членами союза, помимо северогерманских городов во главе с Любеком, являлись Рига, Ревель (Таллинн), Дерпт (Тарту). Для новгородских купцов основным торговым партнером стал Ревель, для псковских и смоленских - Рига. Ганзейцы обладали монопольными правами на посредническую торговлю между странами Западной Европы и Новгородом. Вместе с тем и новгородцы не стеснялись ограничивать права немецких купцов, запрещая им розничную торговлю в городе и доступ в другие русские города. Все оптовые сделки обязательно должны были заключаться при посредничестве местных торговцев. Позже в Новгороде были открыты Псковский, Тверской, Полоцкий, Смоленский и другие дворы. Приезжие купцы обязаны были жить в гостиных дворах - селиться вне их запрещалось.



Глава 2. Российское предпринимательство в эпоху создания централизованного государства

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: